Турция как чартерное направление сейчас особенно востребована, поскольку открыта для многих стран. Лучшие маршруты лежат на участке побережья между Бодрумом и Гёчеком; самые популярные места — Фетхие, Мармарис, полуостров Датча. А вот районы Анталии или Стамбула практически не запрашивают: они и находятся далеко, и не так интересны именно для чартера. На эгейском побережье чистая вода, красивая природа и множество островов. Правда, абсолютное большинство островов принадлежат Греции и сейчас закрыты на вход из Турции. Даже если чартерная яхта базируется в Греции, но выходит в турецкие воды, обратно в Грецию ее пустят только на условиях двухнедельного карантина.
В Турции большинство чартерных яхт ходят под офшорными флагами, поэтому даже в обычных условиях существует одна особенность: после посадки гостей яхты обязаны краткосрочно выходить за пределы Турции. Как правило, все выходили на остров Кос (район Бодрума) или Родос (неподалеку от Гёчека): там можно пройти пограничные и таможенные процедуры, после чего-либо вернуться в Турцию, либо продолжить ходить по Греции.
Сейчас, поскольку границы закрыты, этого сделать нельзя, поэтому после посадки гостей чартерные суда под офшорными флагами должны на сутки выходить в международные воды и только потом возвращаться в Турцию.
Чартер сейчас действительно проходит, если так можно выразиться, в карантинном режиме: в основном якорные стоянки, отдых, купание в уединенных бухтах. Смотреть достопримечательности почти никто не ездит: все стараются изолироваться, проводя максимум времени на борту. Благо всегда можно «поменять картинку»: места красивые, со множеством бухт, и капитаны часто прямо на месте решают, где остановиться, с учетом пожеланий гостей. Дайвинг в Турции тоже возможен, и мест для него много, но необходимо приглашать местного инструктора или обращаться в дайв-школу: самостоятельно погружаться нельзя, даже если на яхте есть все необходимое оборудование. Как я уже говорила, многие сейчас стараются обойтись без лишних контактов и людей на борту, но если гостям дайвинг принципиален, найти инструктора не проблема — разумеется, со справкой об отсутствии вируса. Впрочем, и гостей на борт чартерной яхты сейчас пускают только со справкой. В аэропорту по прилете в Турцию туристы лишь заполняют анкету, где они будут находиться и где были до этого: власти сделали максимально либеральный режим.
Но для посадки на большинство яхт справка обязательна, причем анализ должен быть сделан не раньше чем за 48 часов, то есть перед вылетом в Турцию. Экипажи яхт сдают анализы по нескольку раз в неделю, на борту регулярно проводится дезинфекция, в том числе и доставляемых продуктов, ведется контроль поставщиков.
Мы уже «обкатали» этот режим; прямо сейчас в Турции находится, к примеру, Lili — одна из самых популярных яхт чартерного флота Imperial. Уже немало чартеров состоялось, и бронирование продолжается. В целом могу сказать, что ничего экстраординарного по сравнению с обычным сезоном не происходит: все прекрасно понимают ситуацию и стараются отдыхать настолько хорошо, насколько это возможно. Причина востребованности Турции не столько даже в том, что сегодня это одна из немногих доступных нам для отдыха стран. Она всегда была популярна, особенно в мае-июне и сентябре: здесь, по сравнению с другими направлениями Средиземноморья, вода теплее и сезон длится дольше. А сейчас, с учетом открытия границ, это действительно самое актуальное предложение.