MOTORBOAT
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото

XO Boats. Лодки для Кубка «Америки»

# Яхты и окружающая среда

Любой удачный образец дизайна, в частности яхтенного,— это всегда нечто большее, чем простая сумма составляющих, элементов и характеристик. В полной мере это относится к финским лодкам XO Boats.

В этом году состоится одно из крупнейших мировых яхтенных событий: в мае–июне на Бермудских островах пройдет очередной Кубок «Америки». На дистанции будут соревноваться парусники, но моторным лодкам тоже отведена важная миссия. Именно они обеспечивают жизнь «за кадром»: работу судей, безопасность, освещение события в прессе. В середине января было объявлено, что судами поддержки 35-го America’s Cup станут финские катера XO. Четыре корпуса XO 270 Cabin предназначены для прессы, XO DFNDR будет контролировать дистанцию, а XO 360 и XO Cruiser организаторы Кубка намерены использовать в качестве VIP-транспорта.

Чем же так приглянулся устроителям главной парусной регаты планеты молодой финский бренд?

Концепция

Компания XO Boats возникла в 2009 году. Идея, которая легла в основу дизайна XO, довольно проста: море зовет — нужно идти, даже если остальные благоразумно остаются в гавани. Реализовать этот подход взялась студия Navia Design во главе с Яркко Ямсеном, и в результате появились брутальные, быстроходные лодки для долгой навигации и практически любых погодных условий. И с таким уровнем управляемости, что многим конкурентам впору завидовать. Звучит фантастично, особенно если учесть, что многие качества (например, скорость и мореходность) сочетаются непросто. Секрет в дизайне и гидродинамических особенностях корпуса.

Дизайн

Нетрудно заметить, что лучшие образцы яхтенного дизайна всегда сфокусированы на функциональности. Но даже самые классные из них — ничто без того, кто находится за штурвалом. Поэтому одна из основных задач, стоявших перед дизайнерами XO,— сделать лодку не просто легкой в управлении, но «лояльной» к владельцу и его стилю вождения, чтобы цена возможной ошибки оказалась не слишком высокой. Каждая деталь в моделях XO разрабатывалась в этом ключе.

Основная идея XO — дать заказчику быструю и легко управляемую лодку, которая будет радовать его в любую погоду. Это важно: у нас в Финляндии погода непредсказуемая, волна короткая и битая, поэтому мы и делаем килеватые корпуса. Нашими лодками так же просто управлять, как водить автомобиль. Корпуса из алюминия отвечают самым строгим требованиям, а при сборке используются компоненты со всего мира от лучших поставщиков — нам нужно качество.
Дэн Коллиан дер, генеральный директор XO Boats

Не менее важный критерий, которому подчинен дизайн,— мореходные качества, позволяющие лодкам XO уверенно бороздить воды финского архипелага, где погодные условия переменчивые и жесткие. Северная красота Финляндии довольно сурова, и в дизайне XO это читается: лодки с прямым форштевнем и «рублеными» очертаниями гармонично смотрятся на фоне суровой природы. Все это придает им некую уникальность, кото - рая логично транслируется на личность владельца.

Корпус

Если перейти от лирики к цифрам, то они впечатляют. Главное требование к всепогодному катеру — свободно двигаться по волнам. Для этого нужен килеватый корпус с острыми носовыми обводами. У лодок XO Boats килеватость в носовой части достигает 63 градусов! Впрочем, любой, кто разбирается в скоростных лодках, скажет, что килеватость на транце для мореходности куда важнее. Но у XO и на транце 22–24° (полноценное «глубокое V»), а в районе миделя — 28°. Вертикальный форштевень, с одной стороны, увеличивает внутренний объем и удлиняет ватерлинию, а с другой — улучшает вход в волну, что полезно сказывается на ходовых качествах.

Материал корпуса — алюминиевый сплав — делает конструкцию легкой и жесткой одновременно. А высокая удельная энерговооруженность (отношение мощности двигателей к водоизмещению) позволяет выжать из всех этих преимуществ достойную скорость: лодки XO способны развивать до 50 узлов.

 

Главный элемент лодки — ее корпус, определяющий облик всего судна. Лодка с корпусом «глубокое V» не должна быть высокой, чтобы не задирать центр масс. На таком судне можно сохранять внушительную скорость даже на волне, но требуется жесткость корпуса, поэтому мы используем алюминий с мощным набором, а не пластик. Упор на драйверские характеристики приводит к компромиссу во внутреннем пространстве, но при всем этом лодки XO на ходу очень тихие.
Яркко Ямсен, дизайнер XO Boats

 

Чтобы при такой динамике обеспечить безопасность, центр масс моделей XO понижен, что повышает статическую остойчивость. Благодаря высокой маневренности и динамической остойчивости управлять таким болидом легко даже начинающему, а с практикой придет и настоящее мастерство, позволяющее буквально чувствовать лодку. Этому в немалой степени способствует серьезный уровень эргономики для пилота, и не только в части компоновки приборной панели: обзор составляет 360°, без слепых зон.

Модельный ряд

XO 240 Cabin — младшая модель линейки, обладатель премии Motorboat of the Year 2013 в номинации Performance and Superboat. Этот компактный всепогодный уикендер с рубкой, рассчитанный на 5–8 пас - сажиров, также подойдет в качестве быстроходного разъездного катера: с одним двигателем (допустимая мощность 175–300 л.с.) он способен разгоняться до скорости 50 узлов.

XO 270 Cabin (с носовым кокпитом) и XO 270 Front Cabin (с каютой в носу) — похожие более крупные модели, каждая из которых существует в версии со стационарным или подвесным двигателем.

XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 1
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 2
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 3
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 4
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 5
XO Boats. Лодки для Кубка «Америки» - фото 6

XO 360 — флагманская модель, которая может похвастаться уже двумя каютами (носовой и центральной) плюс полноценным санузлом. Все упомянутые модели выпускаются в трех версиях. Utility — практичная и функциональная «рабочая» лодка; Utility Touring — для отдыха с семьей и друзья - ми в комфортных условиях даже при довольно длинных офшорных переходах; наконец, Rider — сугубо драйверская комплектация для тех, кто на воде больше всего ценит скорость.

Помимо моделей с рубкой, у XO есть и открытые лодки XO 250 Open и XO Cruiser (длиной 31 фут), оснащенные, соответственно, одним или двумя подвесными моторами.

Наконец, XO DFNDR — модель отдельного класса. Лодка длиной 25 футов, предназначенная для эксплуатации в особо сложных условиях и ситуациях вроде приключенческих вылазок на воду, выполнения патрульно-спасательных работ… А нет ли у вас домика на удаленном от цивилизации острове? Эта лодка объединяет преимущества открытых катеров и версий с рубкой: ходовой тент устанавливается на жесткой раме, и внутреннее пространство при необходимости можно обогревать.

Вердикт

Мы осознанно не стали здесь подробно описывать модели ХО. Не только потому, что каждая заслуживает отдельной статьи,— все лодки действительно обладают массой интересных деталей и особенностей, и результаты тестов новых моделей мы непременно опубликуем. Дело в том, что, по утверждению верфи, наилучший способ понять, что же такое XO,— самому поучаствовать в тест-драйве. Это несложно: все-таки Финляндия — наш близкий сосед. А скоро такие тесты будут проводить и в России: в Москве — компания Nordmarine, в Петербурге — Nordmarine Северо-Запад. Вот тогда, думается, вы сами ответите на вопрос, почему устроители America’s Cup выбрали в качестве официальных лодок поддержки регаты именно XO Boats.

Похожие статьи