Дизайнеры о дизайне

Конструкторы и дизайнеры
Следующая статья

Kinetics: ухаживайте правильно!

Предыдущая статья

Damen Blue Ocean: надежное плечо для суперяхты

Вам интересно, что яхтенные дизайнеры думают о своей работе? Вот мнения некоторых представителей этого цеха о том, с чем им приходится сталкиваться, выполняя кастомные проекты в разных сферах.

Про дизайн сказано и написано уже немало, но тема эта настолько бездонна, что обсуждать ее будут, наверное, всегда. В индустрии дизайна люди никогда не прекращают созидать и учиться друг у друга: здесь все начинается с желания сотворить что-то новое, и если не получать от этого процесса удовольствие, то лучше и не начинать. Дизайн может быть совершенно разным, отражая в себе особенности культуры и личности его создателей и заказчиков, а хороший дизайн — это всегда праздник смысла, ведь функция живет в его объектах наравне с формой.

Голландский дизайн известен далеко за пределами своей родины. Нидерланды по-прежнему остаются самым густонаселенным государством, и это заставляет голландских дизайнеров проектировать пространство так, чтобы жить в нем было удобно, интересно и радостно. Они идут в авангарде законодателей моды, движимые жгучим желанием улучшить мир и порой даже не осознающие природу этого желания. А в ней точно есть неуемное любопытство и тяга к творчеству, сформировавшие пятивековые традиции порождать что-то из ничего и делать невозможное возможным.

«Наверное, дело в образе мыслей, — говорит Нильс ван Рой, основатель студии Niels Van Roij Design, специализирующейся на кастомных автомобилях. — У голландцев развито концептуальное мышление и целостный подход к задаче, когда ее продумывают не только на уровне деталей, а целиком. Когда во внимание принимают и пространство, в котором будет существовать объект, и тех, кто будет им пользоваться, и даже то, как он повлияет на окружающий мир. Голландский дизайн силен именно этим глобальным взглядом».

«Да, именно таков наш кальвинистский подход, — соглашается Франк Лаупман из студии Omega Architects, которая давно и тесно сотрудничает с Heesen Yachts, — мы привносим в дизайн эмоции, но в то же время остаемся рационалистами. Процесс создания дизайна стал уже настолько сложным, что для его контроля нам нужны универсальные архитекторы и дизайнеры. И неважно, идет ли речь о создании механических компьютеров с художественной ценностью, автомобилей или яхт — в любом случае процесс остается чрезвычайно комплексным».

Суперяхта Heesen Altea с дизайном от Omega Architects

«Если сравнивать голландский дизайн с итальянским, то первый гораздо более артистичный, экспериментальный и вдохновляющий, — поясняет итальянец Габриэль Киаве, креативный директор амстердамской Marcel Wanders Studio. — В Италии мы больше ориентируемся на функцию вещей и их массовое производство, тогда как голландский дизайн более концептуален, поскольку подразумевает больше ручной работы и воплощается в жизнь совершенно иначе. Кроме того, Нидерланды, в частности Амстердам, невероятно богаты различными культурами, поэтому дизайн здесь охватывает противоположности ради создания чего-то нового и ценного, объединяющего все эти культуры».

Каким бы ни был национальный оттенок дизайна, специфика области его применения порой определяет нюансы его создания гораздо сильнее, особенно если речь идет о таких проектах, как уникальные суперяхты, штучные автомобили и не имеющие аналогов резиденции.

Эндрю Винч, основатель Winch Design

У всех нас, дизайнеров, есть довольно четкое начальное понимание того, каким должен стать конечный продукт; но порой бывает так, что внезапно ты оказываешься совершенно в другой «комнате», вовсе не там, где планировал. И тогда приходится возвращаться, чтобы отыскать верный путь. Помню такой случай: когда мы создали для клиента дизайн-концепт самой крупной в мире суперяхты, на первой презентации он сказал, что она ему не нравится и все нужно переделать. Спустя неделю мы снова прилетели к нему на Сардинию и показали совершенно другой проект, на что он ответил: «Да, это именно то, что нужно. Теперь вы меня поняли. Увидимся, когда закончите».

