Владельцы и экипаж
Набрать экипаж суперяхты: разговор с профессионалами крюинга
Владельцы и экипаж

Набрать экипаж суперяхты: разговор с профессионалами крюинга

Следующая статья

Уже полвека. boot Düsseldorf — 50!

Предыдущая статья

Yalıkavak Marina. Праздник каждый день

В то время как одни люди планируют купить или построить себе суперяхту, другие мечтают связать с работой на борту свою карьеру. Кого-то привлекает морская романтика в ее люкс-варианте, кого-то манит сравнительно высокий заработок, а кто-то попадает в эту индустрию случайно и остается в ней на всю жизнь. При всех плюсах работы на крупных частных, а тем более чартерных яхтах, к занятым на них людям предъявляются очень серьезные требования, и легким этот труд не назовешь. Чтобы разобраться с тем, как происходит отбор кандидатов, какие навыки помогут обойти конкурентов и что работодатели ждут от соискателей, мы поговорили с профессионалами крюинга, а также выяснили, сколько стоит одеть экипаж в дизайнерскую униформу.

Эмма Лэйкок, руководитель отдела крюинга Imperial Yachts

Для того чтобы членам экипажа добиться успеха в индустрии суперяхт, прежде всего необходимо желание работать, причем зачастую напряженно и сверхурочно, оставаясь при этом частью коллектива. Я считаю, что в наше время люди, стремящиеся работать на яхтах, в первую очередь ищут динамичную профессию, где, помимо прочего, важны индивидуальные навыки вроде умения управляться с кайтом, учить желающих погружаться с аквалангом, проводить тренировки по йоге или, например, делать массаж.
По мере укрупнения суперяхт на них приходит все больше профессиональных моряков, у которых за плечами годы обучения и есть все необходимые сертификаты для океанского плавания. Для переквалификации им требуются определенное время и силы, поэтому очень важно, чтобы человек легко адаптировался к новым условиям и хорошо усваивал новые знания. Если соискатели выказывают заинтересованность в подобной работе, готовы к профессиональному развитию за пределами минимального набора должностных обязанностей, не против учиться у более опытных членов экипажа, понимают свои слабые стороны и готовы их усилить, то им определенно есть место на частных яхтах. Именно из таких людей впоследствии и формируются лучшие команды.
Начальная ответственность за набор команды, разумеется, лежит на капитане судна. После первичного отбора по резюме кандидаты должны предоставить требуемые документы и пройти серьезные собеседования в несколько этапов, включая встречу с представителями владельца или управляющей компании. Нередко владельцы судов, находящихся под управлением Imperial Yachts, полностью доверяют нам и не вникают в детали подбора экипажа для своей яхты. Но случается и обратное, когда клиент лично изучает резюме ключевых соискателей и даже проводит собеседования.
К сожалению, в яхтенной индустрии существует проблема текучести кадров, и если экипаж яхты не меняется на протяжении двух лет, это уже считается хорошим показателем. Флот доверенных нам судов постоянно пополняется, и мы заинтересованы в том, чтобы профессиональные экипажи работали в Imperial Yachts как можно дольше; спустя 2−3 года они могут перейти на другую яхту, но при этом все равно остаются в компании. Если люди воспринимают работу на яхте как долгосрочную карьеру, а не временную подработку, то они понимают: помимо обучения и сертификатов, им нужна реальная практика в море, что бывает проблемой, если судно постоянно стоит у причала или на якоре.
Если говорить об источниках соискателей, то, конечно, мы в первую очередь стараемся искать людей самостоятельно, используя внутренние связи в индустрии и заявки, поступающие через наш сайт. Кроме того, мы используем социальные сети, чтобы привлечь внимание потенциальных соискателей, например, размещаем объявления о вакансиях в Linkedin. Бывает, пользуемся услугами крюинговых агентств, но работаем только с теми из них, которые понимают и выполняют наши жесткие требования относительно сохранения конфиденциальности клиентов, и это весьма ограниченный круг компаний. Для клиентов Imperial Yachts чрезвычайно важна конфиденциальность, поэтому проверка кандидатов на благонадежность и поэтапные собеседования могут длиться достаточно долго.
Помимо собственно подбора команды, мы обеспечиваем полный пакет услуг, связанных с работой экипажа на судне, включая трудовые договоры и извещения об их расторжении, учет расходов на персонал, а также делаем все, что касается трудоустройства согласно требованиям того или иного государства флага. Кроме того, мы снабжаем членов экипажа униформой и следим за соответствием их внешности установленным стандартам, постоянно повышаем квалификацию стюардесс в отношении сервиса, составляем брошюры с полезной информацией и спа-меню для гостей. Наконец, мы помогаем урегулировать возникающие в команде конфликты, если капитан по каким-то причинам не справляется с этим.
В наше время экипажи суперяхт, как правило, многонациональные: разные культуры и языки обогащают коллектив, и мы считаем это большим преимуществом, поощряем смешанные команды. Разумеется, при этом языком общения на судне остается английский. Наша практика показывает, что всегда наиболее востребованы члены экипажа с дополнительными навыками, например парамедики, медсестры, парикмахеры или косметологи с опытом работы в яхтинге и по своим специальностям. Особенно ценятся люди, морально и физически способные совмещать совершенно разные обязанности на борту, ведь далеко не каждый парикмахер готов стать стюардом.

