MOTORBOAT

Зарий Черняк — о некоторых утверждениях, вырванных из контекста времени

Зарий Черняк — инженер-кораблестроитель

Замечу: вроде бы и справедливые, но вырванные из контекста «предмета и времени» утверждения могут оказаться неверными. Например, тезис «длина бежит», относящийся к водоизмещающим судам, применять к глиссирующим корпусам не следует. Аналогично не все, что годится для малых прогулочных судов, подходит крупным яхтам.

В Интернете я наткнулся на публикацию The Rules of Boat Design — подборку высказываний известных яхтенных конструкторов прошлого. Приведу некоторые фразы авторитетов, которые сегодня воспринимаются неоднозначно. «При прочих равных предпочтительнее более быстрая лодка. Но, черт возьми, равных условий не бывает», — сказал Джон Гриффин Ханна, дизайнер крейсерских парусных лодок tahiti ketch. По крайней мере две такие в прошлом веке совершили кругосветное плавание. Сегодня скорость далеко не всегда является главным критерием, если не говорить о гоночных аппаратах. Жизнь изменилась, и, хотя ход времени ускорился, люди стали предпочитать неспешные лодки. Особенно это касается моторных яхт: все популярнее становятся яхты-траулеры, владельцы которых больше ценят автономность и комфорт на борту.

Примечательно, что живший тоже в середине прошлого века Эдсон Берр Шок, проектировавший гоночные яхты и катера, круизные парусные и моторные яхты, коммерческие суда, придерживался иного мнения. Об этом говорят такие его слова: «Первое требование к любой практичной лодке — безопасность, второе — комфорт, а третье — скорость».

А вот забавный тезис: «Человеку на каждый год его возраста требуется фут ватерлинии лодки». Это сказал гениальный Уффа Фокс, создатель обводов под названием «сани Фокса» для катеров, спроектировавший легендарную 20‑футовую килевую яхту Flying Fifteen. На такой лодке он гонялся вместе с герцогом Эдинбургским Филиппом, покойным супругом Елизаветы II, и обоим было явно больше 20 лет. В то же время полно примеров, когда люди по мере «взросления» (улучшения материального состояния, обретения опыта) меняют свои лодки на более крупные. Тренд в сегменте моторных яхт налицо, хотя, конечно, нелепо рассчитывать на соответствие длины лодки возрасту ее владельца, и тезис этот следует воспринимать как шутку.

«Лодка без развала бортов похожа на понтон корабельного маляра и примерно так же удобна на ходу», — считал Роберт Д. Каллер, капитан, строитель небольших деревянных лодок и автор книг по проектированию. Обводы корпуса с развалом бортов в носу и сегодня встречаются сплошь и рядом. В то же время вертикальные борта в носовой части яхт, парусных, моторных и особенно катамаранов, уже давно не диковина и не воспринимаются как «каприз» или ошибка дизайнеров.

«Вы можете завершить свой проект или вовремя, или в рамках бюджета. Никогда и то и другое». Еще одно заключение, опровергаемое множеством примеров нашего времени. У дизайнера Джона Уэлсфорда из Новой Зеландии, который более 35 лет занимался круизными яхтами и другими судами, наверняка были основания так считать. Сегодня, если не рассматривать форс-мажорные ситуации, все больше верфей начинают строить яхты на собственные средства, в процессе находят заказчика и даже успевают оформить интерьеры по его вкусу, соблюдая при этом контрактные сроки и бюджет.

Зато нередко оказываются справедливыми другие слова Уэлсфорда о том, что, согласно закону Мерфи, вы не обнаружите своей ошибки, пока смола не затвердеет, а ошибка, которую нельзя исправить эпоксидной смолой и стеклотканью, науке не известна. Вот только этот опыт сложно применить к судам из металла, к тому же, помимо эпоксидной смолы, для композитных конструкций вовсю применяются и другие связующие.        

Время бежит, технологии развиваются, на смену прежним авторитетам приходят новые. Не меняются только постулаты базовых наук, в частности законы Ньютона, да и законы Мерфи тоже будут действовать всегда. Об этом полезно помнить.

Похожие статьи