Денис Новиков, директор по продажам компании Nordmarine, о тенденциях рынка по итогам boot Düsseldorf 2020

Денис Новиков, директор по продажам компании Nordmarine, о тенденциях рынка по итогам boot Düsseldorf 2020

Следующая статья

Рай для рыбаков: Андрей Зайцев, яхтсмен, рыбак и ресторатор, о рыбалке на Андаманских и Никобарских островах

Предыдущая статья

Юрий Казаков. Проклятый север (отрывок из рассказа)

В этом году у Princess Yachts на боат-шоу в Дюссельдорфе был необычный экспонат — полноразмерный макет главной палубы новой модели Princess X95, мировая премьера которой пройдет в Каннах (яхта уже проходит испытания). А скоро линейку X-класса пополнит модель Princess X80. Одновременно верфь объявила о прекращении производства M-класса в диапазоне 30−40 м. Означает ли это, что яхт Princess длиннее 30 м в ближайшее время мы не увидим? И почему верфь сместила фокус на новый X-класс?

Во-первых, я все же надеюсь, что X-класс будет расти в длину. Пока верфь не раскрывает подробностей, но перспективные проекты свыше 100 футов есть. А во-вторых, дело не только в размерах. X95 при длине чуть менее 30 м по площади помещений намного превосходит Princess 30M (с ее классической концепцией) и всего на 2 кв. м отстает от 35M. Все, кто уже побывал на борту, отмечают, что внутри яхта просто огромная.
Но, помимо объемов, у X-класса есть другое важное преимущество. Princess Yachts много раз задавали вопрос, не собирается ли верфь выпускать наряду с глиссирующими более спокойные и экономичные водоизмещающие модели — все-таки на рынке это тренд. Говорят, люди устали от погони за скоростью и расходов на топливо. На мой взгляд, потребность в скорости у многих покупателей никуда не делась: им по-прежнему важно, выйдя из Монако, оказаться в Сан-Тропе через час, а не через два. Другой вопрос, что скорость нужна не всегда, поэтому Princess Yachts работает над универсальностью. X80 — глиссирующая яхта, но она будет двухрежимной. X95 — судно скорее переходного режима, но за счет формы корпуса и носового бульба демонстрирует меньший расход топлива. То есть, задача, на мой взгляд, — движение не в сторону водоизмещающих яхт как таковых, а в направлении гибридных решений.

Гибриды вообще — тема разносторонняя, а «зеленый» тренд в разных областях яхтенного рынка — тема горячая и очень спорная. Решений множество — как от малоизвестных стартапов, так и от крупных компаний. Различные комбинации дизельных двигателей, электромоторов и генераторов уже давно применяются. MTU вот-вот представит новую гибридную пропульсивную установку. Увеличивается емкость батарей… Кстати, а как мы потом будем эти батареи утилизировать? Не возникнет ли ситуация, как с искусственными елками? Сначала их использовали как экологичную альтернативу, чтобы не рубить живые деревья, потом пришло понимание, что настоящую елку можно превратить в опилки, и через 10 лет вырастет новая, а искусственная будет разлагаться еще лет четыреста, создавая проблемы на поколения вперед.
И насколько эффективно само производство электроэнергии? Чтобы произвести, скажем, киловатт, нужно в любом случае что-то сжечь — хоть в двигателе, хоть в генераторе, хоть на электростанции. Уже подсчитано, что если в Нью-Йорке 50% автомобилей будут электрическими, городу просто не хватит энергии, чтобы все их зарядить.

Эффективность таких технологий пока под вопросом: они все еще очень дорогие и «сырые» — не только в яхтенной, но даже в автомобильной индустрии. А Princess Yachts — верфь очень осторожная, не любит анонсировать что-либо сильно заранее или хвататься за непроверенные решения. Потому и подход к гибридизации другой. Ведь что такое X-класс? Если перевести с яхтенного языка на автомобильный, это кроссовер: просторный, многофункциональный, с повышенной проходимостью, но не лишенный изящества. Гибрид седана и внедорожника. Дальше — лишь вопрос личных предпочтений в дизайне. X95 выглядит очень необычно, и не буду утверждать, что все реагируют однозначно. Скажу лишь, что яхта очень интересна по дизайну и поэтому технологически весьма сложна в производстве. Ну, а если вам все же нравятся более классические «поджарые» очертания, присмотритесь к следующей новой модели, такой же по размерам, — Princess Y95, которая будет выглядеть не как кроссовер, а как элегантный седан S-класса. При одинаковой длине конкурировать друг с другом они не будут: у них просто принципиально разная философия.

Дата:

11.03.2020

Следующая статья

Рай для рыбаков: Андрей Зайцев, яхтсмен, рыбак и ресторатор, о рыбалке на Андаманских и Никобарских островах

Предыдущая статья

Юрий Казаков. Проклятый север (отрывок из рассказа)

Новые материалы
Похожие статьи