Лица индустрии
Круглый стол SPIBS 2019: о яхтенном туризме, гостевых стоянках и рефите
Лица индустрии

Круглый стол SPIBS 2019: о яхтенном туризме, гостевых стоянках и рефите

Следующая статья

Человек года — это звучит гордо!

Предыдущая статья

Яхты Cranchi: красота всегда права

В рамках деловой программы SPIBS состоялась встреча представителей компаний из разных секторов яхтенной индустрии и журналистов. Во время дискуссии были затронуты темы развития гостевого яхтенного туризма региона и инфраструктуры яхтенных стоянок, а также проблемы яхтенного рефита в России.

Гостевой туризм

Сергей Ковалев,
генеральный директор ООО «Интерконсалт»:

Наш опыт разработки концепции яхтенного туризма в городе дает понимание главных сложностей в его организации. Первое — поиск для проектируемых марин территорий и акваторий без обременений, что стало непростой задачей в рамках реализации проекта создания трех марин: на Канонерском острове, в Ломоносове и на юго-западе Санкт-Петербурга. В то же время сохранение и восстановление утраченных марин — не менее важная задача, и в концепции отмечена необходимость сохранения и развития марин Кронштадта, Лахты, Морского вокзала и других. Еще одна проблема касается требований законодательства в отношении регистрации судов и пересечения границы: за рубежом существует традиция признания технических требований к судам, определенных национальными законодательствами, а в России этого нет, и нужны поправки к федеральным актам.

Есть позитивные изменения по визовому режиму. Для получения электронной визы (она бесплатная) не нужно посещать посольства и консульства: достаточно оставить заявку на сайте МИД. Если нет отказа, яхтсмен автоматически получает разрешение на пересечение границы. Согласно опросам, сложность в получении визы и пограничные процедуры наряду с инфраструктурными ограничениями — то, что отпугивает потенциальных гостей. Сейчас разрешение действует 8 дней, но есть желание увеличить срок пребывания до 45 дней. Без «длинной» визы не обойтись, если планируется переход через Петербург и далее на север до Архангельска или на юг, до Черного моря.

Вторая большая задача — показать администрации города, что реализация проектов марин в рамках чисто коммерческих программ невозможна. И с юридической точки зрения (по принадлежности акватории и сооружений), и в плане экономики. В результате было принято решение о переходе к схемам государственно-частного партнерства, с разделением ответственности по береговой и морской частям соответственно на коммерческую и государственную ответственность, как это реализовано в европейских странах.
Сейчас в рамках маркетинговой стратегии продвижения Санкт-Петербурга формируется единый календарь событий. Возможно, в следующем году у нас состоится всемирный яхтенный форум. Также планируется совместно с Минэкономразвития и Ростуризмом разработать федеральную целевую программу по развитию водного туризма как минимум для европейской части России. Также в ближайшее время должно пройти утверждение программы «30 миль» в рамках совместного проекта «Россия — Финляндия», аналогичного тому, что создали Эстония и Финляндия. Еще один проект, запуск которого планируется в январе 2020 года, — «Развитие яхтенного туризма в восточной части Финского залива».

Константин Есин,
генеральный директор компании Yachtparking:

Несмотря на быстрое развитие технологий во многих отраслях, в яхтенной инфраструктуре наблюдается застой. Причальные сооружения и инфраструктура могли бы быть более разнообразными и комфортными, отвечать современным требованиям к безопасности, экологичности и эстетике.

Строительство и функционирование марин — это серьезный бизнес. Если кто-то задастся целью построить марину, то без проекта, учитывающего экономические аспекты, инфраструктуру марины и перечень услуг, не обойтись. Часто марина зарабатывает не на стояночных местах, а на сопутствующих услугах, а сама по себе стоянка не играет определяющей роли в ее экономике.

Когда дело доходит до причальных сооружений, то их последующая переделка затруднительна: здесь сразу должно быть установлено современное оборудование, которое может быть переконфигурировано, подстроено под текущие нужды. Наш рынок постоянно меняется, и требуется определенная гибкость. Бывает так, что проект, рассчитанный на 100 резидентов и 10 гостевых мест, спустя два года устаревает: ситуация меняется, и гостевых мест уже нужно 50. Но для гостевых яхт все строится немного иначе и в первую очередь приспособлено для их временного пребывания.

Рефиты

Константин Бурьянов,
генеральный директор компании Laky Verf :

Рефит яхты — это непросто. Зачастую заказчик не может заранее сформулировать, что он хочет, и не имеет четкого представления о сроках выполнения работ. Основная проблема в том, что разобрать судно для монтажа нового оборудования не представляет сложности, а вот собрать и установить другой интерьер, выполнить качественную окраску, да еще в срок — это целая эпопея. При работе с судами длиной более 20−30 м мы сталкиваемся с проблемой соблюдения температурного режима при окраске. С небольшими лодками можно работать и в ангарах, а для крупных яхт площадок у нас не так много, и это тот сегмент рынка, который можно развивать.

