Всеволод Гаврилов — о современных технологиях борьбы с качкой
Всеволод Гаврилов, генеральный директор «Volvo Penta Россия»

Всеволод Гаврилов — о современных технологиях борьбы с качкой

Всеволод Гаврилов, генеральный директор «Volvo Penta Россия»
Следующая статья

Tankoa T450. Лучше меньше, да лучше

Предыдущая статья

Третий сезон турнирной серии гольф-игр завершен

Мореплавание имеет некоторое природное ограничение — волны, и морская болезнь — лишь одно из его проявлений. Волны увеличивают нагрузку на корпусные конструкции, усложняют швартовку, передачу грузов и пассажиров с судна и на судно. Волны являются одной из причин, почему мореплавание требует особого мастерства. Или требовало?

Человечество давно пытается решить проблемы, связанные с качкой. Какие способы известны сегодня? Для борьбы с морской болезнью применяются медикаментозные средства. Таблетки спасают, но не являются панацеей, поскольку могут только приглушить симптомы. И они почти не помогают безопасно перегружать грузы или управлять судном в условиях волнения. В идеале нужно компенсировать или исключать колебание объекта (лодки) на волнах.

Технические решения делятся на пассивные и активные. К первым относятся, например, фиксированные скуловые кили. Они сглаживают амплитуду качки, но негативно сказываются на сопротивлении и управляемости. Далее, лучшие умы придумали подводные крылья — сначала стационарные, а потом и управляемые: корпус выходит из воды и не подвергается воздействию волн. Сегодня, благодаря удешевлению материалов и компьютерным программам, крылья получили большое распространение. На них «встали» даже доски и парусные яхты: выступление команд на последнем Кубке «Америки», когда яхты легко разгонялись до 40 узлов, покорило многих. Однако крылья работают только на скорости и с ограничением по волнению.

Следующее достижение инженеров — использование для стабилизации судна гироскопического эффекта. Ряд компаний предлагают такие устройства (по сути, тяжелый гироскоп), которые монтируются внутрь корпуса. Раскрученный до высоких оборотов шар умеряет качку судна. Гироскопы работают как на ходу, так и без хода, а к их недостаткам можно отнести длительный цикл запуска устройства, необходимость выделять для него объем внутри корпуса и потреб­ление энергии.

Популярное сегодня решение — активные плавники, особенно в комбинации с транцевыми плитами или интерцепторами; уже есть недорогие решения для катеров от 12 м. Плавники управляются гидравликой или электродвигателями, и на ходу создают подъемную силу, противодействуя раскачиванию судна. Их недостаток — меньшая, по сравнению с гироскопом, эффективность на волнении без хода. Возможности активных плавников до конца еще не исследованы, и в ближайшее время нас, возможно, ожидает новый функционал. Следует упомянуть и роторные стабилизаторы качки, использующие для компенсации крена эффект Магнуса.

Забавным на первый взгляд выглядит решение компенсировать качку отдельно взятого узла: рубки, палубы, надстройки. В Интернете можно найти уже довольно много реализованных конструкций по стабилизации поверхностей, управляемых гидроцилиндрами. По одной из версий, такие технологии изначально разрабатывались для полноразмерных профессиональных и игровых симуляторов. А потом создатели подумали: «Если мы можем устроить качку, почему бы нам таким же образом ее не компенсировать?» Появились катера с «развязанными» корпусом и рубкой. Испытания конструкций для быстроходных катеров по-прежнему продолжаются, а для менее скоростных проектов решение уже активно применяется. Например, есть результаты по обеспечению устойчивости трапов при высадке людей на платформы.

Практикуется похожая технология и для стабилизации кранов-­перегружателей, работающих в море, когда качается судно, но не кран. Он спокойно переносит груз на другое судно, где есть стабилизированная платформа. Безопасно для груза, безопасно для людей! По мере удешевления технологий их начинают использовать все шире. Известны решения, когда на быстроходном медицинском катере стабилизируют кормовую площадку для передачи пациентов с берега или на берег в плохую погоду.

Прогресс на этом не останавливается. Уже есть электронные алгоритмы стабилизации изображения в камерах смартфонов. А можно ли эти алгоритмы использовать для стабилизации судна или его узлов? В любом случае, мы видим всё новые устройства и технологии, и всё чаще они встречаются в стандартной комплектации яхт. Яхтинг становится более доступным, в том числе и для тех, кто плохо переносит качку. А для индустрии, связанной с морем, это означает, что еще больше людей могут испытать радость от пребывания на воде.

Дата:

18.08.2021

Следующая статья

Tankoa T450. Лучше меньше, да лучше

Предыдущая статья

Третий сезон турнирной серии гольф-игр завершен

Новые материалы
Похожие статьи