Обратите внимание, что заказчик возложил всю ответственность на меня, поскольку не стал говорить, что и как мне делать, ведь если бы я действовал по его инструкции, то ответственность легла бы на него! Зная, что ему нравится, когда помещения различаются по дизайну и наполнены подушками, мы создали эскизы тысячи ярких подушек с разной вышивкой, чтобы каждая из них была уникальна и интересна владельцу. Когда они прибыли на борт в коробках, у нас ушла целая неделя, чтобы разложить их по диванам семипалубной яхты согласно каталогу!

Что касается сотрудничества в дизайне, то наша работа становится все больше похожа на работу дирижера оркестра. Если конечный продукт, как это часто бывает, адресован одному или двум людям — мужу и жене, тогда все завязано именно на них. С одной стороны, есть общий результат совместной работы, а с другой — какие-то уникальные предметы, например изготовленный на заказ шкафчик или ковер, которые заказчики очень хотят полюбить, поэтому те должны быть идеальными. Иными словами, цели в дизайне могут быть как чрезвычайно широкими, так и очень узкими, когда люди просят создать нечто безупречное вроде изделий Фаберже. И, разумеется, все эти предметы должны быть ручной работы.

Уже 30 лет я занимаюсь дизайном кастомных проектов, и у меня никогда не было времени на то, чтобы разработать свою коллекцию мебели. Недавно это наконец случилось: появились две коллекции для Summit Furniture и Rug Company. Проект оказался интересным, но непростым, ведь коллекции предназначены не для конкретной яхты или человека, а для широкого круга потенциальных владельцев.

У нас в студии много автомобильных дизайнеров, которые привыкли работать на имя бренда: их изначально учат, как сохранять семейные черты марки в дизайне. Однако в яхтенном дизайне все по-другому, ведь мы работаем не на бренд, а на заказчиков, поэтому вместо фирменной подписи у нас фирменное качество.

Проект яхты-эксплорера Heesen Xventure от Winch Design

Франк Лаупман, основатель Omega Architects

Создание яхты — сложный путь, который нужно пройти от начала до конца, соединив в гармонии все его составляющие. И каждый раз этот путь разный. Когда стараешься построить яхту мечты, многое может пойти не так, поэтому нужно оставаться гибким и уметь переживать периоды разочарования. Техническая платформа — лишь половина дела, и максимум эмоций приходится на встречи с заказчиком, когда требуется выслушать и понять его желания. И здесь дизайнеру нужно быть очень разносторонним человеком с большим опытом. Задание от верфи, напротив, обычно подразумевает голые технические спецификации, а эстетическую составляющую дизайнерам приходится искать самостоятельно, и поиск этот не прекращается. Доходит до того, что просыпаешься посреди ночи, чтобы сделать важные заметки и не упустить пришедшую во сне идею!

В яхтенном дизайне сейчас идет «битва» между дизайнерами интерьера и экстерьера: они борются и в пределах одной студии, и на арене индустрии. Первые хотят подарить людям максимум света и открытого пространства, а вторые стремятся придать судну величественную «осанку», используя, например, фасонные элементы, усложняющие жизнь дизайнерам интерьеров.

Сотрудничая с Heesen, мы разработали определенный протокол для создания новых яхт, который требует, чтобы в дизайне читалось наследие верфи и чтобы он не повторялся: вряд ли кому-то понравится, если у его яхты появятся двойники.

