MOTORBOAT
Samara Boat Show 2022 - фото Samara Boat Show 2022 - фото

Samara Boat Show 2022

# Выставки

Нынешний год для яхтенной отрасли складывается особенно непросто, поэтому на Samara Boat Show, первом в череде ежегодных выставочных проектов издания Motor Boat & Yachting Russia, сдержанный оптимизм участников сопровождался тревожными мыслями о ближайшем будущем индустрии. Тем приятнее было по завершении выставки узнать статистику: как и в прошлом году, мероприятие посетили свыше 1500 человек, а число выставленных новых и брокеражных лодок в диапазоне длин 5–10 м превысило 40 корпусов.

Лодки на любой вкус

Каждый посетитель выставки — а среди гостей были не только самарцы — смог найти на фирменных и мультибрендовых (компания «Волжский Ветер») стендах яхт-клуба «Ласточка» что-то интересное именно ему. Приверженцы продолжительных походов изучали крепко сбитые и неприхотливые алюминиевые катера с рубкой компаний Swift Chaser (630 и 780), VBoats (Voyager 600 COB и 800 COB), BossForr (800 North), бренда RealCraft (600 и 700 Cabin) и Victory Boats (A6).

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5
Samara Boat Show 2022 - фото 6
Samara Boat Show 2022 - фото 7

Любители рыбалки толпились у алюминиевых катеров компаний VBoats (модели начального уровня 42 и 44 и «продвинутая» Fishpro X7), лодок казанского производителя «Триера» (390, 420 и 460), продукции брендов «Салют» (480 NEO), Windboat (4.6 EvoFish) и Seamachine («окуневая» лодка Stealth).

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5

Вниманию сторонников прогулок с ветерком были представлены открытые модели 470 и 570 Open компании Victory Boats, 600 и 580 верфи BossForr, Phoenix 510 BR и 600 HT верфи СПЭВ, а также боурайдер «Банdит 520» и RIBʼы «Буревестник Б 470» и «Буревестник Б 580» компании «Скоростные катера Мобиле Групп».

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5

Каково это — иметь катер на подводных крыльях, можно было представить, выйдя на реку на лодке Energy компании «Энергоспецстрой». Далее, те, кому была нужна «рабочая лошадка» для поездок на дачу по воде или «десантирования» с квадро-, мото- или велотехникой, изучали необычный внешне катер Victory W7, который картинно откинул переднюю секцию борта на береговом участке экспозиции. Ну а те, кто планирует установить на свою лодку стационарный электромотор, могли изучить опыт компании Ellisabeth на борту одноименного электрокатера.

 

Energy - фото
Energy
Victory Boats W7 - фото
Victory Boats W7
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5

Премьер на воде в этот раз было три. Searene 745 Crew Cabin новой верфи Searene Yachts (Татарстан) — стеклопластиковый круизер, примечательный как масштабом остекления рубки-салона, так и предельно прагматичным подходом к использованию каждого квадратного сантиметра на борту. Рядом покачивалась на волнах первая лодка еще одного дебютанта — верфи River Brothers из Санкт-Петербурга. Алюминиевый закрытый катер Orca 790 построен в более консервативном ключе, но также обладает комфортным внутренним пространством. Внимание поклонников рыбалки привлек катер Sport Fish 510 новой верфи Spinch из Казани: интерес к лодке был настолько велик, что она редко скучала у причала.

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5
Samara Boat Show 2022 - фото 6

Из представителей зарубежного «яхтпрома» на выставку прибыли триумфатор международных конкурсов Saxdor 200 Sport и заряженная (1800 л.с.) «американка» Formula 382 FAS3Tech, представленная самарской компанией «Волга Яхт Групп».

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2

По любой выставленной лодке можно было получить подробную консультацию и проверить ее ходовые качества, выйдя с опытным шкипером на волжскую воду, а любители водных «игрушек» имели возможность прокатиться на «спорткаре» компании Barasa House и водном велосипеде фирмы Water Bike Italia, который привезла компания Waterbike Russia (Санкт-Петербург).

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2

На береговой площадке выставки свои товары и услуги представили экспоненты различного профиля: Lowrance и Raymarine (навигационное оборудование), «Метролог» (бункеровочные станции), Rotomo (модули плавучести), «1000 размеров» (аксессуары для водной техники), V PRO DESIGN (проектирование катеров), «Эксклюзивная логистика» (транспортировка яхт), «МОРИС» (атлас внутренних водных путей России), «Волгаэнергопром» (сварочное оборудование), Texiko (комплектующие для катеров), Yamaguchi (массажное и фитнес-оборудование), «Современные технологические линии» (физиотерапевтические аппараты) и др. В самом начале экспозиции гостей встречала еще одна новинка — инновационный катер ONIX с корпусом с опорой на надувные баллоны, приводимый в движение воздушным винтом. Автомобильную составляющую выставки обеспечили мощные внедорожники H9 и GWM Poer.

