MOTORBOAT
В зоне Besenzoni - фото В зоне Besenzoni - фото

В зоне Besenzoni

# Инновации # Технологии

Год 1967-й выдался богатым на эпохальные события. Советские космические корабли впервые осуществили автоматическую стыковку на орбите, профессор Кристиан Барнард провел операцию по пересадке сердца, изобрели банкомат, вышел в свет первый альбом рок-группы Pink Floyd… В том же году в Италии Джованни Безенцони открыл небольшую мастерскую по выпуску лобовых стекол и других дельных вещей для моторных лодок. А поставить это событие в один ряд с остальными позволяет тот факт, что со временем компания стала признанным авторитетом в мировой яхтенной индустрии.

Джорджио Безенцони, ныне занимающий пост генерального директора компании Besenzoni Spa

Спектр продукции

Многое в непрерывной эволюции яхтенного дизайна, происходящей на наших глазах, сопровождается (наверняка, так будет и дальше) появлением новых устройств, вы-званных к жизни развитием техники и изобретательским гением. В ряду ярких примеров таких устройств можно назвать балконы-террасы, образованные откидывающимся фрагментом борта; оригинальные системы складывания люка в крыше надстройки; трансформируемые погружные транцевые платформы для купания со встроенной лестницей; телескопические трапы и пр.

Итальянская компания Besenzoni в этом инновационном процессе играет заметную роль, выпуская широкий спектр подобной продукции. Помимо отмеченных балконов, транцевых лестниц (изобретены в 1973 году) и складных трапов (появились в 1985 году), она производит современные сиденья для яхтенных постов управления, системы спуска/подъема тендеров, яхтенные двери, в том числе бортовые с электроприводом, окна и телескопические опоры столов, выдвижные тенты. То есть множество продуктов (более 170 позиций), предназначенных для удовлетворения самых различных потребностей как строителей прогулочных судов, так и тех, кто ими владеет.

Сложные условия эксплуатации, включая влажность, соленость среды и непрерывное движение объекта, предопределяют повышенные требования к работоспособности и надежности сложных систем Besenzoni. Поэтому у компании, в которой работают около 100 сотрудников, длинный список проверенных поставщиков и давние партнерские отношения с университетами, в том числе с инженерным факультетом Университета Бергамо. Besenzoni принадлежат более 60 международных патентов, продукция бренда не раз удостаивалась DAME Awards (METS).

Несмотря на тотальное доминирование «цифры», в бумажных чертежах сохраняется и смысл, и особый шарм

Трапы Besenzoni

Слово «трап» в русский язык некогда пришло из Голландии, как и многие другие термины, относящиеся к судостроению вообще и к яхтингу в частности, включая и собственно слово «яхта». Издревле на Руси бытовал термин «сходни», хотя, в отличие от трапа (любая стационарная лестница на судне для сообщения между помещениями, отсеками, палубами), сходни — убираемая конструкция для выхода на берег (или наоборот). Так вот, трапы Besenzoni по своей концепции и устройству вполне можно назвать сходнями, поскольку при отсутствии надобности в них они складываются, а на некоторых достаточно крупных лодках полностью прячутся в нишу в ступенях, ведущих из кокпита на кормовую платформу.

Моделей трапов-сходней Besenzoni много — около трех десятков разной длины и конструкции; их можно устанавливать на прогулочные суда различных типов и размерений. Помимо того что трапы телескопические, некоторые модели имеют две дополнительные степени свободы: шарнирное соединение и регулировку в горизонтальной и вертикальной плоскостях — для более аккуратного контакта с причальным сооружением. Варьируется и конструкция монтажного узла на борту. Как сказано выше, у Besenzoni есть модели трапов, которые убираются под ступени на транце, а есть такие, которые крепятся прямо на транце. Они тоже могут выполнять функцию подъемного устройства для тендера, стоящего на кормовой платформе.

Разные модели трапов предназначены для различных лодок, а также разных потребностей клиентов: одни ищут привлекательный дизайн, другие обращают внимание на простоту установки, надежность и удобство в использовании. Для владельцев яхт, которые поднимаются на борт один или два раза в год, на первый план выходит безопасность — наличие надежных лееров, дополнительные опоры, нескользящая поверхность.

