MOTORBOAT
Желтая майка лидера - фото Желтая майка лидера - фото

Желтая майка лидера

# Суперяхты # Верфи

Как в Feadship оценивают положение в индустрии суперяхт и почему компания сохраняет позиции в десятке лидеров?

Как и многие голландские судостроительные компании, Feadship — верфь довольно открытая. Соблюдая данные заказчикам обязательства относительно конфиденциальности их проектов, в Feadship всегда рады видеть представителей яхтенной прессы и охотно делятся с журналистами любопытной информацией. Недавно мы в очередной раз приехали на одну из трех производственных площадок верфи, где познакомились с текущим положением дел в компании, а также узнали взгляд на происходящее в яхтенной индустрии.

В десятку

Специалисты Feadship не только создают одни из лучших в мире суперяхт, но и тщательно анализируют рыночные процессы, чтобы понимать, в какой точке окажется компания через пять или десять лет и какой путь станет для нее оптимальным.

Окунемся в статистику. По оценкам верфи, при численности флота суперяхт порядка 5100 судов (30+ м) ежегодный оборот этой индустрии составляет в среднем $ 25 млрд, причем в последние годы оборот от сервиса превышает таковой от строительства новых яхт, чего не было прежде. За минувшие 10 лет на каждой из 384 верфей построена хотя бы одна суперяхта; активными в настоящее время остаются 203 верфи, но лишь у 183 из них в производстве есть хотя бы один проект.

Если построить график сдачи суперяхт за последние 20 лет, он будет напоминать контур Эвереста с пиком в 2009 году, когда владельцам передали более 250 судов. Показатели прошлого года находятся гораздо ниже и соответствуют состоянию на 2004 год, когда было сдано чуть больше 150 единиц. Анализируя данные Global Order Book, можно предположить, что сейчас индустрия переживает переломный момент, дающий надежду на рост, однако пристальный взгляд выявляет подъем лишь в сегменте 30–40 м. Здесь по-прежнему лидируют итальянцы, которые поставили процесс производства небольших суперяхт почти на серийные рельсы.

Десятка лидирующих верфей ежегодно строит почти половину всех суперяхт

В остальных размерных сегментах продолжается спад. Рынок сжимается отчасти потому, что потенциальных покупателей все больше волнует возрастающая стоимость владения яхтой, повышение налогов в популярных регионах, сложности с набором и сохранением экипажа. Парадоксально, но достоверный рост числа ультрасостоятельных людей (прежде всего в азиатских странах) слабо коррелируется с продажами суперяхт, что разрушает надежды борющихся за выживание верфей. А таких немало, о чем говорят несколько десятков отложенных проектов и пустые книги заказов. Из-за роста количества судов, которые закладывают до появления покупателей (сейчас это почти каждая вторая яхта длиной более 30 метров!), рынок перенасыщен предложениями. Разбирающиеся в ситуации покупатели от этого только выигрывают, так как многие верфи готовы существенно снижать цену.

Кроме того, по мнению Feadship, уже достигнута точка насыщения дизайнерскими концептами. Люди воспринимают изображения футуристических яхт без эмоций, поскольку чаще всего нетрадиционные формы, предложенные стремящимися закрепиться в профессии молодыми дизайнерами, лишены новаторской, глубоко продуманной идеи, которая действительно могла бы вывести яхтинг на новый уровень.

Владелец суперяхты — всегда победитель, для которого дизайн яхты, все ее технические штучки, равно как и возможность отдыха в самых красивых местах планеты, значат гораздо меньше, чем сам факт обладания такой вещью, которая нужна лишь для того, чтобы подчеркнуть свой статус. Мы полагаем, что именно с такими клиентами нам придется сталкиваться все чаще и чаще.