Мы работаем не только с яхтами нашей постройки. Например, у нас проходило глубокий рефит 45-метровое композитное судно сторонней верфи. От заказчика работы курировал его представитель, а мы ему помогали. Также мы разрешаем привлекать на наши площадки другие компании либо помогаем клиенту набрать команду специалистов.

Всеволод Гаврилов,
генеральный директор компании Volvo Penta Russia:

Наши дилеры часто привлекаются к рефиту в части установки двигателей как субподрядчики. Мы называем это термином re-powering. Какие здесь могут быть сложности? Рефит мы разделяем на две части: первая, достаточно простая, — когда замена примерно равноценная. Но если идет модернизация, старое меняется на новое, то возникает много нюансов, которые могут повлечь за собой массу других проблем.

Например, если увеличивается мощность, то нужно смотреть, гребной вал остается или его надо менять. Переход с механического на электронное управление двигателем может потребовать изменения дизайна поста управления.

Модернизация может заметно облагородить судно, но и сильно его удорожить. Из-за отсутствия планирования клиент часто не понимает, как все это будет работать.
На верфи знают, в какие сроки нужно заказывать все необходимое для рефита. Когда же мы начинаем работать с каким-нибудь яхт-клубом, то возникают проблемы с соблюдением сроков. Психологически люди склонны недооценивать объем работ. Вообще отсутствие навыков проектного управления — большая проблема для нашей индустрии, даже для малых верфей. Мы сталкиваемся с тем, что управленческие компетенции пока очень низкие.

Алексей Захаров,
яхтенное агентство Nord Star Yachting:

Наша компания имеет опыт проведения рефита парусных и моторных яхт длиной до 40 м в России и в Европе. У нас, в частности в Петербурге, рынок рефита развит слабо. В городе немало крупных судостроительных предприятий, однако практически все заняты федеральными проектами. И если лодка длиной больше 20 м, то подобрать площадку для рефита непросто.

Последний год мы занимаемся даже не рефитом, а перестройкой парусного судна длиной 47 м. Весь процесс разбит на две части. Первый этап: работы по корпусу, надстройке, рангоуту и такелажу — проходил в Голландии. Опыт сотрудничества с голландцами оказался очень позитивным. Там прекрасная инфраструктура, предприятия предоставляют свои береговые сооружения, но самое главное — обеспечивают сопровождение менеджера проекта и производственного менеджера, которые решают вопросы планирования и стыковки подрядчиков, работающих с судном. Таких подрядных компаний в Голландии огромное количество, и они узконаправленные. Им ставится задача, и они просто работают, учить их не нужно. Менеджер проекта занимается планированием, бюджетированием и взаимодействием с этими подрядчиками и заказчиками.

Nord Star Yachting в этой схеме действовал в качестве субподрядчика, поэтому мы плотно работали с менеджером проекта и перенимали его опыт для использования в дальнейшем.
Второй этап работ также планировался в Голландии, однако ситуация изменилась. Этот этап гораздо более сложный и предусматривает не только замену оборудования. Требуется «вычистить» весь корпус, выполнить прокладку систем, монтаж механизмов, изготовить и смонтировать интерьеры… Важный момент здесь — классификация судна. Если оно находится в каком-то классе и за рефитом надзирают инспекторы, скажем, Российского Морского регистра судоходства, то рефит может превратиться в удивительное приключение с неизвестным финалом как по срокам, так и по деньгам. И еще: обязательным условием начала работ становится одобрение чертежей со стороны регистра.

Всеволод Еремкин,
компания Haven Kakumäe (Эстония):

Большинство эстонских субподрядных компаний, работающих в сфере рефита, имеет штат 7−12 человек. Крупных организаций мало, а средний возраст специалистов составляет 45−50 лет. За последние годы многие уехали в Финляндию, Норвегию, Швецию, поскольку там условия лучше. Но есть и тенденция возвращения специалистов. Так что кадры есть, и судостроительные традиции в стране поддерживаются.

Зимнее хранение и ремонт — одна из важных составляющих нашего проекта, который, помимо этого, располагает гостевыми причалами, жилым комплексом и ресторанами. В этом году мы входим во второй наш зимний сезон. Прошлой зимой наши места для зимнего хранения были заполнены более чем на 50%.

Люди стремятся получить весь пакет услуг в одном месте. По этой причине мы занимаемся и ремонтом судов: пока это преимущественно небольшие работы, но наши мощности позволяют выполнять и достаточно масштабные проекты. Мы готовы осуществлять большой объем разноплановых работ: механических, электрических, работ по корпусу и с тиком, с электроникой и аудиосистемами, восстановлением мебели. А среди наших стратегических планов — получение сертификата «Пять звезд» по классификационной системе Blue Star Marinas: на Балтике такого пока ни у кого нет.

Дата:

27.11.2019

Текст

Иван Голубев

Фото

Михаил Смотров, Иван Голубев

Следующая статья

Человек года — это звучит гордо!

Предыдущая статья

Яхты Cranchi: красота всегда права

Новые материалы
Похожие статьи