Усовершенствование существующих продуктов и создание новых — основные приоритеты компании. Улучшить можно всё: трапы, например, могут быть легче, длиннее, удобнее, компактнее в сложенном виде; наконец, вместо гидропривода у них могут стоять электрические сервомоторы…

Трап Besenzoni легкой конструкции выдерживает вполне серьезную нагрузку (фото 1970-х гг.)

Электро vs гидро

Одно из направлений развития Besenzoni — постепенный переход к электрическим системам. Говорить о решительной их победе над гидравлическими в яхтенной индустрии пока рано, хотя в ряде секторов тенденция становится все более заметной. Вот и у Besenzoni этот тренд начал проявляться, хотя в каталоге гидравлические модели явно доминируют (есть и такие, что раскладываются вручную).

Сравнительно недавно у Besenzoni появилась модель LaPasserella — полностью электрический трап для парусных и моторных лодок. Решив начать переход к электричеству, ставку сделали на такое преимущество, как отсутствие трубопроводов с рабочей жидкостью (масло). Это не только позволяет экономить пространство на борту, но и повышает «гигиеничность» судна — его экологичность: утечка масла за борт или внутрь корпуса в принципе исключена.

Современные яхтенные лестницы для купания, как и другая продукция   Besenzoni, могут управляться с пульта смартфона - фото
Современные яхтенные лестницы для купания, как и другая продукция Besenzoni, могут управляться с пульта смартфона
Процесс перехода Besenzoni от гидравлики к электрическим системам затронул и якорные устройства  - фото
Процесс перехода Besenzoni от гидравлики к электрическим системам затронул и якорные устройства
Трап-сходня LaPasserella — первенец новой электрифицированной линейки компании  - фото
Трап-сходня LaPasserella — первенец новой электрифицированной линейки компании
Опускаемая кормовая платформа конструкции Besenzoni способна существенно упростить спуск тендера из гаража на воду - фото
Опускаемая кормовая платформа конструкции Besenzoni способна существенно упростить спуск тендера из гаража на воду
В зоне Besenzoni - фото 5

Среди других преимуществ Besenzoni называет снижение веса конструкции на 30 кг, более тихую работу устройства, упрощение монтажа и эксплуатации, включая обслуживание. LaPasserella работает от электросети 12/24 В постоянного тока и при меньшем расходе энергии позволяет избежать чрезмерной нагрузки на общую энергосистему судна. В конструкции трапа отсутствует древесина, и он не требует особого ухода; покрытие из ПВХ, не подверженное воздействию ультрафиолета и нескользящее (сухое или мокрое), достаточно почистить щеткой с мыльной водой.

Этим трапом можно управлять с помощью стандартного пульта ДУ или, что более интересно, через синхронизированный смартфон (iOS или Android), используя приложение Besenzoni Control Device и установленный модуль BUC (Besenzoni Unit Control). Особенно удобно, что модуль управления можно связать с несколькими телефонами, чтобы тот, кто вернулся на лодку первым, мог воспользоваться трапом.

Линейка LaPasserella будет включать три модели трапов длиной от 2 до 4,5 м, в основном предназначенных для парусных и моторных лодок. А подтверждением того, что LaPasserella является перспективным инновационным продуктом, стала номинация на премию DAME Awards 2021.

Инновационное капитанское кресло P400 Matrix с вмонтированными в подлокотники органами управления, получившее престижную премию DAME Design Awards 2017 в год 50-летия компании

В прошлом году у Besenzoni появилось спецподразделение BeElectric, которое, помимо электрических трапов, занимается «электрификацией» лестниц для купания различной конструкции, подъемных устройств для тендеров, а также якорных устройств. Преимущества применяемых в них простых электрических систем должны сделать прогулочные лодки еще более удобными и экологически безопасными.

Нынче Besenzoni исполняется 55 лет. Компания, которой руководят уже дети основателя Джованни Безенцони, располагает 185 представительствами в 59 странах и сервисной сетью, охватывающей 90 стран. Не раз известные яхтенные верфи, в частности Sunseeker, называли Besenzoni в числе своих лучших контрагентов-поставщиков. Более того, как это иногда случается с новаторскими брендами, фамильное имя Безенцони у некоторых стало именем нарицательным, и можно услышать такую фразу: «На лодке N стоит шикарный телескопический Besenzoni», — даже если это трап другого производителя. Однако следует заметить, что конкурентов у Besenzoni крайне мало.

Похожие статьи