Екатерина Павлова — об итогах летнего и перспективах зимнего сезона для яхтенного чартера
Екатерина Павлова — руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts

Екатерина Павлова — об итогах летнего и перспективах зимнего сезона для яхтенного чартера

Екатерина Павлова — руководитель чартерного направления компании Imperial Yachts
Следующая статья

Яхта у парадной, или Из дома — в море

Предыдущая статья

Названа лучшая международная марина 2020 года

Ситуация на чартерном рынке сильно поменялась из-за пандемии, что не могло не повлиять на маршруты, условия и спрос. Как провели лето 2020 года чартерные суперяхты и каковы перспективы мирового яхтенного чартера на следующий, зимний, сезон?

Недавно Boat International обнародовал статистику перемещения суперяхт по миру с мая по август. Средиземноморский регион, за исключением Хорватии (по Турции нет данных), предсказуемо показал заметное снижение активности по сравнению с тем же периодом 2019 года. А вот по другую сторону Атлантики — во Флориде и на Карибах — наоборот, рост активности, хотя это время ураганов и вообще «несезон». Чем это объяснить?

Объясняется это просто. Во-первых, когда в марте-апреле начался карантин и закрылись границы, многие суперяхты оказались заблокированными на Карибах. И даже когда позже появилась возможность перейти, например, на Средиземное море — на летний сезон, ясности у владельцев чартерных яхт не прибавилось. Кто-то принял решение уходить, кто-то пожелал остаться, в итоге на Карибах этим летом оказалось гораздо больше яхт, чем обычно. Во-вторых, спрос на чартер суперяхт в этом регионе обеспечили американцы: из-за ограничений сами они мало куда могли прилететь, Европа для них до сих пор закрыта. Поэтому те, кто планировал отправиться в чартер, бронировали яхты там, где они есть, несмотря на низкий сезон и риск ураганов. И третий момент… Сейчас в принципе меняется всё: запросы, возможности, базирование яхт. Раньше на Средиземном море для яхты считалось удачей закончить чартерный сезон в октябре — получить бронирование хотя бы на неделю в этом месяце. А в этом году у яхт длиной 50−70 м чартерный календарь на октябрь заполнен, хотя на Средиземном море местами уже сильно дует. Но люди подстраиваются под существующие реалии: куда они могут поехать, где какие яхты остались… Многие владельцы чартерных яхт из-за карантина вообще приняли решение уйти в дальние регионы — постоять во Французской Полинезии или в Индонезии.

В самый разгар карантина в статье для MBY вы говорили, что предлагали владельцам яхт под управлением Imperial, проводящих зимний сезон в тропических акваториях, возможность оставить их там и на лето. Однако большинcтво все же решили уйти на Средиземку, рассчитывая на хороший сезон. Насколько оправдались их ожидания?

Они не пожалели. Даже с учетом того, что российских клиентов так и не пустили в Европу. Спрос на чартер был со стороны как европейцев, так и россиян, даже тех, у кого только российский паспорт и нет возможности въехать в Шенгенскую зону (они выбирались в Хорватию и Турцию, которые стали для нас этим летом основными направлениями). На всех яхтах флота Imperial лето выдалось очень удачным. Мы выполнили первый сезон на новой Flying Fox (136 м, Lürssen), у яхт в диапазоне 50−70 м, таких как Lili (55 м, Amels), календарь был плотно заполнен, и до сих пор бронирования идут одно за другим. Даже у только что переданной владельцу яхты Lana (107 м, Benetti) состоялось уже много успешных чартеров.

А если предположить, что яхты все же остались там, где их застала пандемия, как бы сложилась ситуация?

На Карибах, где застряло немало суперяхт мирового флота, ситуация, как я уже говорила, сложилась неплохо. В Индийском океане остались пережидать единицы. Думаю, что там в любом случае летом было бы меньше чартеров: лететь туда дальше и сложнее для большинства клиентов, многие территории до сих пор закрыты, и ограничений в целом больше. Поэтому решение выдвигаться на Средиземное море было правильным.

Еще рано давать прогнозы на весну, но уже понятно, куда россияне смогут поехать этой зимой?

Россиянам официально уже можно прилетать на Мальдивы. Сейшельские острова открыты для чартера с 20 сентября для многих стран; по россиянам ожидаем уточнений. И мы очень ждем открытия Мадагаскара. Сейчас остров пока полностью закрыт, но у многих яхт уже есть бронирования именно там: все надеются, что он станет доступен уже этой зимой.

Каковы основные доступные в ближайшее время направления для зимнего чартера?

