MOTORBOAT
Все лодки мира - фото Все лодки мира - фото

Все лодки мира

# Новинки # Выставки

Выставка boot Düsseldorf столь обширна и представительна, что может рассматриваться как площадка планетарного масштаба, где представлено великое многообразие всего, что придумало человечество для отдыха на воде.

Начну, пожалуй, с вопроса: что уважаемые читатели ждут от этой статьи? Вопрос риторический, ведь одни ждут одно, другие — другое, а третьи вообще ничего не ждут. Посему я мысленно пробегусь по залам и попытаюсь восстановить в памяти те наиболее интересные (на мой, конечно, взгляд) объекты и события, что как-то меня зацепили за три проведенных на выставке дня. Всего три дня, хотя для вдумчивого осмотра и осмысления ВСЕЙ экспозиции не хватит и недели.

Как всегда

Я приезжаю на boot Düsseldorf уже 20 лет. Как и всегда, в этом году было немного странным ощущать посередине зимы в павильонах почти летнюю атмосферу. Посетители боат-шоу пришли сюда не просто в преддверии нового яхтенного сезона: по их активности и интересу к лодкам можно было решить, что сезон начнется буквально завтра.

Как и в прошлом году, число компаний-экспонентов составило 1800, в общей сложности выставку посетили 242 000 человек из 70 стран. Визуально посетителей стало больше, тем более что активно говорят о росте экономики отдельных стран Европы. Но векторы статистики оказались разнонаправленными: в этом году наплыв визитеров оказался слабее прошлогоднего (247 000) и по-прежнему уступал показателям даже кризисного 2011 года (252 000).

Доставка яхты Princess 30M от причала на Рейне в павильон Messe Düsseldorf

Как всегда, на этой выставке можно было увидеть и купить все, что потребно для отдыха на воде.

Рыболовные снасти, снаряжение для дайвинга, яхтенную экипировку и оборудование, лодки парусные и моторные… за исключением тех, что уже привезены проданными или обрели владельцев прямо на выставке. По словам некоторых дилеров, зарубежных и российских, практически во всех сегментах рынка имелись факты реализации. Особенно неплохо продавались лодки стоимостью до € 80 000, хотя и на более крупные яхты спрос был выше ожидаемого. Это оказывало свое воздействие: как удачно подметил Вернер Маттиас Дорншайдт, генеральный директор Messe Düsseldorf, работа и праздник — то, что обычно выступает в роли противоположностей, — создавали общую приподнятую атмосферу.

Обсуждение 
насущных вопросов 
проходило даже 
на борту яхт - фото
Обсуждение насущных вопросов проходило даже на борту яхт
Активность 
посетителей 
на стендах 
с крупными яхтами 
была выше 
ожиданий - фото
Активность посетителей на стендах с крупными яхтами была выше ожиданий

Глобализация, которую сопровождает отказ от национальных критериев во имя критериев экономических, продолжает подталкивать к формированию выставочных кластеров по типам судов вместо экспозиций по странам. Надписи вроде «Made in Germany», «Made in Italy», «Made in UK» остались, но лодки разных стран и народов снова перемешаны в тематических залах. И все равно отчетливо видно, какая держава более морская, — та, где лодки лучше и их больше, потому как жизнь тамошнего народа ориентирована на море.

Стенд финского бренда Axopar с моделью Axopar 37 — победителем конкурса Motor Вoat Awards

Boot Düsseldorf, занимающая лидирующие рыночные позиции, была и остается своеобразным, но надежным индикатором состояния европейской и даже мировой яхтенной индустрии. Об уровне выставки можно судить не только по ее участникам и посетителям, но и по VIP-гостям, ее посещающим. Про канцлера или президента Германии не слышал, а вот князь Монако Альбер II стал особым визитером boot Düsseldorf 2017 и выступил на симпозиуме по защите океана. Основанный им фонд уже много лет занимается подобными вопросами, инициирует и финансирует крупные проекты по этой теме, мобилизует общественность, политиков, ученых и экономистов поддерживать программы по сохранению природы для будущих поколений.

Что нового?

Не стану перечислять премьерные модели, показанные верфями в Дюссельдорфе: тот, кто был на выставке, о них знает, а остальные могут прочесть в этом и последующих выпусках MBY.

Павильон № 6, где стояли самые крупные экспонаты, был в центре моего внимания. Там находились стенды с яхтами, которые следовало внимательно посмотреть для будущих публикаций. Наверное, сотня блестящих (во всех смыслах) корпусов расположилась в художественном, но подчиненном жесткой логике устроителей выставки, беспорядке. Среди брендов, удостоенных места в этом зале «яхтенной славы», Absolute, Azimut, Beneteau, Ferretti, Monte Carlo, Prestige, Sunseeker (пусть меня извинят те, кого не назвал). Даже верфь Fairline, последние годы отсутствовавшая на этом боат-шоу, выступила со стендом.

