«Wiatr I Woda» в тринадцатый раз

Медиа
Следующая статья

Фристайл в небе, фристайл на воде

Предыдущая статья

Princess R35: вразрез с традициями верфи

Было бы странно, если бы у Польши не проводилась выставка, посвященная малотоннажному судостроению, потому что его традиции здесь сильны еще со времен навеки ушедшего в историю СЭВ — Восточно-Европейского экономического союза.

«Ветер и Воду» проводит организатор выставок YACHT EXPO в сотрудничестве с Murator EXPO — составной частью ассоциации польских судостроителей Polboat, а также при участии популярного яхтенного журнала Zagle. Их следует особо поблагодарить за приглашение на выставку группы российских журналистов и дилеров в составе команды Mission Study Tour куда вошли представители России, ОАЭ, Иордании и Ливана. В программу поездки входило также посещение трех верфей, самой большой в Европе готической крепости (Malbork), тесты катеров на воде, знакомство с музеем «Солидарности» Леха Валенсы, различные семинары и встречи с важными персонами, включая главного редактора журнала Zagle (Waldemar Heflich) и генерального секретаря Европейской палаты лодочной индустрии Sandrine Devos.

Нынешняя история малого польского судостроения без особого преувеличения являет собой пример настоящего экономического чуда. Сегодня Польша занимает первое место в Европе (а в мире второе, после США) по производству моторных судов длиной 6−9 м. Настоящий бум произошел после кризиса 2008-го, когда производство на верфях США и Западной Европы сильно упало в рентабельности и многие знаменитые марки, такие как Quicksilver, Beneteau или Uttern, не замедлили переместить свои производственные мощности в страну с более дешевой рабочей силой. Все последующие годы выпуск лодок рос взрывными темпами, и в 2017 году в стране было произведено уже 22 500 различных корпусов, из которых 95% (в сумме примерно на 400 млн евро) отправились на экспорт. Росту способствовал привлекательный инвестиционный климат, низкая инфляция и сохранившаяся система подготовки квалифицированных кадров. Польские менеджеры не менее активно пытаются осваивать и восточные рынки, ведь еще в Советском Союзе польские катера и яхты зарабатывали добрую репутацию на протяжении многих десятилетий. Польские марки моторных и парусных яхт Delphia, Maxus, Galeon — постоянные участники российских боат-шоу.

Мирослав Дзятковский, владелец компании «Дзятковский Консалтинг», говорит: «Мы профессионально занимаемся соединением бизнесов Польши с европейскими и российскими. Статистика демонстрирует обширные перспективы сотрудничества, поиска и строительства долгосрочных партнерских отношений с компаниями из России… Мне российский рынок хорошо знаком, я работаю на нем более 12 лет и знаю все привлекательные и сложные стороны этого бизнеса. В целом рынок развивается настолько предсказуемо, что нам есть что обсудить, и мы можем планировать отношения на будущее. Не секрет, что именно польские производители находятся в лидирующей группе мировых производителей, и что качество польской продукции неуклонно улучшается. Российский рынок малых судов именно тоже достаточно интересен, и мы с полной ответственностью можем говорить, что наши катера и яхты оправдают высокие ожидания российского рынка».

Дешевизна и квалификация польской рабочей силы — не единственный веский довод местных бизнесменов. Страна получает миллиардные субсидии Евросоюза, и судостроительная отрасль стремится в полную силу использовать эту помощь. Финским и скандинавским конкурентам не позавидуешь. При всем этом, по словам главного редактора Zagle, внутренний рынок Польши довольно скромен. В стране с населением 38,5 млн человек зарегистрировано всего 60 000 маломерных судов (1 борт на 222 семьи) — примерно столько же в одном только Петербурге, в то же время в Финляндии с ее населением 5,5 млн — 800 000 регистраций (1 лодка на 4,5 семьи). Польшу также не обходят общемировые тенденции: количество людей, занимающихся собственным парусом, с годами становится меньше, все больше места завоевывает чартерный отдых, да и вообще цифровой досуг у многих вытесняет реальную жизнь.

Гость выставки Андрей Прудников из компания «Рокотмото» (Сургут) оценивает событие так: «От выставки я ожидал немного другого формата, в нашем Сибирском регионе яхтенный и парусный досуг развит не настолько сильно. Из представленного на выставке меня заинтересовала только ограниченная серия — лодки от 5−7 м, точнее — пара моделей, остальное больше подходит к Западному региону России. В целом выставка очень напоминает наши, российские».