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5
Samara Boat Show 2022 - фото 6
Samara Boat Show 2022 - фото 7
Samara Boat Show 2022 - фото 8
Samara Boat Show 2022 - фото 9
Samara Boat Show 2022 - фото 10
Samara Boat Show 2022 - фото 11
Samara Boat Show 2022 - фото 12

Пиджаки и кепки

Старт деловой программе Samara Boat Show 2022 дала церемония подписания контракта между администрацией Самарской области и компанией «Волга Трэвел» по вводу в эксплуатацию речного пассажирского судна на подводных крыльях «Валдай 45Р», которое также прибыло на выставку. Это детище АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» (Нижегородская область) — звено эволюции судов на подводных крыльях легендарного проектного бюро, среди которых широко известные «Ракеты», «Метеоры», «Кометы», а также «Беларусь» и «Полесье». Судно способно брать на борт 45 человек, его крейсерская скорость составляет 60 км/ч. Уже построено 18 корпусов, но для Самары пока это первая ласточка, которая с 1 июня начнет курсировать по востребованным маршрутам Самара — Ширяево и Самара — Линовка.

 

Samara Boat Show 2022 - фото 1
Samara Boat Show 2022 - фото 2
Samara Boat Show 2022 - фото 3
Samara Boat Show 2022 - фото 4
Samara Boat Show 2022 - фото 5
Samara Boat Show 2022 - фото 6
Samara Boat Show 2022 - фото 7
Вручение благодарственного письма яхт-клубу
Вручение благодарственного письма яхт-клубу "Ласточка"
Вручение благодарственного письма Дмитрию Макарову (Motor Boat & Yachting Russia) - фото
Вручение благодарственного письма Дмитрию Макарову (Motor Boat & Yachting Russia)

Президент Самарской областной федерации парусного спорта Евгений Козлов рассказал о прошлом и настоящем спортивного и туристического яхтинга в Самарской области. «Парусному спорту в Самаре уже более ста лет, в Тольятти он появился более 65 лет назад, когда залили наше Жигулевское море, — рассказал он. — Каждое крупное предприятие в Самаре имело свой яхт-клуб, были у нас чемпионы мира и Европы. А самый крупный не только на Волге, но и в России яхтенный порт “Дружба” задал такую высокую планку, что туда приезжают перенимать опыт из других регионов страны. Это огромный яхт-клуб с четырьмя гаванями, где могут встать яхты практически любых размеров. Действуют там и несколько парусных школ, где парусному спорту обучают и детей, и взрослых».

Сейчас в рамках исполнения Постановления Правительства РФ о развитии яхтенного туризма федерация активно участвует в разработке дорожной карты, консультирует по существующим проблемам, в числе которых первая — нехватка причалов.

Сейчас наблюдается всплеск покупок лодок россиянами. Я как представитель федерации занимаюсь еще и спортивным регистром. Но пока ситуация такова, что количество яхт, которые зарегистрированы и находятся в России, в несколько раз меньше числа яхт россиян, что стоят за границей, где судостроение и инфраструктура более развиты.

За этот межсезонный период ко мне обращалось много строителей и конструкторов лодок: мы вместе думали над тем, какой может быть идеальная лодка для Волги, моторная и парусная. Что касается паруса, полагаю, что лодка должна быть трейлерная, со складывающейся мачтой, подъемным килем, удобная для частного использования и чартера.

Евгений Козлов, президент Самарской областной федерации парусного спорта

 

Андрей Коровкин и Андрей Самойлов, представители компании Victory Boats, рассказали о работе верфи и о трудностях, которые приходится преодолевать сегодня. Компания проделывает большую работу, сохраняя нормальное течение производственных процессов в условиях санкций. «Сейчас, в сезон, спрос на лодки держится на приемлемом уровне, покупательская способность пока сохраняется, хотя цены выросли более чем вдвое, — говорит Андрей Коровкин. — С учетом высокой стоимости моторов покупатель сейчас задается вопросом: готов ли я покупать за 3,5–4 млн комплект “лодка-мотор”, который совсем недавно стоил 1,6–1,8 млн?

