Владельцы и экипаж
Крис Гартнер — о работе на яхте Black Pearl, любви к парусу и об экологическом мышлении в яхтинге
Крис Гартнер — капитан яхты Black Pearl
Владельцы и экипаж

Крис Гартнер — о работе на яхте Black Pearl, любви к парусу и об экологическом мышлении в яхтинге

Крис Гартнер — капитан яхты Black Pearl
Следующая статья

Банкет с выездом в офис

Предыдущая статья

Шхуна, которая не желала плавать (отрывок из книги)

Криса Гартнера знают в индустрии суперяхт не только как капитана Maltese Falсon и Black Pearl — двух новаторских парусных суперяхт, которые во многом опередили время. Будучи сторонником экологичного яхтинга и адептом паруса, он продвигает новый образ мышления и нередко выступает перед публикой, делясь своими взглядами и опытом.

Black Pearl на воде уже три года, но, похоже, все это время яхту в большей степени используют как экспериментальную платформу, нежели для отдыха. Изменится ли это, или владелец судна настроен продолжать в том же духе?

Я считаю, что все яхты в какой-то мере экспериментальные платформы, которые постоянно стараются улучшать, модернизируя бортовые системы. На крупных яхтах так заведено, и Black Pearl — не исключение. Все эти годы мы действительно отлаживаем работу оборудования, чтобы выйти на нужные показатели и добиться максимальной эффективности. В этом плане мы уже близки к той точке, в которой владелец хочет видеть свою яхту. Замечу, что, помимо тестов и ходовых испытаний, Black Pearl все же используется для отдыха, и у нас прекрасно получается совмещать то и другое.

Вы по-прежнему готовитесь пересечь Атлантический океан, не используя ископаемое топливо?

Да! Это одна из главных целей для всех нас — от владельца до каждого, кто так или иначе участвовал в этом проекте. Мы очень ждем этого и надеемся, что сможем отправиться через океан уже скоро. Точные сроки пока неизвестны, поскольку пандемия, к сожалению, изменила наши планы — пусть и не слишком серьезно, тем не менее переход все же пришлось отложить. Но очень скоро он состоится, и яхта к нему готова!

Black Pearl все еще остается самой экологичной из существующих суперяхт?

На мой взгляд, мы находимся на переднем рубеже, и во многом это продиктовано использованием парусного вооружения DynaRig, которое позволяет нам очень часто и очень долго ходить под парусом. Знаете, большое удовольствие работать на человека, который говорит вам: «Я хочу, чтобы вы использовали паруса всегда, когда это возможно, и нам не нужно спешить, чтобы добраться из точки „А“ в точку „Б“». Что мы и делаем, а потому пользуемся ископаемым топливом довольно редко. Кроме того, у нас новаторские бортовые системы, в основе которых лежат экологичные технологии. Ряд строящихся проектов приближается к нашему уровню, но я считаю, что Black Pearl по-прежнему опережает все существующие яхты.

Вы участвовали в проектировании и строительстве Black Pearl и знаете ее как свои пять пальцев. Помогло ли вам это перейти на качественно новый профессиональный уровень после Maltese Falcon?

В свое время Maltese Falcon определенно помогла мне выйти на новый уровень, ведь 15 лет назад она была очень новаторской лодкой. При строительстве Black Pearl использовались совершенно новые системы, что опять же позволило мне повысить профессиональный уровень. И мне повезло оставаться с этой яхтой достаточно долго, чтобы понять и освоить ее. А на это определенно нужно время и толковая команда. Экипаж у нас очень хороший, многие, как и я, пришли с Maltese Falcon, и работа с примененными на Black Pearl новаторскими технологиями всех нас продвинула далеко вперед в профессиональном плане, ведь по сей день мы продолжаем учиться. Что касается повседневной эксплуатации, то ее «моторная» составляющая очень похожа на таковую у обычных суперяхт. Управлять лодкой с DynaRig тоже довольно просто и безопасно, однако все же это парусник, капитан которого обязан досконально разбираться в парусном деле, понимать его нюансы и обладать соответствующим опытом.

