Лица индустрии
Зарий Черняк — о взаимном присасывании судов, идущих параллельным курсом
Зарий Черняк — инженер-кораблестроитель
Лица индустрии

Зарий Черняк — о взаимном присасывании судов, идущих параллельным курсом

Зарий Черняк — инженер-кораблестроитель
Следующая статья

Турецкая Yalıkavak Marina подводит итоги сезона

Предыдущая статья

На Lamborghini — по дорогам Карелии

Физическая наука всегда активно способствовала развитию судостроения и судоходства, появлению многих полезных систем и устройств. Однако случалось так, что от выяснения сути какого-то явления до его практического применения проходило немало времени.

В середине XVIII века швейцарский ученый Бернулли установил зависимость между скоростью стационарного потока жидкости и давлением в нем. Согласно открытому им закону, если вдоль линии тока давление жидкости возрастает, то скорость течения падает, и наоборот. Но если известный всем закон Архимеда реализуется наглядно и повседневно, то в чем польза от знания закона Бернулли?

Мысленно перенесемся в начало XX века. В сентябре 1911 года лайнер Olympic (предшественник «Титаника») компании White Star Line шел в проливе Солент перед очередным рейсом через Атлантику. В это время крейсер Hawke, тоже британский, но гораздо меньших размеров, который двигался за кормой лайнера, начал догонять его, а сблизившись, резко повернул носом к пассажирскому судну и врезался ему в борт. Оба судна остались на плаву, жертв не было; в результате последовавшего судебного разбирательства виновным признали командира крейсера, а причиной назвали… неосторожность последнего и пренебрежение им правилами судовождения.

Подробное описание и научный разбор этого столкновения приведены во второй книге «Занимательная физика» замечательного популяризатора точных наук Я. И. Перельмана, впервые изданной еще в 1916 году. В ней причиной происшествия было названо взаимное присасывание судов, возникающее из-за специфического распределения зон повышенного и пониженного давления воды вокруг корпусов: поток между судами (по аналогии с сужением канала) имеет повышенную скорость (и пониженное давление), тогда как давление воды на наружные борта судов выше. В результате появляются гидродинамические силы, толкающие идущие параллельным курсом суда друг к другу; они тем выше, чем больше скорости судов и разница их размерений, но меньше дистанция между ними. Присасывание зависит от обводов судна, сильнее действует на судно меньшего водоизмещения и приводит к ухудшению его управляемости; одним из следствий присасывания также может быть крен.

История мореплавания богата всякого рода коллизиями. По мере развития судоходства, в том числе прогулочного флота, и роста скоростей случаи присасывания участились. Совсем недавно, в августе, два фрегата: греческий Limnos и турецкий Kemalreis — «соприкоснулись» во время маневрирования в Средиземном море. Наверняка было немало и других инцидентов, схожих со столкновением в Соленте, но именно этот случай приводят в качестве примера на лекциях в морских учебных заведениях и на курсах ГИМС.

Я беседовал с капитанами катеров и моторных яхт, некоторые из которых оказывались в похожей ситуации, к счастью, без трагических последствий. Одни говорили о броске на волне в сторону обгоняемого судна при подходе к нему с кормы, другие приводили еще какие-то впечатления и соображения, однако никто не вспомнил физика Бернулли, закон которого и есть объяснение происходящего. А чтобы не случилось непоправимого, вовсе не обязательно помнить дифференциальное уравнение Бернулли: вполне хватит сбросить ход и совершить обгон другого судна (или пройти мимо него встречным курсом) на достаточном удалении, как предписывают МППСС и насколько позволяет текущая ситуация.

Дата:

04.11.2020

Рисунок

Андрей Андреев

Следующая статья

Турецкая Yalıkavak Marina подводит итоги сезона

Предыдущая статья

На Lamborghini — по дорогам Карелии

Новые материалы
Похожие статьи