На реке и в море-океане

Медиа
Следующая статья

В Сочи завершилась выставка яхт и катеров

Предыдущая статья

Печать майского выпуска MBY

Можно ли серийную прогулочную лодку использовать для бизнеса или решения социальных задач? Оказывается, можно, причем без радикальных изменений — по крайней мере, внешне.

Текст Алексей Максимов Фото Botnia Marine

Говоря об универсальных лодках, мы чаще подразумеваем различные сферы использования судна, но непременно для отдыха. Однако бывает, что лодки, хорошо знакомые нам как прогулочные, активно используют в профессиональных целях. Хороший пример — финские Targa верфи Botnia Marine.

На фото сверху: Гренландия. Универсальные лодки Targa вовсе не редкость в здешних суровых арктических водах

Гренландия

Здесь нет дорог — ни автомобильных, ни железных, и лодкам отведена особая роль: многие из привлекательных мест Гренландии доступны только по воде. Посему быстрые и мореходные суда — лучший вид транспорта большую часть года. Они находятся и в личном пользовании, ими владеют и компании, а поскольку скорость, мореходность и обитаемость — главные требования, неудивительно, что в столь северном регионе лодки Targa вовсе не редкость.

Туристические фирмы используют их в качестве экскурсионных, предлагая мини-круизы к уединенным поселкам, где обитатели промышляют исключительно охотой и рыбалкой, к подножию горных пиков, в богатые морской жизнью фьорды и проливы. Можно подобраться к колонии птиц, гнездящихся на скалах, увидеть ледники…

Сверху вниз: Китовое сафари в Гренландии, на борту Targa 37. Исполинских млекопитающих можно увидеть совсем рядом с лодкой. Targa 31 речной полиции Темзы. На борту имя судна — Gabriel Franks

Ледники в глубине фьордов — потрясающее зрелище. Их ширина может достигать нескольких километров, а некоторые находятся в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из таких — Сермек-Куджаллек, самый продуктивный в плане «производства» айсбергов ледник Северного полушария: прежде чем «отчалить» в Атлантику, они сходят в воду именно здесь, и объем некоторых более 1 куб. км. По оценкам ученых, ледник поставляет в Мировой океан до 46 куб. км льда в год (сопоставимо с потреблением воды в США).

Китовое сафари — отдельный аттракцион. Горбатые киты любят дальние миграции: они приходят в заливы Гренландии, как правило, летом, чтобы подкормиться крилем, креветками и мелкой рыбой. Эти 15-метровые гиганты игривы, любят демонстрировать воздушную акробатику, бить хвостом по воде, и грех упустить шанс увидеть, как они резвятся в море совсем рядом с лодкой.

Бренд Targa популярен в Гренландии, а названия некоторых лодок весьма красноречивы: «Голубой лед», «Айсберг», «Ледяное поле»…

На всех этих направлениях трудятся быстроходные Targa — от одной из младших в линейке Targa 25.1 до флагмана Targa 44, а названия некоторых весьма красноречивы: «Голубой лед», «Айсберг», «Ледяное поле»… Они работают и в качестве такси, развозя клиентов между населенными пунктами, как лодки для дайвинга и чартерной рыбалки: рыба (лосось, треска, форель, палтус) — важнейшая часть рациона в тех краях, и рыбалка там превосходная. В Гренландии жесткий арктический климат — даже весной довольно холодно. Но лодки ходят, лишь бы не было сплошного ледового поля и обилия айсбергов.

Сверху вниз: Гренландия. Targa 25.1 работает в качестве водного такси. Полицейская Targa 31 в Лондоне, на фоне Тауэрского моста

Великобритания

Полиция на Темзе действует с конца XVIII века, когда значение Лондона как морского порта было чрезвычайно высоко. В год столицу королевства посещали 13 500 судов; не всем хватало места в порту, и многие разгружались на реке. Криминогенная обстановка, коррупция и даже пиратство в столь оживленном и денежном месте требовали активных мер властей, для чего и была учреждена речная полиция — возможно, первое в мире подобное подразделение.

