YMAG.media
Заправьте меня солнцем! - фото Заправьте меня солнцем! - фото

Заправьте меня солнцем!

# Движение

Monaco Solar & Energy Boat Challenge, который появился в 2014 году как соревнование университетских команд, становится все более интересным для верфей.

«Будущее Монако — в море»,— сказал князь Ренье III на инаугурации яхт-клуба Монако в 1953 году. «В море сосредоточено будущее всей планеты»,— продолжил тему его сын Альбер II в 2019 году на открытии Solar & Energy Boat Challenge, состязания, в котором команды из 14 стран гонялись на лодках, использующих только экологически чистые источники энергии.

Виражи истории

Традиция проводить подобные соревнования зародилась в Монако еще в 1904 году, когда в княжество съезжались производители катеров. В то время лодки с ДВС еще были новаторскими, хотя технология уже существовала. (Первую в мире моторную лодку построили в 1886 году на Lürssen по заказу Готлиба Даймлера с двигателем его конструкции).

История повторяется. «Многие технологии существуют, но не применяются. Бренды копируют друг друга, не замечая, что можно экономить энергию, не теряя комфорта,— говорит Марко Казираги, предложивший концепцию Solar Challenge.— На самом деле, комфорта становится даже больше: электрические лодки работают без вибрации, звука, выхлопа и не вредят природе. Наша цель — информировать людей, что такие технологии существуют и могут быть реализованы. И не только в яхтинге».

На Monaco Solar & Energy Boat Challenge свои проекты представили 34 команды из 14 стран

Концепция соревнования напоминает автомобильную Formula E. Некоторые спортсмены так и говорят, что во многом вдохновлялись дизайном и инженерией гоночных болидов. Все представленные проекты разделены на три класса: Solar, Energy и Offshore. У каждого свои базовые параметры и программа гонок. Бюджет команд от 10 до 500 тыс. евро, причем одним из самых дешевых в этом году оказался проект наиболее именитого игрока — команды Nobiskrug.

Класс Solar

В этом самом массовом классе команды соревнуются с первого чемпионата. Лодки используют только энергию солнца. Стандартизация касается размеров, площади и количества солнечных панелей, емкости аккумуляторов, минимальной скорости и веса пилота. Лодки могут иметь или не иметь подводные крылья. При заданных ограничениях максимальная скорость и дальность хода являются основными факторами победы.

Класс активно развивается: впервые за всю историю челленджа «солнечный» флот провел трехчасовую безостановочную гонку на дистанции почти 20 миль. Лучшие результаты overall показали команды New Nexus и Sunflare (обе из Нидерландов), причем Sunflare оказалась самой быстрой (17 узлов) в своем классе и третьей по скорости среди всех участников. Голландцы имеют здесь преимущество и по численности команд: 11 из 19.

Класс Energy

Он только набирает силу и позволяет использовать любые возобновляемые источники энергии и их комбинации. Задача — разработать наиболее мощный и выносливый двигатель для питания катамаранамонотипа длиной 8 м и шириной 6 м. В этом классе выставил свой проект и дебютант чемпионата — германская верфь Nobiskrug. В прошлом году она сообщила о планах создать электрояхту с двигателем на водородных топливных элементах.

Появление Nobiskrug в чемпионате породило слухи о том, что, возможно, верфь покажет прототип того самого нашумевшего проекта. Но нет! Катамаран Nobiskrug был укомплектован подвесным электромотором, работающим от аккумулятора и солнечных панелей. Общие затраты на проект не превысили 20 тыс. евро, однако практичное решение вывело Nobiskrug на 3-е место в классе. А одержала победу в нем французская Wave ESTACA.

Водородный двигатель хоть и стал одним из самых популярных в классе Energy, не принес участникам высоких мест. Местная SBM Offshore E-Racing была удостоена специальной премии за инновации, но не смогла добраться даже до подиума.

«Пытаясь быть инновационными, мы потеряли в скорости»,— сказал лидер команды Федерико Тоскано. Тем не менее жюри оценило идеи команды по безопасному применению водородных топливных элементов, а также оригинальное совмещение источников энергии: топливных элементов и термоэлектрического генератора на базе элементов Пельтье, получающего энергию из тепла, рассеиваемого топливными элементами.

