Киты у Кайкауры

Медиа
Следующая статья

Вышел новый номер журнала Motor Boat & Yachting №2 (26) Март-Апрель 2014

Предыдущая статья

Госдума одобрила в первом чтении закон о 72-часовом безвизовом режиме для иностранцев на яхтах

Не много в этом мире найдется мест, достойных ярких эпитетов в кругах людей самых разных — по возрасту, профессии, социальному положению, характеру увлечений. Одно из таких — Новая Зеландия, известная, наверное, всем живущим в цивилизованном мире, однако их представления об этой стране, как правило, весьма примитивные.

Текст Дмитрий Матвеев Фото Corbis, GettyImages, Дмитрий Матвеев

Это островное государство расположено в противоположной от Европы, южной части полушария, и там, как в Зазеркалье, многое выглядит иначе. Страна эта манит тысячи туристов со всего мира, немалую их долю составляют любители парусных путешествий. Причин тому достаточно, и подробно рассказать о них в одной статье невозможно. Упомяну лишь основные.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Новая Зеландия — страна с развитой экономикой, бесспорный лидер в своем регионе, убедительный пример успешного взаимодействия политики и науки, технологии и экологии. Это место с благоприятным климатом, обширными и разнообразными территориями с богатейшей экосистемой — по большей части природными заповедниками и невероятно красивыми ландшафтами. Площадью Новая Зеландия вполне может соперничать с большинством европейских государств, но так ли это важно? Открытое в 1642 году Абелем Тасманом, получившее название в честь одной из провинций Нидерландов далекое государство своей значимостью со временем превзошло европейскую территорию-тезку.

ЕСТЬ КОНТАКТ!

Удар оказался настолько неожиданным, что едва ли кто-то успел понять, что произошло. Яхта вздрогнула и резко накренилась на правый борт. Все, что просто лежало, мигом оказалось на палубе или даже за бортом, один из фотоаппаратов быстро скрылся в темных водах, только нам было не до него. Адреналин буквально вспенил кровь, пульс участился, наверное, вдвое… Что интересно, самого кита никто так и не увидел. Через пару секунд яхта приняла ровное положение. Беглый осмотр в каютах и низах не выявил пробоин, что, конечно, уже было хорошей новостью. Придя в себя, мы решили обследовать корпус снаружи, и снова пришлось облачаться в дайверское снаряжение. К счастью, все обошлось. Следы контакта на корпусе виднелись отчетливо, но киль и перо руля не пострадали; удар пришелся ближе к борту — по всей видимости, кит не ударился в корпус, а как бы толкнул его. Досталось главным образом балянусам, мшанкам, морским уточкам и прочим обрастателям, облюбовавшим днище яхты. Нам этого инцидента было достаточно, чтобы на голове появилось еще несколько седых волос. И вроде бы следует быть осмотрительнее, но… какая уж тут осмотрительность, когда под килем сотни метров, а эти зверюги вольготно перемещаются в толще воды, опускаясь на глубину свыше двух километров. Да еще любимая забава кашалотов выпрыгивать из воды! Описать этот трюк довольно сложно, поскольку сложно представить истинные размеры кита. Но вот что можно сказать точно: если такой маневр придется на яхту, последствия едва ли будут поправимы. Кроме прочего, кашалоты обладают дурным и непредсказуемым нравом, от которого пострадало в свое время немало китобоев. И хотя в наше время охота на китов запрещена, кто знает, что этому животному взбредет в голову, которая по размерам сопоставима с автомобилем? Кашалоты, к слову, единственный вид китов, которые охотятся на крупных головоногих, преимущественно на огромных кальмаров, обитающих на больших глубинах и имеющих длину свыше 10 м. Таких иногда находили в желудках кашалотов. Кстати, самый крупный известный науке спрут был обнаружен именно у берегов Новой Зеландии. Его длина превысила 17 м!.. За этими разговорами мы стали собираться в обратный путь. Уже в полной темноте яхта малым ходом при все том же восточном ветре покинула воды заповедника. Ночь прошла в свободном дрейфе в отдалении от берега. А утром мы подняли паруса и взяли курс на Веллингтон. Для местных яхтсменов-шкиперов такие походы сопоставимы с прогулкой к кронштадтским фортам в Финском заливе, а для меня… Это было, без сомнения, настоящее путешествие к загадочным берегам острова Южный самой Новой Зеландии.

РИСК СТОЛКНОВЕНИЯ С КИТОМ

В исследовании «Столкновения яхт с китами» (А. Н. Зинченко, 2012 г.) отмечено растущее беспокойство общества, связанное с такими коллизиями, иногда приводящими к травмам или смерти морских млекопитающих, повреждениям и даже гибели яхт и членов экипажей. Согласно имеющейся статистике, только за период с 1966 по 2010 гг. зафиксированы 168 инцидентов (столкновение и угроза столкновения), и 75% всех случаев приходятся на 2002−2010 гг. Больше всего инцидентов отмечено в Северной Атлантике и Тихом океане, где движение парусных яхт более интенсивное и даже проводятся массовые регаты. Однако такие контакты вполне вероятны в любой точке Мирового океана, где обитают или мигрируют морские исполины. Большинство инцидентов происходили с однокорпусными яхтами из стеклопластика длиной от 10 до 15 м (самый распространенный типоразмер). Довольно большая их часть имела место в дневное время, когда яхты двигались под парусом, и можно допустить, что киты по каким-то причинам сознательно шли на «полный контакт» или его провоцировали. Иначе следует признать таких китов слепыми и глухими (в природе больные особи могут встречаться) или даже пересмотреть постулаты теории вероятности.

Дата:

05.03.2014

Следующая статья

Вышел новый номер журнала Motor Boat & Yachting №2 (26) Март-Апрель 2014

Предыдущая статья

Госдума одобрила в первом чтении закон о 72-часовом безвизовом режиме для иностранцев на яхтах

Новые материалы
Похожие статьи