Действительно, незачем ехать в Европу за «Казанками» образца 70-х. А ведь лодки именно этого типа намерены по традиции заказывать регионы Крайнего Севера. Их бытовой уклад меняется крайне медленно, в Европе же прогресс мчится на полных оборотах. Электродвижение завоевывает водные просторы вслед за дорожными. Гданьская «Зеленая Верфь» производит модерновые композитные катамараны Solliner с германскими электромоторами Torqeedo мощностью в 2−4 кВт. Вмещая 10 человек, они развивают скорость 11−14 км/ч, выхаживают по 16 часов без подзарядки аккумуляторов — и никакого запаха бензина и масла! Солнечные панели, расположенные на крыше рубки, успешно заряжают батареи даже в пасмурный день и стоят относительно недорого.

Андрей Великанов, журнал «Катера и Яхты»: «Выставка очень понравилась, компактная и яркая, позволила протестировать все, что мы хотели, и показала, что польское судостроение находится на очень высоком уровне. Представлены варианты и „для богатых“, и серийные для Северо-Западного региона, и для Сибири. На пользу пошло посещение заводов, поразили современные технологии и чистота производства. Удивило, конечно, что мало было парусных яхт. Немного смутила малая активность посетителей на выставке, мне казалось, что в таком месте, как Гдыня, которая находится на море, посетителей будет больше. Тем не менее потенциал шоу большой, мы благодарны организаторам за прекрасную информацию о производителях, статистике».

Сотрудничество судостроителей с итальянскими дизайнерами вывело польскую продукцию на высокий уровень мирового качества. 60−70 футовые «Галеоны» украшают самые роскошные европейские салоны продаж. Но и более скромные по размерам модели являют образец хорошего вкуса и следования новейшим тенденциям в дизайне. Компания CP Yachts из Гижицко на Мазурах (www.comarpoland.eu) показала стильные моторные лодки CLANSHIP. Вертикальный форштевень и поперечный редан на днище придают их облику некоторый довоенный шарм, вместе с тем это изделия самого современного уровня, из хай-тековых материалов и с разнообразной электроникой на борту. Известные итальянские парусные яхты Comet — также продукт сотрудничества с CP Yachts.

130 стендов, 121 судно на воде, 15 гидроциклов (в основном BRP), пять RIBов, один самолет (www.cirrusaircraft.com) и ни одного мотора или корпуса китайского производства. Алюминия нет и в помине, сплошной пластик. Galeon — 7 моделей, Invictus — 5, Parker — 7, Northman — 3, Nordkapp — 5, кроме того Sun Camper и Princess V 48. Это из списка «высшей лиги». Но в достатке и новичков, например D-Boats (www.d-boats.com) с радикально черной моделью «550». Для пяти человек на борту — супермузыка, спальная каюта на двоих, мягкие кресла, дорогая отделка и великолепные ходовые качества (под Mercury 115 достигли 68, а под 200 л.с. можно выжать и 90 км/ч).

Надо заметить, что лодки для малых и умеренных скоростей перемещения серийно мало кто строит. Northman — одна из таких хорошо «раскрученных» польских верфей (www.northman.pl, бренды Maxus, Nexus, Courier). 20 лет за плечами и в последнее время 150 — 200 корпусов в год. Новинка этого года — Northman 1200 с дизелем Yanmar 110. Скорость 6 уз (максимальная 9,6), и при наличии двух баков по 240 л каждый автономное путешествие может продлиться вечность.

Pegazus 560 Top Fisher — катер, который гарантированно привлекает внимание нашего потребителя. Производит семейная верфь Ярослава Жувалевского (www.pegazus-boats.pl), выпускающая 6 моделей катеров и моторных лодок длиной от 3 до 6 м. Top Fisher (5,4×2,54 м, вес 800 кг) являет собой классический пример судна, которое внутри кажется больше, чем снаружи. Разнообразие оборудования и отлично продуманная эргономика не остались незамеченными экспертами авторитетного журнала Zagle, которые номинировавали катер на звание лучшего в Польше!

Текст Андрей Великанов

Дата:

20.08.2018

Следующая статья

Фристайл в небе, фристайл на воде

Предыдущая статья

Princess R35: вразрез с традициями верфи

Новые материалы
Похожие статьи