YMAG.media

Владимир Галько — об удаленной покупке яхты

Владимир Галько — представитель яхтенного агентства Nord Star Yachting

Мир меняется, и «цифра» занимает в нем все больше места. Затянувшаяся пандемия и вызванные ею ограничения заметно повысили активность в виртуальном пространстве, в частности — в отношении покупок всего и вся. Коснулось это и приобретения лодок. Удивительно, но люди вдруг начали заказывать яхты, в том числе и сравнительно крупные, ни разу не видев вживую ни их, ни продавца.

Только в нашей компании за последний год таких клиентов оказалось четверо. Один из них заказал траулерную яхту Selene 49 на тайваньской верфи Selene Yachts, дилером которой мы являемся. Сам по себе этот факт — не новость, но интересно то, как изменился формат общения покупателя, производителя и продавца. Прежде клиенты, заказав лодку в Китае, выбирались на верфь раз или два. Помучившись с долгим перелетом и оформлением документов, они ходили вокруг своей строящейся или уже готовой лодки, пытаясь за несколько часов найти возможные изъяны (что нелегко даже специалисту!), и возвращались домой в смешанных чувствах. Да, верфи и раньше высылали по запросу фотографии ключевых этапов строительства, но их было мало и они не отражали динамику процесса.

С приходом пандемии все поменялось: удаленная отчетность стала невиданно интенсивной, поток фотографий вырос на порядок, и при вдумчивом их анализе можно быстро согласовать гораздо больше вопросов. Мы так и делаем: обсуждаем мельчайшие детали — вплоть до шрифта, которым нанесено название лодки на корпусе.

Примечательно, что в случае с Selene Yachts все общение происходит в самом популярном китайском мессенджере WeChat; в группе по каждой лодке, помимо заказчика, продавца и менеджера проекта, участвуют поставщики оборудования, директор и даже владелец верфи. Это позволяет моментально адресовать вопросы, например, в конструкторский отдел и тут же получить на них ответы, чего трудно добиться, используя электронную почту. Разумеется, фотографии и переписку в чате необходимо сохранять как документальное подтверждение принятых решений, а инвойсы и установленные документы вроде Change Order Form по-прежнему подписывать на бумаге.

Казалось бы, прямой контакт заказчика с верфью работает против дилера, однако на деле это даже выгодно, ведь рисков у нас становится меньше. Это не значит, что мы уходим в сторону и ничего не делаем: клиенты по-прежнему получают полную всестороннюю поддержку. По моим наблюдениям, нынешние заказчики гораздо лучше понимают основы судостроения, в том числе благодаря яхтенным журналам, и с укорочением коммуникационных связей они могут глубже погрузиться в процесс и принимать решения более взвешенно.

Насколько опасно покупать яхту «вслепую»? Некоторый риск, безусловно, есть, и здесь на первый план выходит репутация верфи и дилера, которую несложно проверить. Удаленная покупка лодки подразумевает определенное доверие с обеих сторон, но не отменяет здравый смысл: покупатель всегда вправе запросить дилерский контракт продавца. Впрочем, я не помню случаев, когда яхтенный дилер просто исчезал с полученными деньгами. Гораздо больше рисков несет возможное банкротство самой верфи, но прогнозировать такие вещи очень сложно.

Наконец, есть небольшая вероятность того, что заказчик, получив лодку, обнаружит какие-то досадные недоработки. К сожалению, от этого никто не застрахован, и это не связано с тем, как было куплено судно. Если верфь работает спустя рукава, пытается уйти от ответственности и не соблюдает гарантийные обязательства, то хороший дилер вцепится в нее бульдожьей хваткой и не выпустит, пока не защитит интересы своего клиента.

Значит ли все это, что теперь не стоит ездить на выставки, чтобы выбирать яхты, знакомиться с продавцами и производителями? Конечно же, нет. И я очень надеюсь, что как только все вернется на круги своя, я смогу наконец-таки пожать руку тем людям, которые не побоялись заказать лодку удаленно и живо участвовали в процессе ее создания.

Похожие статьи