Фарух Нефзи, директор по маркетингу Feadship

 

Все эти процессы далеко не обнадеживающие, но кто-то же должен тащить индустрию из «болота»! Сейчас этим тягачом выступает десятка лидирующих верфей, которые в нынешнем веке стали еще более преуспевающими. В среднем доля построенных ими за последние 20 лет яхт составляет треть от общего количества и почти половину (47%), если считать не в штуках, а по суммарной валовой вместимости (регистровым тоннам). В прошлом году лидеры индустрии вообще построили более половины переданных заказчикам судов (по количеству и по вместимости), поэтому встает вопрос: что делать оставшимся 193 «активным» компаниям? По-видимому, им надо перестраивать бизнес-модель, концентрируясь на сервисе, рефитах и других «вторичных» услугах. А тем, кто все же пытается конкурировать с «десяткой», нужно искать радикально новые пути. Это нелегко: сегодня заказчики как никогда придирчиво оценивают финансовое положение верфей, их профильную активность и уровень предлагаемых технических инноваций.

Искусство удивлять

Какое место в современной иерархии верфей занимает Feadship? Как охарактеризовать выходящие из ее эллингов яхты? Попробуем ответить на эти вопросы не совсем обычным способом.

Наверняка каждый из вас хотя бы раз наблюдал детей, очарованных диснеевской «Русалочкой». Можно ли вообразить их восторг, когда, сидя перед прочным панорамным стеклом, за которым открывается океанская бездна, они вдруг замечают парящую в толще воды живую русалку?! Конечно, потом родители признаются, что это была обычная девушка, облаченная в костюм сказочной героини… Такое возможно в тропическом аквапарке или… на борту одной из самых инновационных и экологичных яхт Feadship по имени Savannah, где на кормовой палубе обустроена невероятная подводная галерея.

Другой пример — 92-метровая Aquarius, которая, по оценкам Feadship, является самой тихой из существующих суперяхт. А «стеклянные» надстройки Musashi, Fountainhead и высокотехнологичные несущие элементы из стекла на Сomo... Или стоящая особняком Venus, которую не где-нибудь, а именно на Feadship заказал Стив Джобс…

Спуск Feadship Como

Бесспорно, эта голландская компания не перестает удивлять, и можно с уверенностью говорить, что она принадлежит к числу тех немногих, кто умеет и, главное, успешно строит совершенно разные яхты. По состоянию на июнь 2017 года книга заказов верфи насчитывала 16 яхт, которые строятся с участием ведущих дизайнерских студий, включая Bannenberg & Rowell, Redman Whiteley Dixon, Reymond Langton и Sinot Exclusive Yacht Design. Сейчас Feadship располагает тремя достроечными площадками в Маккумe, Алсмеере и на острове Кааг плюс ведет строительство нового сухого дока в Амстердаме, где уже через год с небольшим планирует начать дооборудовать первую яхту.

Длина самой крупной из строящихся яхт Feadship (проект 1007, стальной корпус, алюминиевая надстройка) составляет 110 метров. Созданная совместно с бюро Michael Leach Design, она… лишена маршевых дизелей, но при этом будет развивать скорость 18,5 узла! Как? За счет дизель-электрической пропульсивной системы, включающей электромоторы и шесть генераторов Caterpillar. Расчетная автономность несущего 420 т топлива судна составит 5200 миль.

Флот ныне здравствующих Feadship велик (более 450 корпусов), поэтому, помимо строительства новых яхт, компания весьма активна на поле рефитов. К началу сезона она завершила несколько масштабных реноваций, приведя ряд лодок в состояние новых. Построенная в 1992 году Aurora (50 м), за которой тщательно ухаживали все эти годы, провела в эллинге в Маккуме восемь месяцев, где ей обновили интерьер и заменили часть оборудования. В прошлом сентябре на рефит прибыла 40-метровая Cipitouba, спущенная на воду в 2002 году с названием Seaflower. Ей поменяли генераторы, установили новую выхлопную систему и обновили систему мониторинга бортовой электросети. Интерьер судна также получил новые системы AV/IT и CCTV. Успешно пройдя третью сюрвейерскую проверку Ллойда, в начале июня оно вернулось к своим владельцам.

