YMAG.media
Вот, новый водомет! - фото Вот, новый водомет! - фото

Вот, новый водомет!

# Новинки # Движение

Водометный движитель, изобретенный еще в середине XVII века, постоянно являет миру свои новые воплощения. Одно их таких — устройство DeepSpeed, конструкция которого, помимо движителя, включает еще и электромотор.

Чтобы построить ПРОСТО электрическую лодку, достаточно, сохранив трансмиссию, заменить двигатель внутреннего сгорания на электрический. А вот создать лодку, по скорости и дальности плавания не уступающую моделям с бензиновым или дизельным двигателем, — задача много более серьезная! Решить ее взялся итальянский инженер Уильям Гоббо, предложивший в 2007 году оригинальную идею электрической пропульсивной установки.

В ее основе — кольцевой двигатель-движитель на базе бесщеточного/бесколлекторного электромотора, питаемого через инвертор от батареи. Подобная идея двигателя-движителя без импеллера (осевого насоса) с лопастями на ступице, вместо которого во внешней «обойме» вращается обод или кольцо с лопастями, а вода при этом проходит через середину устройства, реализована, например, в движителях RAD от RS Electric Boats (Великобритания) или подруливающих устройствах Vetus (Нидерланды). Новая же концепция DeepSpeed предлагает водометный двигатель-движитель, внешне напоминающий самолетную турбину в масштабе с увеличенным диаметром входного сопла относительно выходного.

Вот, новый водомет! - фото 1
Вот, новый водомет! - фото 2
Вот, новый водомет! - фото 3
Вот, новый водомет! - фото 4
Вот, новый водомет! - фото 5
Вариант спаренной установки 
водометов DeepSpeed 
на корпусе с высокой 
килеватостью днища - фото
Вариант спаренной установки водометов DeepSpeed на корпусе с высокой килеватостью днища
Вот, новый водомет! - фото 7

По сравнению с пропульсивными системами, где применяются ДВС с гребными винтами или обычными водометами, преимущества инновации проявляются в отсутствии механических потерь: нет шестеренок, валов, шарниров, передающих мощность от двигателя к приводу, — только провода питания от электромотора. Далее, это устройство (без аккумуляторной батареи) почти на порядок легче дизельного двигателя равной мощности и занимает гораздо меньше места, чем двигатель и топливный бак. В-третьих, рост скорости лодки здесь не вызовет снижения КПД, как это происходит с гребным винтом из-за кавитации и концевых потерь на лопастях. Также отсутствуют потери, связанные с подъемом воды в обычном водометном тракте, снижаются шум и вибрация (устройство находится вне корпуса), не требуется система охлаждения…

Интегрированная система, объединяющая на лодке водометы, аккумуляторы, генератор, топливные ячейки и фотоэлектрические панели

Устройство можно устанавливать на транце лодки, как поворотно-угловую колонку, или под днищем, как колонку Volvo Penta IPS; и управляется водомет по тяге и вектору наподобие IPS. При днищевом расположении он может поворачиваться на 360° для обеспечения реверса или боковой тяги.

Стратегическая цель разработчиков — модульный гибридный «пакет», состоящий из литий-ионных батарей, солнечных панелей, линейки дизельных двигателей и ряда водометов DeepSpeed мощностью до 540 л.с., управляемых единым SmartBox, для различных судов длиной от 9 до 24 м.

Сборка водомета 
DeepSpeed перед 
монтажом на судно - фото
Сборка водомета DeepSpeed перед монтажом на судно
Вот, новый водомет! - фото 2
Интегрированная 
система, объединяющая 
на лодке водометы, 
аккумуляторы, генератор, 
топливные ячейки 
и фотоэлектрические 
панели - фото
Интегрированная система, объединяющая на лодке водометы, аккумуляторы, генератор, топливные ячейки и фотоэлектрические панели

Этой инновационной темой в рамках итальянского стартапа Sealence занимается команда энтузиастов во главе с Уильямом Гоббо и профессором Эрнесто Бенини, экспертом по гидродинамике из университета Падуи. В команду также входят инженеры, дизайнеры и даже гонщик Formula 1 на воде (пилот-испытатель). Средства на исследования и разработки помогли разместить стартап на краудфандинговой платформе. Сборы от добровольных инвесторов составили более €4 млн и существенно превысили ожидания.

Некоторые производители лодок, например Amer Yachts и Scanner Marine, уже рассматривают возможность включения систем DeepSpeed в новые или существующие конструкции (освоение серийного производства намечено на начало 2022 года). Как написали наши коллеги из британского MBY, этот новаторский тип водометного двигателя-движителя может дать толчок новому витку развития лодок с электродвижением.

Линейка водометов DeepSpeed включает несколько моделей:

  • DS120e — долговременная мощность 72 л.с. с пиковым значением 92 л.с. (тяга эквивалентна ДВС мощностью 120 л.с.);
  • DS280Re — мощность 163 л.с. с максимумом 244 л.с. (пиковый эквивалент 280 л.с.). Две такие установки на 40‑футовом спортивном круизере водоизмещением 12 т должны обеспечить скорость 38 узлов;
  • DS420 — номинальная мощность 300 л.с., крутящий момент 560 Н·м (эквивалент 420 л.с.);
  • DS780 — мощность 680 л.с. (крутящий момент 1500 Н·м, эквивалент 780 л.с.)

Похожие статьи