В Гренландии практически нет дорог, и лодкам здесь отведена особая роль

Сегодня Лондон как порт уже не столь значим, на Темзе совсем другое судоходство, но задачи речной полиции, ныне именуемой Marine Police Unit (MPU), не утратили свою важность. Только флот MPU теперь иной: нарушители применяют быстрые лодки, им надо суметь противостоять, и это позволяют делать современные быстроходные RIB’ы и универсальные Targa. Среди них Targa 37, способная принять на борт до 16 человек; их используют при проведении полицейских операций и для обеспечения порядка в дни массовых празднеств. Targa 31 — лодка быстрого реагирования (Fast Response, с флайбриджем и без), несет на борту различное оборудование, которое может пригодиться в любых обстоятельствах.

Слева направо: Чартерная рыбалка на борту Targa 37 в Норвежском море. Полицейская Targa 35 обеспечивает безопасность во время испытаний на Женевском озере гоночного катамарана Alinghi, победителя Кубка «Америки» 2010 года

Большая часть повседневной работы MPU проходит на Темзе на плече всего 14 миль. Но при этом спектр задач полиции весьма широк. Это патрулирование реки в режиме 24/7 (ежедневно и круглые сутки) с мониторингом безопасности уязвимых участков (типа Парламента) и береговой инфраструктуры, розыск и спасание: на Темзе случаются столкновения судов, и полиция оказывает пострадавшим помощь. Далее — оперативный перехват лодок-нарушителей на подступах к Лондону, противодействие преступлениям и беспорядкам (при взаимодействии с другими службами), наблюдение и помощь (если потребуется) заплывающим из океана в Темзу животным — морским котикам, дельфинам и даже китам, совместные действия с водолазной службой и другими подразделениями полиции.

Темза опасна приливными течениями — частые и резкие колебания уровня воды существенно осложняют работу катеров речной полиции Темзы, особенно в условиях плохой погоды

Как точно подметил писатель Виктор Конецкий, судно — особенное человеческое творение, при рождении получающее имя собственное. Монументы, дворцы и бульвары, в названиях которых остаются имена людей, при всем своем величии и красоте бездвижны и, значит, не вполне живые. Только корабли — живые памятники… Все Targa речной полиции Лондона носят на борту имена основателей дивизиона или офицеров полиции, отдавших жизнь при выполнении служебного долга.

Германия

Лодки Targa 25.1 стоят на вооружении речной полиции Гамбурга, патрулируя зоны контейнерных перевозок и даже сопровождая корабли ВМС других стран, приходящих с визитом. Эти лодки выбраны за надежность, способность ходить при сильном ветре и волне, выдерживать условия открытого моря. Весомые аргументы — высокая скорость (34 узла с двигателем Volvo Penta D4−260), маневренность, что особенно важно на переполненной Эльбе и в лабиринте портовой акватории, малая осадка.

Сверху вниз: Targa 37 на Боденском озере выполняет миссию пограничного катера Швейцарии. Targa 27.1 и Targa 31 в качестве фотолодок на финише последнего этапа Volvo Ocean Race 2005/06 в Гётеборге

Другие страны

В Дании лодки Targa используют в рыбных хозяйствах, в качестве гидрологических судов, в Норвегии — как такси, для обслуживания плантаций в Норвежском море, где разводят лосося и другие объекты аквакультуры, для чартера и перевозки партий груза. В Швейцарии они выполняют широкий спектр функций — патрульных, спасательных, полицейских — на Цюрихском, Женевском и Боденском озерах. Последнее питает пресной водой несколько стран, известно жесткими ограничениями на вредные выбросы, и раз уж лодки Targa там эксплуатируют, это кое-что значит.

лодок Targa различных моделей поставила за последние годы верфь Botnia Marine целому ряду компаний в 12 стран планеты

Справедливости ради надо сказать, что профессиональные Targa несколько особенные: их строят по требованиям не только RCD, но NBS (Nordic Boat Standard для коммерческих судов длиной до 15 м Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии) или DMA (Danish Maritime Authority). У некоторых непривычная компоновка — например с пассажирскими сиденьями в рубке вдоль бортов. Но в целом это хорошо знакомые многим «морские внедорожники» финской верфи Botnia Marine, которых и в России уже немало.

Дата:

29.04.2016

Следующая статья

В Сочи завершилась выставка яхт и катеров

Предыдущая статья

Печать майского выпуска MBY

Новые материалы
Похожие статьи