 

Predator — одна 
из самых необычных яхт Feadship - фото
Predator — одна из самых необычных яхт Feadship
Рефиты составляют важную часть работы компании - фото
Рефиты составляют важную часть работы компании
Желтая майка лидера - фото 3
Желтая майка лидера - фото 4
Желтая майка лидера - фото 5
Желтая майка лидера - фото 6
Tatasu — одна 
из яхт Feadship, которая недавно прошла на верфи рефит - фото
Tatasu — одна из яхт Feadship, которая недавно прошла на верфи рефит
Суперяхта Venus, построенная 
по заказу Стива Джобса - фото
Суперяхта Venus, построенная по заказу Стива Джобса

Хотя верфь и предпочитает проводить рефиты на собственных площадках в Нидерландах, порой владельцы выбирают другие страны, и тогда Feadship координирует весь процесс совместно с подрядчиком, присылая на место своих специалистов. Так, рефит 69-метровой Drizzle (2012 год постройки) осуществляла барселонская верфь MB92; яхте нарастили транцевую платформу, перекрасили корпус и частично обновили внутреннюю отделку.

Под финал приведу еще несколько занимательных фактов, связанных не столько с яхтами, сколько с людьми, которые долгие годы стояли и стоят за именем Feadship, обеспечивая ему безупречную репутацию. Например, Фритс де Вогт, легендарный конструктор-патриарх проектного бюро верфи. В 1952 году он представлял Нидерланды на Олимпийских играх в Хельсинки в составе национальной команды по академической гребле. Один из директоров компании, Том де Врис, выкрасил свой семейный автомобиль в матовый черный цвет, чтобы убедить владельца яхты Air в эффективности новых технологий покраски. Это сработало, и бонусом Том набрал по меньшей мере десять очков на «крутометрах» двух своих дочерей.

А если говорить о рядовых сотрудниках, то многие из них начали свою карьеру на верфи еще подростками, поскольку Feadship год от года подтверждает титул лучшей в Нидерландах школы подмастерьев. И как после всего этого не войти в десятку лидеров?

Имена в истории Feadship

Sussurro — шелест, шепот (ит.). При суммарной мощности дизельных моторов и газовых турбин 15  000 л. с. эта построенная в 1998 году 50-метровая яхта развивает
46 узлов, издавая на ходу характерный шелест.

April Fool — первоапрельская шутка (англ.). Так владелец назвал свою яхту длиной 61 метр на церемонии крещения 1 апреля 2006 года. Сделал он это в память о первой встрече со своей женой, которая произошла в этот день в 1955 году.

Yemoja — имя африканской богини моря. В интерьере этой спущенной на воду в 1994 году яхты использована африканская тематика, а украшают его стоящие
на специальных ковриках статуи воинов.
На этой яхте Feadship впервые оборудовала отдельный спортивный зал.

Blackhawk IV. Эта яхта была построена для американского предпринимателя Артура Виртца, который владеет одноименной хоккейной командой Chicago Blackhawks. В XIX веке это имя, которое означает «ястреб-канюк», носил известный вождь американских индейцев. «Как и любому индейцу, мне тоже нравится иметь большое каноэ», — сказал Виртц на церемонии спуска яхты в 1971 году.

Hurricane Run — ураганный бег (англ.). Владелец назвал эту 54-метровую яхту в честь одной из своих скаковых лошадей, которая выиграла Prix de l’Arc de Triomphe, опередив конкурентов на два корпуса. У него это уже вторая яхта Feadship; прежняя — High Chaparral — тоже носила имя скакуна.

Tits — сиськи (англ.). Когда в 1996 году заказчик объявил, какое имя он хочет дать своей яхте, многие удивленно вскинули брови. Тогда, чтобы не разочаровывать публику, он добавил, что тендеры будут называться Nipple I и Nipple II («Сосок I» и «Сосок II»).

Похожие статьи