Екатерина Павлова — о перспективах и нюансах чартера яхт в новой, посткоронавирусной реальности
Екатерина Павлова — руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts

Екатерина Павлова — о перспективах и нюансах чартера яхт в новой, посткоронавирусной реальности

Екатерина Павлова — руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts
Следующая статья

Дизайн дома — одним инструментом

Предыдущая статья

Отель для особенных гостей. 10 лет столичному Lotte Hotel Moscow

Осторожно, двери открываются…

Отмена ограничений на яхтинг началась со стороны восточного Средиземноморья. Страны региона просто поняли, что не смогут без туризма и яхт. Уже полностью открыты Хорватия и Турция: можно перемещаться по стране, заходить в любые порты — карантина нет. С 11 июня Турция возобновила международные рейсы по ряду направлений с условием теста на коронавирус в аэропорту прилета. После этого можно выходить на яхте в море — вне зависимости от того, гражданин вы Евросоюза или нет. Не запрещается посещать магазины и рестораны (в маске), но рекомендуется избегать мест скопления людей и часто мыть руки. Правда, в Хорватии свобода пока коснулась только яхт длиной от 24 м, при этом капитанам дано право проверять состояние здоровья экипажа и гостей на борту. В Греции с 25 мая разрешено передвижение и частных, и коммерческих судов вне зависимости от флага, а с 15 июня официально разрешен и чартер для яхт, которые базируются в материковой части страны. Острова Греции должны открыться для посещения 1 июля.

В западном Средиземноморье самые заметные ослабления режима наблюдаются во Франции. Сняты все ограничения на выход в море и передвижение по стране, открыты пляжи, заработали кафе и рестораны. С 15 июня открылись границы со странами ЕС, разрешен вход для яхт из всех портов Шенгенской зоны.

Открыт порт Монако, музеи и знаменитое казино, правда, с некоторыми ограничениями. Особый контроль в монакском порту Эркюль в виде двойного теста на коронавирус ожидает только экипажи яхт, пришедших не из Шенгенской зоны. По договоренности можно сделать эти тесты прямо на борту, но придется просидеть в карантине на лодке 48 часов до получения результатов. Под французским флагом ограничений практически нет: чартерные яхты могут принимать и высаживать гостей и во Франции, и в Монако; также разрешено использование вертолетов. Окончательно подтвердилось проведение Monaco Yacht Show c 23 по 26 сентября 2020 года. А вот Гран-при Formula I в Монако и другие большие события перенесли на 2021 год.
В Италии сложнее. Чартер на территории страны возможен, но на борту необходимо носить маски, перчатки и соблюдать социальную дистанцию в 1 м. Исключение — Сардиния: чартер там пока не разрешен, а частные яхты могут приходить только из портов ЕС; правила для остальных объявят позже.

Что думают клиенты и владельцы яхт?

Насколько я могу судить, у владельцев яхт присутствует осторожный оптимизм относительно Средиземноморья. Мы предлагали тем, чьи яхты находятся под нашим управлением и провели зиму не в Европе, оставить их там и на летний чартерный сезон. Июль-август — прекрасное время во Французской Полинезии, Индонезия хороша для дайвинга. Мы разработали маршруты на Фиджи, в Новой Зеландии и Австралии, чтобы потом можно было вернуться в Европу через Индийский океан, по пути захватив Мадагаскар и Маврикий.

Но большинство судовладельцев все же хотят возвращать свои яхты на Средиземноморье — рассчитывают на хороший сезон в Европе, тем более что уже подписано много контрактов. Например, Lili — одна из яхт чартерного флота Imperial — провела зимний сезон на Мальдивах и Сейшелах, но уже 30 апреля вернулась на Кипр, где прошла 14-дневный карантин. Тогда он еще был, но с 18 мая остров снял ограничения, разрешив яхтам перемещаться и проводить чартеры. Lili к этому уже готова в соответствии с новыми требованиями: на борту всех чартерных яхт Imperial будут и тесты, и все необходимые средства дезинфекции. Дальше все зависит от клиентов: контракты подписаны, но люди по-разному относятся к ситуации. Кто-то спокоен, кто-то пока побаивается, в связи с чем может возникать необходимость в смене маршрутов и дат. Тем более что ситуация в мире может поменяться по причинам, ни от кого не зависящим.

