Польша: строить больше!

Медиа
Следующая статья

Sochi Winter Cup 2015–2016

Предыдущая статья

Команда MBY на выставке Vene Båt 2016

Всего за три десятка лет поляки подняли национальную яхтенную индустрию и отныне уверенно смотрят в будущее.

Текст Антон Черкасов

В конце августа я провел целый день в марине польского города Гдыни и был сильно удивлен происходящим там. В будни в этой большой яхтенной гавани царила приятная суета. Со слипа то и дело сигали в воду катера и гидроциклы, автокран опускал с причальной стенки крупный круизер, в сервисных ангарах кипела работа, судовладельцы катили к своим яхтам тележки со снедью и тут же отдавали швартовы, а на их пути сновали стайки угловатых «Оптимистов». Возникало ощущение, что находишься не на Балтике, а где-нибудь в Италии или Франции. Увидев это, я захотел разобраться, чем живет яхтенная индустрия Польши.

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ

Сегодня в ней заняты около тысячи компаний и 35 тысяч человек. Преобладает семейный бизнес, во многом зародившийся в конце 1980-х годов, когда цепкая рука Советского Союза, долго не пускавшая страну на Запад, ослабила хватку. Малое судостроение в Польше начало стремительно развиваться, и уже спустя 20 лет был поставлен впечатляющий производственный рекорд — 22 тысячи корпусов за год (по всем верфям)!

«Мой отец выкупил компанию почти 30 лет назад на аукционе, но в то время она не была связана с яхтами, — рассказывает Кристофер Скотт, директор Parker Poland. — К ним мы пришли позже, когда начали импортировать в Польшу подвесные Mercury и стали дистрибьюторами продукции Brunswick. С тех пор мы расширяем спектр продаваемых брендов и стремимся к тому, чтобы через нас можно было купить все необходимое для строительства яхт. В какой-то момент мы приобрели часть производства на севере страны, где сейчас строим катера под марками Parker и Arrow; это примерно треть нашего бизнеса».

Сверху вниз: Катера с рубкой — наиболее востребованный продукт верфи Parker. В Каннах Galeon показала инновационный круизер 500 FLY с откидным фальшбортом.

В 2014 году Польша выпустила около 17 тысяч лодок (€ 200 млн). Столь серьезные показатели во многом стали возможны благодаря глубокой интеграции страны в Евросоюз, доступу к современным технологиям и относительно недорогой рабочей силе, что позволило догнать конкурентов в отношении качества и добиться более низкой конечной стоимости продукта. Однако в итоге сложилась весьма специфическая ситуация, когда многие местные верфи ориентированы преимущественно на экспорт по корпоративным и частным заказам. В Польше делают лодки такие известные бренды, как Axopar, Bayliner, Windy, Quicksilver, XO и Sea Ray. Но корпоративные клиенты предпочитают просто размещать здесь заказы, не вкладываясь в строительство или приобретение верфей. В случае падения спроса эта тактика страхует от больших финансовых потерь. Лишь Beneteau Group владеет заводом в Польше, где изготавливает почти все свои катера с подвесными моторами.

Факт

В 1951 г. правительство закрыло Польскую яхтенную ассоциацию, утверждая, что пропагандируемый ею буржуазный стиль жизни не соответствовал идеологическому курсу страны. Работа ассоциации возобновилась только спустя пять лет.

Крис Скотт

директор Parker Poland
«Внутренний рынок Польши почти не интересен местным производителям, поскольку до 95% их продукции уходит за границу»

«Внутренний рынок Польши почти не интересен местным производителям, поскольку до 95% их продукции уходит за границу, — поясняет Крис Скотт. — В прошлом году мы продали здесь всего 14 лодок из построенных трех сотен». Интересно, что на долю прогулочных судов приходится всего 0,15% от общего объема экспорта, но при этом именно они составляют основу национальной индустрии роскоши.

«Парадоксально, но со строительством яхт у нас сейчас все гораздо лучше, чем собственно с яхтингом, — рассказывает Станислав Ивински, главный редактор польского яхтенного журнала Zagle. — Благодаря экспансии зарубежных брендов индустрия моментально вернулась к докризисным объемам производства. В то же время средний уровень достатка в стране остается низким, и это не позволяет полякам покупать то, что они же и создают».

Сверху вниз: Второе «сухопутное» боат-шоу проводится в городе Лодзь. Парусный спорт в Польше весьма популярен, и занимаются им с детства.

НАДЕЖДЫ И ТРУДНОСТИ

Тем не менее за последний год польская экономика заметно приободрилась: доходы населения немного выросли, снизился уровень безработицы, и люди снова начали приобретать лодки. Первоначальное беспокойство по поводу российско-украинского конфликта прошло; отсутствие его прямых последствий успокоило потенциальных покупателей, и в свете неспокойной ситуации на Ближнем Востоке многие решили сменить отдых за границей на активное времяпрепровождение дома. Все это дает яхтенному бизнесу надежду на развитие в следующем сезоне.

По некоторым прогнозам, рост производства в 2016 году может достичь 20%, и придется он, в первую очередь, на сегмент малых катеров с подвесными моторами и хаусботов. Ситуация с парусниками длиной до 40 футов остается прежней, а вот продажи более крупных парусных яхт и катамаранов растут благодаря инвестиционным программам: эти суда активно работают на Средиземном море в чартере под польским флагом.

Сверху вниз: В марте в Варшаве проходит одна из двух «сухих» яхтенных выставок под названием «Ветер и вода». Марина Гдыни гораздо удобнее яхтенного порта в Гданьске (первое фото), поскольку имеет прямой выход в море.