Как долго вам доводилось идти на Black Pearl одним галсом с креном и насколько комфортно при этом находиться на борту?

Интересный вопрос, меня никогда прежде об этом не спрашивали! Около четырех месяцев назад мы прошли от Кадиса до Амстердама, не используя двигатели, и на этом переходе был период, когда яхта оставалась на левом галсе около пяти суток. Что касается крена, то DynaRig позволяет подстраивать паруса, поворачивая мачты. Максимальный крен доходил у нас до 30°, но долго идти так невозможно: нормальный «рабочий» угол порядка 12°. Вроде немного, но на крупной яхте c большими открытыми пространствами становится при этом слегка тревожно, поэтому стоит чуть развернуть мачты, снизив давление ветра на паруса, и крен уменьшается до 10°, что мы и делаем, например, во время ужина. Когда идешь в таком режиме, необходимо помнить, что двери закрываются по-другому, что ты спишь иначе… Но ко всему этому быстро привыкаешь, поскольку это настоящее приключение под парусами.

Как вы относитесь к показателям SEA Index и YETI, разработанным для оценки степени экологичности суперяхт: полезны ли они и что в отношении взаимной конкуренции?

Во-первых, я считаю, что наша индустрия давно нуждается в чем-то подобном. За SEA Index стоят такие серьезные организации, как яхт-клуб Монако, который давно и глубоко занимается проектами, связанными с экологией планеты и океанов, а также Credit Suisse и Nobiskrug. Это довольно мощная коалиция, и мне нравится, как они подошли к задаче. Не менее впечатляет группа голландских и немецких компаний, разрабатывающих YETI: они проектируют и строят яхты из числа лучших в мире и нестандартно подходят к решению проблем.

Понимая, что судостроителям необходимо было дать такие инструменты, я немного беспокоюсь о том, что, помимо очевидных плюсов, у них будут и минусы. Они могут начать работать друг против друга именно в тот момент, когда нам больше всего нужно действовать вместе и продвигать новое отношение к окружающей среде. Успешные верфи и такие прогрессивные владельцы, как, например, владелец Black Pearl, практикуют новаторский подход и уже двигаются в этом направлении. Однако Superyacht Eco Association и Water Revolution Foundation могут помочь им пролить еще больше света на проблему и улучшить яхты.

Мы часто слышим, что никому не под силу выдернуть индустрию суперяхт из болота в одиночку, поэтому лидирующие верфи должны действовать сообща. Смогут ли они на время забыть про соперничество?

Да, это очень непростой вопрос, ведь в нашей индустрии конкуренция крайне высока. Склонить немецкие и голландские верфи к сотрудничеству с прямым обменом ноу-хау будет очень непросто, однако благодаря инициативам SEA и WRF по разработке оценочных показателей производители все же делятся своими идеями по усовершенствованию пропульсивных систем, повышению экологичности яхт и уменьшению их углеродного следа. И в этом совместном усилии мне бы хотелось видеть, как немецкие, голландские, итальянские и прочие верфи соревнуются между собой, обмениваясь идеями, улучшая конечный продукт и продвигая новые взгляды среди заказчиков, какого бы возраста те ни были. В конце концов, все мы работаем на благо планеты, и обмен хотя бы базовыми технологиями уже станет серьезным шагом вперед. И шаг этот обязательный.

Получается ли у вас обучать ваш экипаж думать по-новому? Ведь это не менее значимо для новой эпохи экологичного яхтинга.

Да, это крайне важно, и люди, работающие на современных суперяхтах, видят происходящее и сами начинают способствовать популяризации этого мышления. Моя задача состоит в том, чтобы помогать членам экипажа генерировать новые идеи, способные изменить мир. Часто можно услышать, что они рождаются только у представителей молодого поколения, поскольку те проживут на планете дольше, чем более старые люди. Но я совершенно с этим не согласен. Люди со сходным складом ума, работающие в одной индустрии, генерируют отличные идеи независимо от возраста. Поэтому я всегда призываю свой экипаж делиться мыслями, собирать сторонние идеи и воплощать их на борту нашей яхты. Все это повышает энтузиазм и желание людей не переставать думать в этом направлении.

