Yachtmaster: человек за бортом

Медиа
Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

День vdv

Как спасти выпавшего за борт человека?

Ситуация «Человек за бортом» так или иначе рассматривается практически во всех курсах по управлению маломерным судном. И хотя в жизни она, к счастью, случается редко, быть к ней готовым и знать порядок действий необходимо, ведь речь идет в прямом смысле о спасении чьей-то жизни. Конечно, идеальный вариант — делать все возможное, чтобы за борт у вас вообще никто не выпал. Многое здесь зависит от типа судна. На крупной моторной яхте вероятность такого развития событий невелика: если нет каких-то технических проблем, выходить на палубу требуется разве что во время отдачи якоря или швартовки в марине. А вот на небольших и открытых судах риск оказаться за бортом, поскользнувшись или потеряв равновесие на большой волне, намного выше. НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ХОДУ:

• Перед выходом на воду проинструктируйте всех присутствующих на борту в отношении того, что от них требуется.
• Во время движения судна по возможности лучше сидеть.
• Собираясь резко повернуть/сменить курс, предупредите команду о маневре.
• Если впереди большая волна или кильватерный след крупного судна, также сообщите об этом.
• Когда кому-то необходимо выйти на палубу, замедлите ход.
• Детям и неловким/неопытным людям может потребоваться помощь. Заранее предупредите остальных об этом.
• Убедитесь, что на всех надеты спасательные жилеты

Конечно, выходить на палубу время от времени все же приходится: помните, что выпасть за борт очень легко как раз тогда, когда вы сконцентрированы на другой работе: вывешиваете кранцы, собираетесь отдавать якорь или стоите наготове со швартовами. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ КОМАНДУ РАЗУМНО ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

• Всегда помните правило «одна рука для лодки, другая — для себя» и обязательно держитесь.
• Не пытайтесь в одиночку носить по палубе слишком и объемные и тяжелые вещи.
• Работая с концами и кранцами, старайтесь делать все, что можно, внутри кокпита и попросите кого-нибудь следить за вами.
• В свежую погоду, выходя на палубу, используйте страховочную обвязку.

Человек за бортом: что делать?
Порядок действий в ситуации «Человек за бортом» зависит от того, где произошел инцидент. В забитой гавани или марине может оказаться сложно подвести судно к выпавшему за борт. На открытой воде, напротив, основная задача — не потерять его из виду. Именно поэтому, обнаружив, что кто-то упал в воду, первое, что вы должны сделать, — как можно громче крикнуть «Человек за бортом!», чтобы привлечь внимание остальных членов команды. И не просто указать рукой место, где, по вашему мнению, это произошло, а продолжать стоять, следить и показывать. В том, что это реально важно, легко убедиться. Недавно мне довелось проводить занятия в свежую погоду: на большой волне мы потеряли из виду манекен, изображавший человека за бортом, буквально за пару секунд. И даже лишились бы его совсем, если бы один из нас не стоял все время «на страже», указывая направление. Я бы разделил ситуацию «Человек за бортом» на три части: а) возврат на исходную позицию; б) маневр с подходом; в) подъем человека из воды.

А) ВОЗВРАТ НА ПОЗИЦИЮ Есть три рекомендованных приема, которые можно использовать для возврата к месту, где вы услышали сигнал «Человек за бортом». На моторных лодках чаще всего применяется маневр, именуемый «поворот Вильямсона». Он годится для любых погодных условий и может использоваться даже ночью.

ПОВОРОТ ВИЛЬЯМСОНА (РИС. 1) Услышав крик «Человек за бортом!», выкрутите штурвал примерно на 60º, чтобы сделать поворот. Делать это нужно быстро, но равномерно, не меняя скорости лодки. Если начальный курс был, допустим, 180º, то, прибавив к нему 60º, мы получим 240º (я предпочитаю перекладывать штурвал на правый борт, поскольку мне, как и большинству людей, проще складывать градусы, чем вычитать). Как только стрелка компаса достигнет 240º, таким же быстрым равномерным движением перекладываем штурвал влево до исходного положения, чтобы компенсировать поворот. Этот маневр позволяет быстро развернуть судно в обратную сторону (на 180º), и новый компасный курс будет 0º. Если вы совершили поворот сразу после «сигнала тревоги», то выпавший за борт окажется у вас прямо по курсу. Для успешного выполнения этого маневра в реальной ситуации нужно хорошо чувствовать свою лодку и, конечно, практиковаться. Одни лодки поворачивают настолько быстро, что штурвал нужно выкручивать меньше чем на 60º. Другим, с меньшими по площади рулями, требуется почти 100º, так что вам действительно надо понимать, как управляется именно ваше судно.