Численность экипажа влияет на динамику управления коллективом: в случае 5−6 человек капитану приходится глубоко погружаться в происходящее с каждым, тогда как в командах из 20 и более человек он уже работает больше на уровне руководителей подразделений, что подразумевает другие инструменты менеджмента. По мере развития карьеры капитану как лидеру приходится отдаляться от непосредственных исполнителей той или иной задачи, и в целом такая динамика похожа на путь развития лидера в бизнесе. Есть мнение, что оптимальная численность команды (не только на судне) — семь человек, а когда коллектив растет, то старшие менеджеры также наиболее эффективно управляют группами из семи человек.
В яхтинге подбор экипажа традиционно начинается с капитана: если вы нашли подходящего во всех отношениях человека, то и культура собранной и воспитанной им команды обычно соответствует ожиданиям. Ведь на яхте важен не только факт выполнения приказа, но и то, каким образом он был выполнен.
В яхтенной индустрии нет практики использования каких-либо специальных психологических тестов для отбора кандидатов, кроме, например, общего определения типа темперамента и их собственного описания своей личности. Как правило, многое о человеке выясняется в ходе испытательного срока, и, на мой взгляд, старшие члены экипажа должны более продуктивно использовать этот период и обращать внимание на поведение новичков.
Что касается мотивации, то в долгосрочной перспективе деньги (внешняя мотивация) не могут поддерживать интерес к работе, и на первый план выходят внутренние стимулы: возможность личностного и профессионального роста, путешествия, отношения в коллективе. В случае возникновения сложностей возможны два подхода: одни владельцы (или капитаны) просто увольняют весь экипаж и набирают новый, тогда как другие пытаются вникнуть в проблему и разрешить ее. Первое всегда проще, но во втором случае потраченные усилия вознаграждаются меньшей текучестью кадров. Капитану и другим старшим чинам экипажа стоит с большой осторожностью прибегать к микроменеджменту, чтобы не превратить творческих самостоятельных членов команды в демотивированных безвольных исполнителей. В наше время большинство экипажей суперяхт — многонациональные, и я считаю, что это очень хорошо, даже несмотря на различия в культурах.
Что касается профессионального «выгорания», то в последнее время оно чаще происходит у молодых, нежели у зрелых и опытных старших чинов. В первую очередь это связано с большой физической нагрузкой на чартерных яхтах, где из-за плотного графика зачастую нет возможности «зарядить батарейки». В итоге под конец сезона у людей наступает эмоциональное истощение. Я считаю, что нет какого-то идеального типа личности, наиболее подходящего для работы на суперяхтах. Скорее какие-то люди больше подходят для одних яхт, а какие-то — для других. Поэтому прежде всего лучше попытаться понять, как они будут вести себя в той или иной роли, а не классифицировать тип личности, ведь с возрастом и накопленным опытом меняется поведение, а личность, как правило, остается прежней.

Карен Пассман, основатель компании Impact Crew

Дизайнерскую униформу для экипажа, как правило, можно встретить на яхтах длиной 65 и более метров, поскольку там уже достаточно большие команды, и стоимость индивидуального дизайна и пошива становится адекватной. В этих случаях вещи создают и закупают на несколько лет вперед не только для существующих членов команды, но и для тех, кто присоединится в будущем, поэтому важно грамотно спланировать размер одежды и объем заказа, что, кстати, может отпугнуть некоторых клиентов. Скажем, форма на пять лет для экипажа из 28 человек будет стоить порядка € 200−300 тыс.
Мне доводилось работать с управляющими компаниями, со старшими стюардессами и напрямую с владельцами, и тут все зависит от схемы взаимодействия последних. Например, мы давно сотрудничаем с компанией Imperial Yachts в широком диапазоне судов от 40 до 100+ м, и могу сказать, что у них очень сильный менеджер, который прекрасно ориентируется в линейке моделей и умеет правильно транслировать пожелания владельца. Работать по такой схеме гораздо легче и эффективнее, чем, скажем, через старшую стюардессу.
В процессе создания униформы мы прежде всего пытаемся понять видение и предпочтения клиентов, в чем помогают каталоги и цветовые палитры, и только потом переходим к производству прототипов. Нередко в основу ложатся существующие модели, но также возможен дизайн с чистого листа. В случае индивидуального дизайна идет закупка вещей на 4−5 лет, и до истечения этого срока вы, скорее всего, больше не увидите этого заказчика. Обычную униформу обновляют, как правило, ежегодно, и для этого в бюджете на содержание яхты закладывается отдельная статья. Бывает и так, что заказывают отдельные комплекты формы для разных случаев: для встречи гостей, для вечеринок, приемов и других мероприятий. Но происходит такое, когда сам владелец яхты уделяет этому большое внимание.
Рынок подобных услуг очень маленький, и компаний на нем сравнительно немного. Какие-то из них не имеют собственного производства и заказывают форму на стороне: это получается дешевле, но не так эксклюзивно, да и многие клиенты предпочитают, чтобы заказ выполнял «от и до» один и тот же подрядчик. Самая большая проблема в подборе униформы касается обуви: мы работаем с разными брендами, но многие из них перестают выпускать нужные нам модели. Десять лет назад почти все носили традиционные кожаные палубные туфли, на которые не распространялись веяния моды, а сегодня экипажи перешли на спортивную обувь вроде кроссовок. И тут появились сложности, так как все это быстро выходит из моды. В итоге мы стали сами создавать новые модели и нашли место для их производства.

Хелен Маклеод, основатель компании Sea Design

Численность экипажа влияет на динамику управления коллективом

Дата:

26.12.2018

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Дик Холтис, Imperial Yachts

Следующая статья

Уже полвека. boot Düsseldorf — 50!

Предыдущая статья

Yalıkavak Marina. Праздник каждый день

Новые материалы
Похожие статьи