Новые условия чартерных контрактов

Как в такой ситуации работать брокерам и чего ожидать чартерным клиентам и владельцам яхт? Мы в Imperial сейчас все же стараемся склонить гостей провести чартер в восточном Средиземноморье. В Греции и Хорватии вообще не было серьезной эпидемии, к тому же там множество островов, а значит всегда можно составить интересный и безопасный маршрут. Но если клиент во что бы то ни стало хочет провести чартер во Франции, Италии или Испании (много запросов на вторую половину июля и август), мы рекомендуем подписать дополнительное соглашение.

MYBA (Ассоциация яхтенных брокеров Средиземноморья) выпустила дополнение к своему стандартному чартерному контракту. В нем — на случай ухудшения эпидемиологической обстановки и закрытия границ — оговариваются условия переноса чартера и возврата денег без штрафов и удержаний. Подписание добровольное, и, что интересно, подписывать дополнение хотят далеко не все — что владельцы яхт, что чартерные клиенты. Дело в том, что этим соглашением MYBA возлагает на капитанов дополнительную высокую ответственность. У них и так на борту полно забот, а здесь нужно учитывать еще массу факторов. Что, если гости заразят экипаж или экипаж гостей? Многие боятся ротации экипажей: люди прилетают из разных стран. Регламент санитарной безопасности также везде разный: яхта должна соблюдать правила той страны, где она находится. Если во Франции надо все стерилизовать каждые пять минут, а в Хорватии необязательно, то такие правила и будут применяться.

Поэтому мы, в свою очередь, рекомендуем подписать другое соглашение. Если яхта не может прийти к началу чартера по причинам, связанным с коронавирусом, то чартер переносится по согласованию сторон на другую дату в период 12 месяцев.

Есть основания полагать, что в будущем MYBA внесет изменения в стандартный контракт, смягчив правила отмены/переноса чартеров. Сейчас, отказываясь от чартера, клиент теряет те деньги, что уже заплатил. Когда отказывается владелец яхты, то возвращает все он и даже компенсирует издержки, если до чартера остался небольшой срок. Думаю, будет смягчение позиций, в первую очередь, в пользу клиента.

Что поменяется к лучшему?

Нынешняя ситуация имеет и позитивные моменты. Возможно, станет легче с налогами, хотя и не везде. В начале года Франция и Италия объявили об отмене сокращенных ставок налога на чартер. До этого при определенном маршруте, например, путем краткосрочного выхода в международные воды, можно было серьезно уменьшить налоги — на две трети в Италии и наполовину во Франции, и все этим пользовались. Французы тогда сообщили, что с 31 марта все чартерные контракты пройдут уже по полной ставке 22%; итальянцы решили применить ее ко всем контрактам 2020 года. Вслед за ними полную ставку хотела ввести и Греция: 12% для лодок под греческим флагом или с греческой лицензией и 24% вместо 9,6% — для всех остальных. Однако в конце марта стало понятно, что если поднять налоги, чартерную индустрию в сложившейся ситуации ждет коллапс: чартеров не будет нигде, кроме Турции и Черногории. Поэтому Италия и Франция объявили о возвращении к прежнему регламенту с оговоркой, что новые правила могут быть введены позже.

Французы пока оставили сокращенную ставку, а вот Италия в середине июня неожиданно ввела полную — 22% на стоимость чартера и депозит. При этом ставка в чартере будет рассчитываться исходя из времени, проведенного яхтой в международных водах. Например, если яхта за сутки провела в международных водах 2 часа, то это время налогом не облагается, а за остальные 22 часа будет начислен налог 22%. Пока итальянцы не сообщают, будут ли все же применяться льготные условия к контрактам, заключенным в мае и первой половине июня на условиях сокращенной ставки. Это большой вопрос, и однозначного ответа на него пока нет.

Есть мнение, что яхтенный рынок должен выйти из кризиса именно за счет чартера. Хотя многие клиенты сейчас боятся куда-то ездить, стоит помнить, что яхта по сравнению с другими видами отдыха — «Ноев ковчег». Ее можно полностью продезинфицировать, загрузить всем необходимым, убедиться в том, что все присутствующие на борту здоровы, и прекрасно провести отпуск без внешних контактов. А поскольку все поняли, что в новой реальности нужно продолжать жить (вирус не исчезнет мгновенно), то страны одна за другой начинают открываться. Чартер вернется к прежним масштабам — это лишь вопрос времени.

Дата:

16.06.2020

Следующая статья

Дизайн дома — одним инструментом

Предыдущая статья

Отель для особенных гостей. 10 лет столичному Lotte Hotel Moscow

Новые материалы
Похожие статьи