Класс Offshore

Здесь представлены практически готовые для рынка решения. Сюда допускаются лодки длиной до 12 м и категории RCD «С» (способные находиться в море при ветре до 6 баллов и волне до 2 м). Вес экипажа должен составлять не менее 240 кг, масса лодки не ограничена. Участники соревнуются, в том числе, на дистанциях 16 и 32 мили.

Длинную гонку чемпионата выиграла команда университета Дельфта (TU Delft Solar Boat Team), показав среднюю скорость около 8 узлов. В этом году они привезли модульный тримаран с солнечными панелями площадью 28 кв. м. Его проектировали как чисто гоночный, но некоторые элементы уже применяются в реальном секторе, например в разработке конструкции такси-ботов для Роттердама. Проект тримарана предусматривал подводные крылья, но за три недели до чемпионата во время тестов крылья ушли на дно озера Эйсселмер. Сделав ставку не на скорость, а на дальность, команда даже без крыльев победила соперников.

До 40 узлов Anvera
разгоняется 
за 5 секунд 
(фото сделано 
в момент 
установления 
рекорда) - фото
До 40 узлов Anvera разгоняется за 5 секунд (фото сделано в момент установления рекорда)
Устойчивый ход 
на крыльях удается 
только опытным 
пилотам - фото
Устойчивый ход на крыльях удается только опытным пилотам
Основной состав 
участников 
чемпионата — 
студенты европейских 
университетов - фото
Основной состав участников чемпионата — студенты европейских университетов
«Солнечные» лодки 
неплохо справляются 
с умеренным 
волнением - фото
«Солнечные» лодки неплохо справляются с умеренным волнением
На чемпионат все 
чаще приезжают 
команды крупных 
верфей - фото
На чемпионат все чаще приезжают команды крупных верфей
Класс Energy основан 
на базе монотипного 
катамарана - фото
Класс Energy основан на базе монотипного катамарана

Итальянцы из Anvera ELab, наоборот, в большей степени озабоченные динамикой, выиграли гонку на скорость, разогнав свою «черную стрелу» до 40 узлов и почти вдвое улучшив предыдущий рекорд. Правда, и бюджет у них для этого чемпионата был рекордным: около 500 тыс. евро.

«Видя гонки в Монако прошлых лет, мы загорелись идеей сделать свой проект»,— говорит лидер команды Лука Феррари. Сам он в 1990-е годы был среди топовых гонщиков Class 1 World Powerboat Championship, а с начала 2000-х занимается постройкой катеров и тендеров для суперяхт.

Объединившись с инженерной компанией TecnoElettra (также Италия), команда Anvera за год построила гоночный прототип, который обрел карбоновый корпус типа «глубокое V» и вполне классические очертания. Внутри — электродвигатель мощностью 200 кВт, два аккумулятора по 42 кВт∙ч, снаружи — полупогруженный винт. При длине почти 10 м лодка Anvera получилась легкой — 1,5 т, из которых на корпус приходится всего 350 кг.

Аппарат спустили на воду за две недели до чемпионата, не успев толком протестировать, но достигнутая во время гонок скорость создателей проекта, похоже, не особенно удивила.

«Мы готовы улучшить рекорд уже в ближайшие недели»,— сказал Лука Феррари после гонок, и людям с таким опытом хочется верить на слово.

Не только гонки

Формат Solar & Energy Boat Challenge предусматривает и ежедневные мини-конференции, где команды могут рассказать о своем проекте и обсудить его с коллегами.

В выставочной зоне лагеря чемпионата демонстрировались новые технологии для яхтинга и не только: солнечные грили и печи, электровелосипеды, технологии оптимизации аккумуляторов, альтернативные гребным винтам движители и пр.

Компания Torqeedo предоставила в качестве медиаботов флот своих электрических тендеров, подчеркнув тем самым абсолютно «чистый» в плане экологии статус мероприятия. А всемирно известный яхтенный дизайнер Эспен Ойно лично презентовал новый проект электрического судейского катамарана, который яхт-клуб Монако заказал для своих регат.

Благодаря оригинальному формату репутация чемпионата университетских команд Monaco Solar & Energy Boat Challenge растет, ежегодно привлекая новых участников. Возможно, когда-нибудь мы увидим здесь и экипаж из России.

Похожие статьи