Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts, о нетипичных запросах в чартере и о том, как меняется рынок

Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts, о нетипичных запросах в чартере и о том, как меняется рынок

Следующая статья

Can-am X Race: как разделить 27 на 118?

Предыдущая статья

Rolls-Royce. Полный эксклюзив

Наверное, каждый чартерный брокер припомнит подобный запрос от клиента: «Мы хотим начать на Балеарских островах, потом в Италию и через Хорватию прийти в Грецию». И все это за шесть дней! Да, практически все, кто впервые пробует яхтенный чартер, хотят за неделю обойти огромный регион. Впрочем, есть клиенты, которые регулярно делают это, начиная на Балеарах и финишируя в Греции или даже Турции, на что требуется… недели три. Другая сложность — найти яхту, владелец и экипаж которой на это согласятся. Чтобы пройти такой маршрут, команде придется работать сутки напролет, обеспечивая длинные переходы, пока гости на борту спят.

Сегодня клиент становится все более изобретательным, генерируя пожелания, выполнять которые интересно, хотя и не просто. И это толкает чартерный бизнес к развитию далеко за пределы привычных регионов: Средиземноморья и Карибского бассейна. В последнее время участились запросы на Антарктику: из Ушуайи (крайняя точка Южной Америки) на Кинг-Джордж и другие острова Южного Шетландского архипелага. Вроде бы ничего сложного: в Ушуайе полно туристических судов, катающих толпы по этому маршруту. Но люди часто хотят большую и красивую яхту, которая в данный момент может находиться в совершенно другой точке планеты. Разумеется, можно ее вызвать, но это будет стоить немалых денег: коммерческие суперяхты в Ушуайе не базируются. Была одна яхта-эксплорер — Legend (77 м), которая за полгода-год провела несколько антарктических чартеров, но аншлага не последовало. Однако как только Legend оттуда ушла, Ушуайя тут же всем понадобилась. К сожалению, пока ни одна из больших известных яхт туда не собирается.

В этом смысле вся Латинская Америка пустая: в Аргентине, Бразилии и даже Мексике вы не найдете постоянно базирующихся коммерческих суперяхт. А вот на Карибах и Багамах уже пожалуйста — полное изобилие. Надо заметить, что российские клиенты практически не запрашивают Багамы — только Карибы, зато Багамы любят американцы. Сейчас, наряду с Карибами и Средиземкой, набирает популярность Индийский океан. Одна из наших яхт — Lili (55 м, Amels) — там уже побывала, возможно, в Азию уйдет Flying Fox (136 м, Lürssen). Отправляясь в этот регион, чартерные яхты посещают три «опорные точки»: октябрь-ноябрь проводят на Сейшелах, декабрь-февраль — на Мальдивах или в Таиланде, март-апрель — опять на Сейшелах, которые служат неким транзитным пунктом. Отсюда через Аденский залив и Суэцкий канал яхты возвращаются в Средиземное море.

Еще одна новая тенденция: суперяхты востребованы на большие события. Не только на юге Франции (Гран-при Монако, Каннский кинофестиваль), но и, например, на экономический форум во Владивостоке. Мы получаем подобные запросы второй год подряд, хотя пока не сделали такой чартер: на Дальнем Востоке нет коммерческих суперяхт, и взять их неоткуда. С  Кариб и Багам — безумное расстояние для перегона; в Японии крупных яхт нет; в Гонконге и Сингапуре тоже нет ничего коммерческого, только частные суда. Можно разве что снять что-то старое наподобие «Черной жемчужины» из «Пиратов Карибского моря». Так что дефицит налицо: я бы сказала, в чартер сдается менее половины всех крупных яхт мира.

Однако нельзя утверждать, что чартер суперяхт в «нетипичных» регионах невозможен. Даже при отсутствии там судов с постоянным базированием нужно смотреть по сезонам и искать, кто куда идет. Сейчас многие достойные яхты переходят во Французскую Полинезию, на Фиджи и проводят там порой по году. Наша Lili, закончив сезон на Средиземном море, проведет зиму на Карибах, к лету отправится на Аляску; потом — Полинезия, Индонезия, Таиланд, Мальдивы, Сейшелы… Не скажу, что это регулярный формат: так делают единичные яхты, — поэтому, узнав, что кто-то идет в интересный регион, все брокеры активизируются и начинают слать запросы.

Вкусы меняются, люди начинают искать новые места. Какие регионы могут «выстрелить» в чартере в ближайшие годы? Везде добавляется по чуть-чуть возможностей, но массово, скорее всего, проявится Северная Европа. Сейчас немало яхт уходит на постоянное или во всяком случае долгое базирование в Англию, Шотландию, Норвегию, некоторые даже на Балтику. География чартера суперяхт продолжает расширяться, захватывая Лофотенские острова и Исландию, тем более что летом там не нужны яхты ледового класса: может зайти любая. Россия тоже «открыла двери» для чартерных суперяхт. Но об этом — отдельный разговор.

Следующая статья

Can-am X Race: как разделить 27 на 118?

Предыдущая статья

Rolls-Royce. Полный эксклюзив

Новые материалы
Похожие статьи