Крис Гартнер твердо верит в будущее паруса и особенно парусного вооружения Dynarig

Кроме того, я очень люблю ходить под парусом и всегда стараюсь зажечь интерес к этому и научить других. Перемещение из одной точки в другую с помощью силы ветра невероятно захватывает, доставляет большое удовольствие и подлинное удовлетворение. Ведь нужно не просто один раз направить яхту заданным курсом, чтобы прибыть в пункт назначения, а спланировать маршрут и продумать множество нюансов: погоду, течения, направление ветра… Я уже 26 лет в этой индустрии, но по-прежнему с радостью готов демонстрировать, насколько паруса практичны и удобны в качестве движителя на различных судах, особенно если речь идет о самом продвинутом вооружении DynaRig.

Команда Black Pearl, несомненно, особенная, но как в целом обстоит дело в индустрии? Члены экипажа стремятся попасть на новаторские яхты или, напротив, стараются избегать их, чтобы меньше напрягаться?

Я бы поставил этот вопрос немного иначе: хотят ли люди работать на новаторских парусных яхтах или на технически продвинутых моторных суперяхтах? Я считаю, что всем в этой индустрии нравится и хочется работать на лодках с предельно современной технической начинкой, даже несмотря на то, что зачастую это труднее и требует постоянного обучения. Что касается парусов на крупных яхтах, тут мнение неоднозначное: паруса, будучи дополнительной пропульсивной системой, подразумевают больше работы и кучу дополнительного оборудования. Часть людей постепенно принимает этот непростой путь как данность, но большинство все же предпочитает работать на моторных яхтах.

Рано или поздно Black Pearl понадобится рефит. Где бы вы его провели?

Разумеется, я бы вернул ее на рефит в Голландию, на Oceanco, поскольку люди, которые строили яхту, досконально ее знают. Если бы рефит нужно было делать в Южном полушарии, то я бы отправил Black Pearl в Новую Зеландию, где есть мастера на все руки, которые понимают современные системы, включая парусные. Там заботятся об экологии и предлагают высококвалифицированные услуги за хорошие деньги. Конечно, индустрия рефитов в Новой Зеландии уже не такая, какой была лет десять назад, но там по-прежнему много профессионалов, большое парусное сообщество и есть сухие доки, подходящие для Black Pearl.

Скучаете ли вы порой по времени, когда были капитаном шхуны Mariette?

Да, конечно, ведь это были одни из лучших моментов хождения под парусом в моей жизни. Ее экипаж состоял из восьми человек, и нам приходилось управляться со всеми парусами вручную. Было несколько электрических лебедок, но они не всегда работали, поэтому мы все делали руками, и мне это очень нравилось. Mariette, гафельная шхуна, построенная в 1915 году, — сложная парусная машина. Ввосьмером мы пересекали на ней Атлантику, и приходилось очень серьезно оценивать ситуацию, в частности, погодные условия, поскольку места ошибкам не было.

Имея дело с инновациями столько лет, вы когда-нибудь хотели поменять работу капитана и присоединиться, например, к отделу разработок Oceanco или Lateral?

Знаете, я все еще ощущаю себя молодым, хотя, возможно, таковым и не выгляжу! Я люблю то, чем занимаюсь сейчас, и начинаю каждый рабочий день на Black Pearl с большим удовольствием, погружаясь в передовые технологии. И хотя мне очень нравится генерировать и воплощать новые идеи, менять работу капитана пока рано. А вот чуть позже я бы с радостью присоединился к команде Oceanco, Lateral или Dykstra, чтобы поучаствовать в новаторских разработках.

Дата:

11.01.2021

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Tom van Oossanen/Oceanco

Следующая статья

Банкет с выездом в офис

Предыдущая статья

Шхуна, которая не желала плавать (отрывок из книги)

Новые материалы
Похожие статьи