YMAG.media

Всеволод Гаврилов — о влиянии пандемии на глобальные производственные цепочки

Всеволод Гаврилов — генеральный директор «Volvo Penta Россия»

Верфь сообщила о задержке сдачи вашей яхты? Возможно, ее вины в этом нет: глобальная система поставок работает в аварийном режиме.

Уже год мы живем в условиях карантина со всеми сопутствующими обременениями. И вроде бы жизнь налаживается: компании работают, банки переводят деньги, да и яхтенная индустрия миновала период остановок производства и сокращений персонала. К концу прошлого лета стало понятно: потребитель разумно решил, что карантин лучше всего проводить на яхте, вдали от берега и посторонних. Спрос на лодки вырос быстро и повсеместно, но удовлетворить его оказалось непросто… Почему?

Представьте, что вы едете на велосипеде и на колесе вздувается грыжа. Ехать можно, но при каждом обороте колеса в руль отдается вибрация. Приходится ехать медленнее, учитывать нагрузку на велосипед, состояние дороги и пр. Колесо заменить нетрудно, а если это не велосипед, а гораздо более сложная, глобальная «конструкция»?

Весной прошлого года мировая экономика испытала колоссальный стресс. На ее работающем «колесе» образовалась «грыжа». Так, из-за остановки производства в Китае скопилось большое количество контейнеров. Китайские комплектующие не отправили потребителям. Производства в США и Европе из-за нехватки контейнеров не смогли отгрузить уже свои товары, даже если компании не останавливались на время локдауна. Ритмичность поставок нарушена, и эта задержка идет по всей цепочке.

Проблема в том, что невозможно восстановить цепочку поставки контейнеров, просто «перезапустив» систему. Вы не можете отгрузить весь излишек контейнеров единовременно: не хватает судов и мощностей. Даже когда вы их отгрузите, позже индустрия снова столкнется с той же проблемой, потому что «колесо», прокатившись по всей цепочке поставок, упрется в отсутствие товаров, которые не изготовили из-за задержек с поставками несколько месяцев назад… После остановок производств в прошлом году дефицит контейнеров до сих пор существует и раз в несколько месяцев достигает пиковых значений.

Самолетом отправить груз тоже сложно. Отмена многих пассажирских авиарейсов ударила по срочной доставке малогабаритных грузов. Цена на авиаперевозки выросла пропорционально дефициту места на борту. Корпорация Boeing никогда не видела такого спроса на грузовые самолеты, как сейчас. Но чтобы построить новый парк самолетов, нужно время, а также комплектующие, которые… везут в контейнерах.

Другой пример. Спрос на автомобили резко упал: все засели дома. Производители комплектующих для автомобилей, в частности микропроцессоров, получили извещение, что требуемые объемы их продукции в ближайшее время сократятся. Зато резко вырос спрос на бытовую технику, игровые приставки и видеокарты. Производители микропроцессоров переориентировали свои мощности на другой сегмент, и когда спрос на автомобили к осени восстановился, образовалась нехватка комплектующих. А мгновенно нарастить поставки полупроводников не получается — нет сырья. Возникает «грыжа», и снова это «колесо» прокатывается по всей цепочке поставок. А мы еще не затронули вопросы финансирования: там свое «колесо с грыжей» — кризисом неплатежей и невозвратом кредитов.

То, как вирус сказался на экономике, напоминает полиорганную недостаточность. В медицине так описывают критическую ситуацию, когда органы человека отказывают один за другим. Этот эффект не пройдет после вакцинации населения. «Грыжи» на «колесах» нас будут преследовать еще несколько лет. Они будут проявляться в разных местах в зависимости от цикличности поставок и дальности перевозок.

Яхтенная индустрия не исключение. Производители моторов, электроники, химии — все в той или иной мере столкнулись с проблемами поставок. Тысячи снабженцев и специалистов по логистике сегодня переживают нелегкие времена. У них своя война с ковидом. Яхты имеют меньший приоритет, чем еда и товары первой необходимости. То, что видит потребитель, — только верхушка айсберга. «Извините, ваш товар задерживается!» Потребителю неведома многомесячная борьба производителей с поставщиками, с отгрузками, с простоем судов. Это происходит прямо сейчас и будет происходить еще много месяцев. Производители, конечно, справятся. Нужно только время, чтобы войти в ритм. У всех сейчас «грыжа», но все едут. И это главное!

Похожие статьи