Но удивили не все. Удивила Princess Yachts, и не только яхтой Princess 30M — самым крупным экспонатом шоу. Снаружи яхтенной экспозиции находились стенды, названные work shop. Там демонстрировали процессы, задействованные при строительстве яхты: производство мебели, дельных вещей из металла, изготовление кабельной проводки… Наглядность показанного впечатляла и заставляла задуматься, насколько сложным в производстве объектом является яхта.

Появилось больше быстроходных круизеров разных брендов, но складывается ощущение, что в этом сегменте рынка тон задают скандинавы и их соседи — финны. При этом функциональность и комфорт уже перестали существовать в разных плоскостях: заказчики предпочитают лодку быструю, но комфортабельную и желательно по разумной цене.

На выставке можно было увидеть немало интересных технических решений. Одно из них, удивившее своей относительной простотой (но при этом получившее патент), было предложено для моторных яхт линейки Beachclub голландского бренда Van der Valk. Суть в том, что в купальной платформе за корпусом, отличающейся от привычных конструкций значительной высотой, размещается… моторный отсек с установками IPS. Выигрыш — значительное увеличение обитаемого пространства внутри корпуса плюс повышение эффективности пропульсивной установки.

Что отметить как тренды? Корпуса становятся более мореходными, яхты — более насыщенными оборудованием, судовым и развлекательным, электроника, где это возможно, теснит механику и даже человека. Посетители стендов, в том числе из России (а таковых было немало), выглядели более подкованными, понимающими в яхтенных характеристиках, особенностях оборудования.

Князь Монако 
Альбер II отвечает 
на вопросы 
журналистов - фото
Князь Монако Альбер II отвечает на вопросы журналистов
На этом стенде
были представлены 
этапы создания 
мебели на верфи 
Princess Yachts - фото
На этом стенде были представлены этапы создания мебели на верфи Princess Yachts

Яхтенные интерьеры стали еще более разнообразными и привлекательными в плане материалов и технологий; интерьерный дизайн давно обособился в отдельное направление, а теперь еще на выставке boot Düsseldorf появились экспозиции дизайна яхтенных интерьеров, чего я прежде не видел.

Про парусные новинки умолчу: не успел посмотреть, торопясь мимо них на очередную пресс-конференцию или запланированное интервью. Замечу только, что они были и народу собирали немало: иногда приходилось пробиваться через целые группы у стендов.

На стенде 
для новичков 
не знакомые 
с яхтингом люди 
могли почувствовать 
себя капитанами 
в виртуальной 
реальности - фото
На стенде для новичков не знакомые с яхтингом люди могли почувствовать себя капитанами в виртуальной реальности
Стенд Princess Yachts 
снова стал одним 
из самых видных - фото
Стенд Princess Yachts снова стал одним из самых видных

Вот что важно: среднестатистический владелец яхты неизбежно стареет. Об этом говорилось на одной из конференций, проходивших во время boot Düsseldorf. По данным исследования, если в 2008 году средний возраст владельца прогулочного судна составлял 54 года, то в 2015 году эта цифра увеличилась до 60. Что из этого следует? Дизайнерам при проектировании яхт придется учитывать высоту и ширину ступеней трапов (если без последних не обойтись), предусматривать более удобный сход с борта лодки на причал, достаточное количество и расположение поручней, рулевую консоль делать такой, чтобы все системы управлялись оттуда…

Собственно, мы уже наблюдаем эти изменения в новых яхтах, где отсутствуют ступени в салонах и каютах, что подается продавцами как большое преимущество. Россию это пока не касается — наш рынок более молодой во всех отношениях, но в свое будущее иногда заглянуть полезно.

А что дальше?

Заканчивая статью, я по-прежнему не представляю, что читателя в ней заинтересует. Зато точно знаю, какую цель преследую я. Очень хочу, чтобы в следующем году на boot Düsseldorf приехало еще больше россиян. Это правильное место, чтобы приобщиться к яхтингу, пусть поначалу виртуально, увидеть новые моторные и парусные лодки, побеседовать с понимающими людьми… И даже если по вечерам в ресторанах маленького Дюссельдорфа будет еще меньше свободных мест, массовое присутствие соотечественников на этой главной зимней яхтенной выставке Европы лично меня только порадует. До встречи на boot Düsseldorf 2018!

Похожие статьи