БОЛЬШАЯ ПЕТЛЯ (РИС. 2) Альтернативой «Повороту Вильямсона» служит разворот по кругу большого радиуса (см. Рис. 2). Прием эффективен на большинстве скоростных лодок, когда условия позволяют ясно видеть человека за бортом. Однако в свежую погоду, при волнении есть вероятность взять неправильный обратный курс и потерять спасаемого из виду. И «поворот Вильямсона», и «большая петля» обычно выполняются без изменения исходной скорости лодки, той, с которой судно двигалось до инцидента. И в этом, на мой взгляд, заключен серьезный недостаток: когда вы подходите подобрать человека из воды, вас нагоняет собственная волна, созданная при повороте, и она может добавить проблем.

ПОВОРОТ С ОСТАНОВКОЙ (РИС. 3) Лично я в большинстве случаев предпочитаю использовать другой очень простой маневр. Как только вы услышали крик «Человек за бортом», заметьте компасный курс, дайте команду всем на борту за что-нибудь держаться и полностью сбросьте скорость. Когда лодка, пройдя по инерции какое-то расстояние, остановится, разверните ее на месте и, взяв обратный курс, медленно возвращайтесь к упавшему за борт. Ситуация и так достаточно нервная, чтобы усугублять ее скоростью и спешкой, а этот прием позволит вам спокойно дать инструкции команде в отношении дальнейших действий. Б) МАНЕВР С ПОДХОДОМ В спасении человека за бортом ключевую роль играют погодные условия, особенно ветер. Влиянием течения, если оно есть, в данном случае можно пренебречь, поскольку сносит оно и яхту, и упавшего за борт примерно одинаково. Однако судно, каким бы оно ни было, имеет гораздо большую парусность, нежели человек в воде, поэтому, если лодка находится с наветренной от спасаемого стороны, лодку начнет сносить к нему.

ВЫБОР ПОЗИЦИИ (РИС. 4) Есть несколько жизненно важных вещей, которые необходимо помнить при подходе к человеку за бортом и подъеме его на лодку:

• Подходить необходимо бортом; лодка не должна двигаться вперед или назад; рукоятка двигателя — в нейтральном положении.
• Судно должно быть расположено под углом 90º к ветру.
• Приближаться необходимо частью судна с большей осадкой, чтобы, поднимаясь и опускаясь на волне, корпус не придавил человека.
• Располагайте лодку так, чтобы человека было удобнее ухватить. Когда человек находится в воде совсем близко, держать в голове все эти правила бывает непросто, поэтому главное — не торопиться и удерживать судно на некотором расстоянии от спасаемого до тех пор, пока у вас не будет ясного плана, каким образом поднять его на борт. Спешка оправдана, только если человек находится в воде лицом вниз или очевидно травмирован. Если он в состоянии помахать вам рукой, то едва ли получит переохлаждение за те лишние две минуты, которые понадобятся вам на выработку правильного порядка действий. Помните: для человека за бортом судно в данный момент представляет наиболее опасный объект (будет не слишком здорово, если вы еще и ударите спасаемого корпусом).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕТРА (РИС. 5) В зависимости от силы ветра и парусности вашего судна вам необходимо подвести его так, чтобы расстояние до спасаемого было от половины длины корпуса до шести его длин (в очень свежую погоду — баллов семь по шкале Бофорта — может потребоваться и большая дистанция). Таким образом, вы получаете время на то, чтобы остановить лодку и дать ветру возможность доделать остальную работу за вас. Также, когда яхту будет сносить, ее корпус даст спасаемому дополнительную защиту от ветра и волн. На большинстве моторных яхт удобнее всего начинать подъем человека на борт в районе кокпита, где палубные проходы достаточно низкие, чтобы можно было наклониться и зацепить спасаемого за одежду при помощи багра. Только имейте в виду, что на некоторых судах боковой ветер по разному воздействует на носовую и кормовую часть судна (иногда нос разворачивается от ветра буквально за секунды), поэтому неплохо заранее знать, как именно поведет себя лодка.

