YMAG.media
SEA INDEX: быть или не быть? - фото SEA INDEX: быть или не быть? - фото

SEA INDEX: быть или не быть?

# Яхты и окружающая среда

В конце сентября в рамках Planetary Health Week и конференции Monaco: Capital of Yachting Experience был анонсирован новый показатель экологичности суперяхт — SEA Index. Аббревиатура в его названии означает Superyacht Eco Association, а главными инициаторами по введению индекса выступили яхт-клуб Монако и Credit Suisse. В чем смысл SEA Index и поможет ли он снизить нагрузку на окружающую среду?

Запрос на экологичность продукции в развитых западных странах неуклонно растет, и даже весьма консервативная яхтенная индустрия уже не может закрывать на него глаза. Растут и амбиции Международной морской организации (IMO), которая поставила задачу к концу этого века свести к нулю выбросы парниковых газов в судоходстве. В связи с этим создатели SEA Index предлагают оценивать с его помощью конструкцию яхт длиной более 40 м и определять объем выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Заход полярного эксплорера Ragnar (68 м)в порт Эркюль был приурочен к началу конференции Monaco: Capital of Yachting Experience

За основу для вычисления SEA Index взята методика IMO, принятая для расчета конструктивного коэффициента энергетической эффективности судна (EEDI, Energy Efficiency Design Index). Шаг логичный, поскольку при формировании понятия EEDI и преодолении противоречий в его понимании и оценке в IMO было сломано много копий и найден устраивающий большинство компромисс.

Энергоэффективность судна характеризует его энергетические возможности при наименьших затратах ресурсов для выработки энергии. Судостроители давно перешли от повышения КПД отдельных узлов вроде маршевых дизелей и генераторов к системной оценке и улучшению всех энергетических показателей, ведь потенциальная экономия энергии от комплексных мер может доходить до 50%.

Использование и потери энергии на яхте

EEDI рассчитывается по сложной формуле со множеством параметров, среди которых скорость, водоизмещение и факторы, учитывающие влияние водоизмещения, особенностей конструкции и условий (волнение и ветер); расчетная мощность главного и вспомогательных двигателей, показатель снижения мощности вспомогательных двигателей за счет применения эффективных инновационных технологий по использованию отходящего тепла из главного двигателя; удельный расход топлива и выбросы CO2 . Кроме того, принимаются во внимание коэффициент доступности инновационных технологий получения энергии и мощность, развиваемая в результате их применения, а также корректирующие факторы для гибридных пропульсивных установок. С 2013 года определение EEDI для судов вместимостью более 400 рег. т является обязательным, однако IMO и ключевые классификационные общества вроде DNV GL не прекращают совершенствовать методику его расчета.

«Показатель выбросов для суперяхт должен стать основой для понятной, легкой в использовании и прозрачной рейтинговой системы оценки их влияния на окружающую среду, — говорит Мишель Буффо, глава отдела финансирования авиации и яхт в Credit Suisse. — Его расчет по проверенной методике должна проводить некоммерческая организация, а полученные результаты должны быть доступны всем».

Создатели SEA Index хотят, чтобы он стал общемировым стандартом, призванным побуждать участников рынка разрабатывать новые продукты с учетом этого показателя. Конечные пользователи в свою очередь станут ориентироваться на систему звезд (как в отелях), которая позволит им наглядно судить об экологичности той или иной яхты.

В качестве примеров положительного действия SEA Index приводятся зависящие от его величины портовые сборы и условия кредитования, а также остаточная стоимость судна. Иными словами, яхте с пятью «экозвездами» дешевле стоять в маринах, ее владелец будет платить меньший процент банку, и цена такой лодки на вторичном рынке окажется выше по сравнению с «однозвездочными».

SEA Index определяет, сколько граммов CO2 выделяется в атмосферу на регистровую тонну с учетом числа пассажиров, перевезенных на одну милю, причем в расчеты включается максимальная скорость судна , а не  заданная, как в случае EEDI. Во время презентации нового показателя публике представили несколько графиков, построенных на вычислениях SEA Index для ста с лишним суперяхт, и на их примере объяснили, как будут присваиваться «звезды».

Однако инициатива введения SEA Index вызвала целый ряд критических вопросов и замечаний. Во-первых, определение SEA Index, в отличие от обязательного расчета EEDI для коммерческих судов, остается добровольным шагом. Это значит, что, учитывая закрытость информации о конструкции крупных частных яхт и установленном на них оборудовании, рассчитывать на появление данных в открытом доступе пока не приходится.

Кроме того, на первом этапе SEA Index учитывает только выбросы углекислого газа и не оценивает выбросы NOx и SOx , которым IMO придает не меньшее значение. В итоге неспециалисты наверняка будут воспринимать «экозвезды» как интегральный показатель экологичности и оперировать жаргонными «чистыми и грязными лодками», забывая о том, что углекислый газ — далеко не единственный нежелательный продукт жизнедеятельности судна.

Помимо прочего, пока не ясно, насколько объективным окажется сравнение суперяхт по теоретически рассчитанному показателю, так как стандартизация при строительстве прогулочных яхт значительно ниже, чем при строительстве судов коммерческого флота, и существует риск сравнивать апельсины с котлетами. Крупные верфи вроде AzimutBenetti давно уже рассчитывают EEDI для своих проектов, понимая, что рано или поздно это станет обязательным, однако для широкого принятия SEA Index нужно, чтобы его одобрило большинство.

Пример распределения значений SEA INDEX в произвольной выборке суперяхт

А ведь SEA Index — не единственная подобная инициатива, и, например, Water Revolution Foundation, в совет которого входят Хэнк де Врис (Feadship) и Питер Люрссен (Lürssen), уже больше года работает над созданием Yacht Environmental Transparency Index (YETI) с ведущими верфями и конструкторами. По их мнению, SEA Indeх в его нынешнем виде слишком ограничен для того, чтобы претендовать на роль главного мерила экологичности суперяхт. А дальше возникает вопрос, кто кого сборет: кит или слон? Только представьте, что, помимо спецификаций яхт, покупателям в скором времени придется сравнивать звезды SEA Index, YETI, Comfort Index (тот, что разрабатывают в MARIN) и, например, еще какой-нибудь хитрый показатель экологичности интерьеров…

Таким образом, остается открытым вопрос: не превратится ли SEA Index в сферического коня в вакууме, утратив (или даже не приобретя?) практическую ценность мерила, на которое бы ориентировались заказчики, верфи и брокеры? Ответ на него даст время, а пока введение этого показателя, пожалуй, стоит рассматривать как сравнительно новый для яхтенной индустрии способ обратить внимание людей на проблемы окружающей среды и призвать покупателей делать выбор в пользу экологически сознательных производителей. И если это сработает, то планете станет немного легче.

Похожие статьи