В яхтенном дизайне сейчас идет «битва» между дизайнерами интерьера и экстерьера

Стаффан Толгард, основатель Tollgård Design Group

В основе дизайна интерьеров всегда лежит сотрудничество, и в современном мире дизайнерам непозволительно оставаться узкими специалистами — они обязаны быть генералистами и взаимодействовать со всеми, кто занят в проекте. Они должны уметь общаться и с заказчиками в студии, и с сантехниками на объекте. Кроме того, дизайнерам нужно понимать, что клиенты знают о себе и своих желаниях достаточно много, но не всегда умеют правильно донести это и рассказать, чего именно хотят. Например, в одном проекте, где нам предстояло оформить для семейной пары домик на острове в Дании, в процессе общения с заказчиком выяснилось, что он без ума от пинг-понга. Вместе с мебельной компанией KBH мы создали обеденный стол, который трансформируется в теннисный. По размерам его столешница соответствует стандартам, стулья убираются вниз, в скрытых ящичках лежат ракетки, и на прочные латунные стойки натягивается красивая кожаная сетка. Именно это я называю функциональной скульптурой в дизайне.

Дизайнерам нужно уметь общаться со всеми участниками проекта, будь то частная резиденция или яхта

Кор Д. Ровер, основатель Cor D. Rover Design

Красота не входит в техническое задание, но именно ее пытается «сочинить» каждый дизайнер, неминуемо становясь инструментом в руках заказчика. Если все складывается, то появляется неподвластный времени дизайн, который не устаревает и не теряет привлекательности для новых поколений. Таковым его делает лаконичность и умеренность форм. Важно знать, что хороший дизайн может не понравиться с первого взгляда. Чтобы оценить его по достоинству, к нему нужно присмотреться, побыть с ним наедине, завязав непростой, но долгий роман. А все, что нравится сразу, как правило, так же быстро и надоедает.

При этом нужно разделять неустаревающий дизайн и дизайн в стиле ретро: последний подразумевает лишь копирование прошлого, тогда как первый — в большей степени трансцендентный. Представляя другую эпоху, он тоже может выглядеть несовременно, но при этом неизменно сохраняет художественную ценность.

Меня всегда вдохновлял дизайн межвоенного периода, и именно из-за него я выбрал профессию дизайнера. 1930-е годы дали миру множество великолепных примеров дизайна в архитектуре, моде и автомобилестроении. Помните, как все, начиная от машин и заканчивая тостерами, получило обтекаемую форму, когда поняли значение аэродинамики?!

Нильс ван Рой, основатель Niels Van Roij Design

Общаться с чрезвычайно требовательными клиентами бывает непросто, но общение — это ключевой момент успеха. Наша индустрия работает для очень успешных людей, у которых всегда будет свое твердое мнение и критический взгляд, но если не бояться смотреть друг другу в глаза и творить вместе, то проект обязательно дойдет до логического завершения, и заказчики с нетерпением будут ждать следующего. Нужно просто понять, что требовательными их во многом делает собственный бизнес: свою манеру работы они переносят на хобби и ожидают, что дизайнеры целиком и полностью посвятят себя их проекту.

Создавая глубоко персонализированные автомобили, я предпочитаю встречаться с клиентами не в своем офисе, а у них дома. Там они чувствуют себя комфортнее, и по окружающим предметам сразу понимаешь, что им нравится. В результате у кузова появляются совершенно нетипичные для автомобилей материалы: тик с присущим ему запахом, шелк или костюмная ткань в тонкую полоску. Вместе с заказчиком мы создаем новый дизайн, в котором наследие их любимого бренда нередко сочетается с традициями их семьи и личными историями.

В скульптурных поверхностях кастомного кузова Rolls-Royce Silver Spectre Shooting Brake читается наследие английских авто 1950—1960-х годов

Дата:

02.02.2021

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Heesen Yachts, Marcel Wanders Studio, Niels Van Roij Design, Omega Architects, Tollgård Design Group, Winch Design

Следующая статья

Kinetics: ухаживайте правильно!

Предыдущая статья

Damen Blue Ocean: надежное плечо для суперяхты

Новые материалы
Похожие статьи