В) ПОДЪЕМ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ВОДЫ Приходится признать, что в данной ситуации размеры имеют значение, равно как и физическая форма. Ловкий подросток с гораздо большей вероятностью сможет сам взобраться по трапу на кормовую платформу после внезапного купания в холодной воде, чем какой-нибудь взрослый. Даже если вода относительно теплая, а человек успокоился, собрался с духом и силами после падения, выбраться самостоятельно бывает непросто. Еще сложнее — вытягивать упавшего, особенно если на нем не надето что-либо, за что можно зацепиться (типа ремней спасжилета). На многих судах кормовая платформа с трапом — единственное низко расположенное место, куда можно выбраться из воды. Только платформа представляет и опасность, поскольку на большинстве яхт она находится на уровне поверхности воды: при волнении человек может попасть под платформу и, что еще хуже, получить удар по голове. Если упавший за борт не может выбраться самостоятельно, а у вас не получается его вытащить (в холодной воде силы спасаемого быстро иссякают), необходимо попытаться привязать его веревкой или пристегнуть при помощи страховочной обвязки — так вы хотя бы не потеряете человека и сможете помочь ему держать голову на поверхности. Хорошо бы иметь на борту блок и лебедку, которые позволят вытянуть человека из воды. Это определенно полезное дополнение на флайбриджных яхтах, и я всегда советую владельцам таких судов устанавливать специальную проушину на свесе флайбриджа как раз для этой цели.

ПОДАВАТЬ ЛИ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ?
«Человек за бортом» — ситуация, в любом случае представляющая угрозу жизни, поэтому непременно нажмите кнопку MoB (Man Overboard) на картплоттере, чтобы знать точные координаты и сообщить их спасателям и властям на случай потери упавшего за борт из виду. Если вы можете самостоятельно найти и спасти человека в кратчайшие сроки — отлично! Но помните: в данной ситуации время работает против вас. Подача сигнала бедствия (Mayday) как минимум позволяет поднять по тревоге береговые службы и запросить немедленной помощи; всегда можно дать отбой, если ваша спасательная операция завершилась успешно без посторонней помощи. В реальности нужно оценить, на какую помощь и в какие сроки можно рассчитывать, исходя из вашего местоположения. Если есть какие-то сомнения, обязательно подавайте сигнал бедствия.

Влиянием течения можно пренебречь, потому что оно сносит судно и человека за бортом примерно одинаково

КАКОВО ЭТО — ОКАЗАТЬСЯ ЗА БОРТОМ?
О спасении человека за бортом пишут много. О том, каково им быть, гораздо меньше. С позиции человека, неоднократно выполнявшего эту роль в ходе практических яхтенных курсов, могу заявить: это очень страшно! Даже идя на это по собственной воле, морально подготовленный и соответствующим образом одетый, я чувствовал себя абсолютно потерянным, шагнув за борт судна, идущего на скорости более 20 узлов. Несмотря на всю подготовку, почти невозможно держать рот закрытым, чтобы тут же не нахлебаться воды. Смог бы я сохранять присутствие духа, вывалившись за борт совершенно неожиданно? Скорее всего, нет. Помните, что спасаемая вами несчастная жертва обстоятельств может пребывать в гораздо худшем состоянии, чем вы предполагаете. При внезапном падении за борт в холодных северных водах один только температурный шок способен лишить вас возможности хоть сколько-нибудь содействовать вашему собственному спасению. Если вас угораздило упасть за борт, все эксперты советуют не пытаться немедленно плыть; примите компактную позу, обхватив руками колени: в таком положении тело успешнее адаптируется к резкой смене температуры. Правда, справедливости ради, надо признать: сказать это в данном случае гораздо легче, чем сделать. спасателям

Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

День vdv

Новые материалы
Похожие статьи