YMAG.media

Зарий Черняк — об инновациях, предвидении и фантастике

Зарий Черняк — инженер-кораблестроитель

Время от времени в Интернете (и не только) встречаются прогнозы относительно будущего моторных яхт. Они касаются разных аспектов. Пишут об аддитивной 3D-печати крупных корпусов, которая повлияет на всю отрасль. Прогноз относится к 2050 году, а до этого напечатанные корпуса и комплектующие станут постепенно увеличиваться в размерах. Продолжит рост площадь остекления корпусов и надстроек, поскольку стекло «соединяет интерьер с внешней средой». Непременно появятся новые материалы. Вслед за деревом «выйдут в тираж» и «толстые» корпуса из стеклопластика, съедающие скорость, уступив легким и прочным материалам типа карбона. И так далее.

Желание владельцев крупных яхт ходить к неизведанным берегам приведет к росту размерений тендеров. И наверняка в своем большинстве они будут с подвесными моторами: лодки с подвесниками давно растут в длину, как и мощность самих моторов.

Развитие бортовых электронных интеллектуальных систем мониторинга всего и вся на борту приведет к появлению «умной яхты», которая, в отличие от «умного дома», сможет еще и «самостоятельно» перемещаться в пространстве по заданному алгоритму, отклонениям или, повинуясь команде оператора на берегу (о беспилотных судах всерьез говорят уже давно). Вместе с этим повысится и мореходность прогулочных судов — поначалу через автоматическую оптимизацию курса и подключение необходимых систем.

Есть мнение, что новое поколение покупателей заставит индустрию суперяхт пересмотреть отношение к катамаранам и тримаранам, которые при своей сравнительной эффективности пока остаются чем-то вроде экзотики и больше фигурируют в футуристических концептах.

И вот что интересно. В большинстве своем эти прогнозы основаны на уже свершившихся технических внедрениях и преимущественно касаются дальнейшего развития предложенных и даже частично реализованных идей и наметившихся тенденций. А многие безусловно интересные инженерные решения позволяют лишь незначительно улучшить характеристики прогулочного судна. Хотя есть и другие примеры. Так, гироскопические успокоители качки в состоянии снижать ее амплитуду на 35% и в перспективе — до 95%.

А вот когда-то было иначе. Великий провидец Жюль Верн писал о том, чего в его времена не было совсем, да и не могло быть вовсе при том уровне развития техники. Возьмем хотя бы несколько примеров из романа «Плавучий остров»: состав против обрастания корпусов кораблей; двойной корпус подводной лодки; так называемый активный руль… А сколько их было, этих романов! И если отмеченные технологии человечеством уже освоены, то такой прогноз, как ПОЛНОСТЬЮ электрические суда с НЕОГРАНИЧЕННОЙ автономностью (вспомните «Наутилус»), пока остаются «за горизонтом». Конечно, гибридные яхты для нас не в диковинку; размеры их растут, и солнечные панели все чаще появляются на серийных лодках. Но это только первые шаги в нужном направлении.

Фантастически звучит идея «трансформируемых яхт», которые, по мнению французского дизайнера Тьерри Гогена, появятся, чтобы увязать противоречивые желания владельцев шикарных прогулочных судов показать себя и при этом остаться максимально незаметными в целях безопасности. Интересно, как будет выглядеть такая яхта!

Понятно, что на темы будущего в яхтинге чаще говорят дизайнеры и маркетологи, а инженеры из соображений коммерческой тайны до поры информацию придерживают. Но где же вы, писатели-фантасты с безудержным воображением, не знающим границ? Где ваши прогнозы относительно яхт будущих веков? Или вы заняты другими темами, или молчите потому, что телепортация, грозясь вытеснить обычный городской и прочий транспорт, «отменит» и яхтинг? Не верю: такое удовольствие не заместить ничем!

Похожие статьи