Несмотря на хорошие перспективы, поляки столкнулись и с рядом трудностей. Одна из насущных проблем польских верфей заключается в том, что специалисты активно уезжают работать за границу, например в Англию или Норвегию, где за тот же труд платят значительно больше. Сейчас зарплаты занятых в яхтенной сфере профессионалов находятся на среднем для страны уровне, но «утечка рук и мозгов» не прекращается.

Доступ к новым технологиям и недорогая рабочая сила обеспечили успех польским верфям

Вторая проблема — кадровая: многие учебные заведения, где прежде готовили судостроителей, прекратили существование, и на яхтенного конструктора сегодня можно выучиться, пожалуй, только в Гданьском университете. Понимая это, верфи самостоятельно готовят будущих сотрудников. Скажем, Parker реализует программу подмастерьев в области планирования и управления производством, а также обучает молодежь яхтенному дизайну.

Наконец, третья проблема, которую можно рассматривать как приятную заботу: объем заказов у ряда компаний превышает конвейерную мощность, поэтому постоянно приходится беспокоиться о ее наращивании.

ГЕОГРАФИЯ

Производство небольших катеров в основном сконцентрировано на северо-западе страны, в Варминьско-Мазурском и Подляском воеводствах, где расположены главные «яхтенные» города: Августов, Оструда, Гижицко и Хойнице, — тогда как более крупные суда строят рядом с Балтийским морем, в окрестностях Гданьска. Именно там находится Galeon — одна из самых успешных польских верфей. Работая в очень сложном в смысле конкуренции сегменте спортивных и флайбриджных круизеров, верфь привлекает всемирно известных дизайнеров и создает высококачественные, не похожие друг на друга яхты в собственном ярком стиле. Модельный ряд Galeon включает глиссирующие круизеры длиной от 30 до 82 футов, которые напористо теснят маститые европейские бренды.

Вячеслав Кобылко

генеральный директор Galeon
«Мы почти не полагаемся на аутсорсинг и сами делаем для своих яхт практически все, кроме двигателей и электроники»

«Наша компания более гибкая по сравнению с западноевропейскими верфями, — поясняет Вячеслав Кобылко, генеральный директор Galeon. — Мы гораздо меньше полагаемся на аутсорсинг и сами делаем для своих яхт практически все, кроме двигателей и электроники».

За последние 10 лет средняя длина выпускаемых верфью яхт выросла в два раза, и почти все они экспортируются, в том числе в Россию, Южную Америку, Китай и на Ближний Восток. Продажи на домашнем рынке у Galeon составляют около 10% общего объема, что демонстрирует лояльность поляков отечественному бренду.

Международные водные пути в Польше

Еще один польский яхтенный феномен — верфь Sunreef, основанная на рубеже веков французским предпринимателем Франсисом Лаппом. Сегодня это практически единственная в мире компания, где серийно производят парусные и моторные суперкатамараны.

Многие специалисты покидают страну в поисках более высокооплачиваемой работы на Западе

«Яхтинг популярен в нашей стране, но больше всего людей вы встретите не в море, а на внутренних водоемах, — поясняет Крис Скотт. — У этого явления исторический подтекст: люди старшего возраста помнят времена, когда Польша состояла в соцлагере и выход в море был практически запрещен — власти боялись, что народ побежит на Запад. Из-за этого инфраструктура развивалась исключительно на реках и озерах, и только сейчас молодое поколение постепенно начинает осваивать Балтику. На побережье чувствуется нехватка марин: действующие стоянки либо переполнены, либо существенно ограничены по глубине и могут принимать только небольшие лодки».

Крупнейшая внутренняя водная система Польши — Мазурские озера на северо-востоке страны. Искусственные каналы и естественные протоки соединяют между собой более 2000 водоемов, создавая прекрасную акваторию для яхтинга, напоминающую Сайменскую озерную систему на юге Финляндии. Кроме того, по внутренним водам Польши проходят три крупных международных пути: из Братиславы в Щецин (E30), из Херсона в Гданьск (E40) и из Роттердама в Клайпеду (E70). Поляки активно пропагандируют их в качестве интересных круизных маршрутов для иностранных, в первую очередь немецких, яхтсменов. Сами они также охотно путешествуют по родной стране, причем зачастую вместе со своими катерами, которые буксируют на трейлерах.

Сверху вниз: Единственная польская суперяхтенная верфь Sunreef строит свои катамараны в Гданьске. В Польше развит кайтсерфинг, и Хельская коса — одна из точек массового катания. Мазурские озера — яхтенный центр страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что в отношении яхтенной культуры Польша сегодня находится где-то посередине между Россией и образцовыми европейскими государствами. Польское правительство вместе с Ассоциацией Polboat не прекращает попытки привить людям цивилизованный и безопасный подход к отдыху на воде и активно продвигает яхтинг среди молодежи. Ментальность поляков такова, что внутренние споры и разногласия по принципиальным вопросам отнимают у них массу сил и времени, отчего их яхтенная индустрия развивается не так быстро, как могла бы. Однако вряд ли сегодня найдется тот, кто не признает их очевидные достижения в этой области. Шанс стать второй в мире страной, производящей катера длиной до 10 м, был в конце ХХ века у нескольких отколовшихся от «советского айсберга» стран, но по-настоящему воспользоваться им смогла только Польша.

Дата:

18.02.2016

Следующая статья

Sochi Winter Cup 2015–2016

Предыдущая статья

Команда MBY на выставке Vene Båt 2016

Новые материалы
Похожие статьи