Доклад представителей компании Victory Boats

Вероятно, из-за относительно небольших объемов производства маломерное судостроение в России не было признано «пострадавшим» в результате введения санкций, поэтому субсидий со стороны Правительства РФ ожидать не приходится. А между тем с 2014 года отечественная индустрия серьезно “прибавила”, много лодок шло на экспорт, качество продукции в целом по рынку очень сильно выросло».

О моторах

Практически все участники выставки главной проблемой в нынешней ситуации назвали нехватку мощных моторов. «На текущий момент ситуация достаточно сложная, — отмечает Андрей Коровкин. — Моторы Yamaha, Suzuki и Mercury сейчас в Россию не поставляются. Раньше ежегодно завозилось около 120 тысяч двигателей, а сейчас — просто мизер. Часть производителей пытаются перейти на китайские моторы, но они маломощные, максимум 115 л.с. Возможно, к осени китайцы выпустят подвесник на 130 “лошадей”, но он тоже на лодки длиной до 6 м. Большой сегмент более крупных лодок находится под огромным давлением, наблюдается спад продаж. Российских моторов, по сути, нет. На базе стартапов делают какие-то стационарные двигатели на крупные (не маломерные) суда, есть производитель подвесников Impulse — ООО “Лодочные моторы” (Москва), но на большую серийную мощность они не вышли.

Существуют варианты доставки моторов обходными путями, но это увеличивает стоимость моторов раза в три. Никаких скидок нет: покупают моторы в розницу, логистика очень дорогая — девять из десяти авиалиний не могут брать движки на борт. Никаких механизмов параллельного импорта властями не выработано, хотя прошло уже три месяца».

«Самая большая беда сейчас — моторы, — говорит о том же Роман Якимович из компании “Скоростные катера Мобиле Групп”. — У китайцев нет мощных моделей, мы заказали в прошлом месяце Golfstrim 115, и еще неизвестно, сколько времени он проработает. Небольшие подвесники на 9,9, 15 и 20 л.с. китайцы научились делать, здесь все хорошо, а вот “большие” двигатели они сами боятся везти в Россию».

О «волжском гедонизме»

«Нет России без Волги, и нет Волги без Жигулей», — уверены самарцы. Поэтому немало теплых слов было сказано участниками выставки о туристическом потенциале родного края. Докладчики из Victory Boats напомнили о таких местных понятиях, как «Заволга» и «волжский гедонизм»; последнее тесно связано со стилем жизни самарцев, у которых под боком, в той самой «Заволге», находится настоящий природный рай, куда легко попасть на катере или речном трамвайчике.

Я далеко от Самары не хожу, мне вполне достаточно и нашей акватории, ведь здесь столько прекрасных мест: протоки, затоны, косы, открытая Волга и Жигулевское море — для тех, кто любит поштормовать. Если спуститься вниз по реке до Васильевских островов, там можно жить неделями. Места такие, что уходить не хочется.

Алексей Корнев, компания Swift Chaser

«Всякий раз, выезжая в окрестности Самары, ты находишь что-то новое для себя, уникальное. Здесь есть песчаные острова для любителей позагорать, таинственные пещеры, горы, лесные массивы, разнообразная рыбалка — совершенно другой мир! — рассказывает Андрей Коровкин. — Сели в лодку — и через 10 минут вы на природе, в уникальном первозданном месте. Как-то раз мы съездили туда просто поужинать — это неповторимый кайф для человека, уставшего от города, его суеты и жары.

Для меня на Волге есть четыре сезона. Ранний — в апреле-мае, когда по высокой воде можно зайти в недоступные для большинства людей места. Второй сезон — летний, когда можно кататься на ватрушках, бананах, водных лыжах, вейкборде. Бархатный сезон — это тишина и краски осенней природы. Наконец, четвертый, самый короткий, но и самый любимый мой сезон, когда вы идете на катере, а вокруг снег и тонкая корка льда, которую вы режете своим катером, разумеется, алюминиевым».

В заключение

Оценивая впечатления самарской выставки, понимаешь, что она не случайно уже третий раз становится достойной площадкой для смотра сил отечественных производителей — где, как не на Волге, могут быть сформированы образ и «смыслы» нашей лодочной индустрии? Хочется верить, что дальше — только больше, ведь воли и предприимчивости верфям не занимать. Но и власти в нынешней непростой ситуации должны оказать поддержку отрасли, иначе накопленный опыт изготовления качественных доступных лодок может быть утрачен, а желание их строить — угаснуть.

Похожие статьи