Помимо Сейшельских, Мальдивских островов и — потенциально — Мадагаскара, будут доступны любимый россиянами Таиланд и Французская Полинезия — интерес к ней растет. Карибы в начале октября объявили карантин: в зависимости от острова он необходим до чартера или можно сразу выйти в море и провести карантин прямо на яхте. Плюс отдельные территории начали требовать определенные визы, например пятилетнюю шенгенскую. Обладателям европейских и некоторых других паспортов проще; в целом чартер на Карибах этой зимой возможен, главное — туда добраться.

Есть ли регионы, которые ощутимо «просели» в плане чартера суперяхт?

К Австралии нет особенного интереса, скорее австралийцы интересуются, как бы им выехать на Средиземноморье. Так что пока этот регион вместе с Новой Зеландией для чартера забыт. Мы прорабатывали эти направления в начале года, но интерес к ним и так был невысок, а сейчас потерян в принципе, особенно с учетом существующих там ограничений. Пока «провисает» Центральная Америка, Африку тоже мало кто рассматривает, разве что ЮАР, где можно совместить отдых на яхте с сафари.

Куда конкретно отправятся яхты флота Imperial сейчас, после окончания сезона на Средиземном море?

Этой зимой основное направление — Индийский океан, хотя в некоторых случаях мы рассматриваем и Карибы: например, для Lana пока просчитываем оба варианта. Для многих яхт Мальдивы и Сейшелы — любимые места базирования, а Flying Fox посетит не только Индийский, но и Тихий океан: для нее мы планируем Индонезию, Мадагаскар, Маврикий, Французскую Полинезию.

С точки зрения налогов на чартер какие направления сейчас выгоднее выбирать клиенту?

На Карибах налог на чартер отсутствует в принципе. При определенном маршруте безналоговым будет чартер и в Таиланде. Довольно выгодны Мальдивы: там налогом облагаются только местные закупки топлива и всего необходимого во время чартера. Учитывая, что крупные яхты приходят туда уже как следует заправленными, налог, по сути, распространяется только на еду и напитки на борту. Багамы — 4%, правда, для россиян это не самая популярная территория. А вот Сейшелы очень востребованы, хотя чартерный налог там 12%.

Растет ли спрос на удаленные направления, которые раньше не были популярны для больших суперяхт?

Он не просто растет, а растет в геометрической прогрессии. Это происходит даже не из-за того, что везде пандемия и люди бегут как можно дальше. Честно говоря, мы даже не слышим от клиентов, что они боятся куда-то ехать. Скорее, они начали открывать для себя новые места просто из интереса. Может быть, карантин стал катализатором этого процесса, но это никак не бегство от пандемии, а тяга к путешествиям. В последние годы наметился сильный интерес к северным акваториям, например к Аляске или Норвегии; туда, возможно, в начале следующего лета отправится Lana. Индонезия, Полинезия, Мадагаскар, Маврикий… раньше по этим регионам за сезон могла пройти лишь пара яхт, а сейчас это интересно многим. Всегда были востребованы Галапагосы, но там нельзя проводить коммерческий чартер: яхта должна иметь статус частной, хотя бы временно.

Только что на чартерный рынок вышла La Datcha Олега Тинькова: для нее планируется потрясающий маршрут. Зимой она будет на Мадагаскаре, а дальше пойдет через Индийский и Тихий океаны на Камчатку, Чукотку, Курилы, где проведет лето 2021 г. Ее чартерный календарь почти заполнен до следующего октября.

Насколько рискованно бронировать чартер в условиях неопределенности?

В любом случае никто не понесет убытков: в чартерных контрактах всегда оговариваются форс-мажорные обстоятельства, в том числе невозможность для яхты зайти в регион чартера. Тогда по согласованию сторон чартер просто будет перенесен на другие даты.

Много ли клиентов воспользовались возможностью перенести свой чартер с весны — начала лета 2020 года на осень и зиму?

Около 20% заказов отложили на осень или вообще на следующий год.

Изменилось ли в этом году поведение чартерных гостей на борту суперяхт из-за санитарных мер?

Люди стали больше времени проводить на борту, не спешат лишний раз сходить на берег, предпочитают уединенные якорные стоянки. В остальном же прежние привычки сохранились. В конце концов, сервис на борту суперяхт остался на том же высочайшем уровне, опыт капитанов позволяет спланировать интересный маршрут даже с учетом ограничений, а желание людей отдыхать и интересно проводить время в море точно никуда не денется — даже в непростом 2020 году летний чартерный сезон показал это со всей очевидностью.

Дата:

25.11.2020

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Imperial Yachts

Следующая статья

Яхта у парадной, или Из дома — в море

Предыдущая статья

Названа лучшая международная марина 2020 года

Новые материалы
Похожие статьи