Лица индустрии
Ирина Липовецкая, адвокат, управляющий партнер коллегии «Липовецкая, Шперов и партнеры», о реестре и регистре.
Лица индустрии

Ирина Липовецкая, адвокат, управляющий партнер коллегии «Липовецкая, Шперов и партнеры», о реестре и регистре.

Следующая статья

Monte Carlo Yachts 80: роскошь без пафоса

Предыдущая статья

RIB класса de luxe

Опытные яхтсмены знают, что любая яхта, находящаяся в акватории иностранного государства или следующая своим маршрутом в нейтральных водах, во избежание возможных проблем должна нести флаг того или иного государства. А для того чтобы иметь за кормой флаг, яхту непременно придется зарегистрировать.

Также всем известны слова «регистр» и «реестр», но какую же путаницу они создают в головах многих! Вспоминается давно гуляющая по просторам Интернета шутка: «Подскажите, как правильно говорить: Ирак или Иран? А то иногда пишут „Ирак“, а иногда — „Иран“». Вот чтобы не оказаться в нелепой ситуации и не прослыть невеждой, давайте разберемся с этими терминами и их дефинициями.

Право ходить под флагом того или иного государства дает судну уполномоченный на то орган соответствующего государства при выполнении определенных условий. Одновременно говорится, что судно регистрируется под флагом этого государства. В английском языке органы, от имени государства выполняющие регистрацию судов (в том числе яхт), именуются общим термином registry, что в переводе означает «регистрация», «регистрационная запись», «реестр», «регистровое судовое свидетельство» и даже «флаг судна».

Некоторые слово registry ошибочно воспринимают как регистр, хотя не секрет, что морские регистры, или классификационные общества (англ. — classification society), называются иначе. Российский Морской регистр судоходства (РМРС), как указано на его сайте, на английском именует себя Russian Maritime Register of Shipping. Наименование итальянского классификационного общества RINA — аббревиатура, образованная из Registro Italiano Navale, а полное название знаменитого британского Lloyd’s — Lloyd’s Register. Польское, корейское, хорватское и индийское классификационные общества также используют в своих официальных названиях на английском языке слово register.

Как это ни странно, регистрацией яхт во всем мире занимаются не регистры, а другие организации

Само название «регистр» в контексте мореплавания наталкивает на мысль о регистрации судов. Но классификационные общества (они же — регистры) регистрацией яхт и других судов вовсе не занимаются. В сферу деятельности, например, РМРС входят классификация судов, разработка правил их постройки, техническое наблюдение за постройкой и судами, находящимися в эксплуатации, классификация и освидетельствование маломерных судов и многое другое. То же можно сказать и о регистрах других стран.

Но, позвольте: на кого же тогда возложена миссия регистрации судов вообще или в нашем случае — яхт? В ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ сказано: «Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации…». Так, все же, кто и в каких реестрах ее осуществляет?

Согласно ст. 35 КТМ РФ и ст. 17 КВВТ РФ, государственную регистрацию маломерных судов (длиной до 20 м с количеством людей на борту не более 12), не занятых коммерческой деятельностью, осуществляет ГИМС МЧС России с внесением в Реестр маломерных судов.

Государственную регистрацию маломерных судов, занятых коммерческой деятельностью, и прогулочных судов длиной более 20 м, не занятых коммерческой деятельностью, проводят капитаны морских портов или ГБУВПиС (Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства) с записью в Государственном судовом реестре.

При этом владельцу судна (яхты) выдается свидетельство о собственности и о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации.

За границей функция регистрации яхт возложена на организации, называемые реестрами. Кто-то скажет, что в России все не как у других. Да, у нас есть своя специфика регистрации яхт, о чем уже были публикации на страницах MBY (см. статью «Пожалуйте на регистрацию», № 2/32, 2015). Но, как видно из статьи Тони Джонса «Вопрос о флаге», опубликованной в этом выпуске, немало специфики и в иностранных реестрах.

А что касается терминов, то по крайней мере теперь мы понимаем разницу между registry и register. Знаем, кто регистрирует суда под российский флаг (ГИМС, капитан морского порта или ГБУВПиС), чем занимается Регистр и сможем избежать недопонимания в обсуждениях на русском языке.

Когда же беседа на тему регистрации яхты пойдет с иностранцами и по-английски, следует использовать термин registry. А если вдруг речь зайдет о техническом надзоре за строительством яхты или судне, находящемся в эксплуатации, смело употребляйте термин classification society — вас наверняка поймут правильно! А это главное: понять самому и быть понятым другими…

Дата:

29.11.2016

Следующая статья

Monte Carlo Yachts 80: роскошь без пафоса

Предыдущая статья

RIB класса de luxe

Новые материалы
Похожие статьи