YMAG.media

Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels

Роуз Дамен — финансовый директор Amels

В этом году крупнейший голландский производитель суперяхт верфь Amels отмечает круглую дату — сто лет со дня основания. По этому случаю наш журнал пригласили во Влиссинген, в головной офис Damen Group, где предоставили возможность расспросить Роуз Дамен о том, как проходил процесс современного становления Amels и какие приоритетные задачи компания ставит на будущее. Младшая дочь Коммера Дамена, основателя Damen Group, Роуз занимает пост финансового директора Amels и уделяет большое внимание маркетингу этого бренда.

Что означает имя Amels?

Верфь была основана в 1918 году семьей Амельс, то есть название — это голландская фамилия. Семья Амельс происходила из северной части Нидерландов, которую мы называем Фрисландией. Это почти в трех часах езды к северу от Влиссингена. По расстоянию это почти вся Голландия: страна очень маленькая, но судостроение — ниша, в которой мы преуспели, и особенно по части строительства яхт.

 
1929 год: уже тогда Amels была крупной и успешной верфью

Как обстояли дела на верфи, когда ваш отец приобрел ее?

У Amels длинная история взлетов и падений. Когда в 1991 году наша семья купила верфь, та боролась за выживание. Судостроение, хотя оно мне и нравится,— сложный бизнес, во многом зависящий от спроса и предложения, и его обычное состояние таково, что всегда присутствует избыток предложений. Именно поэтому тут сложно получать высокую маржу.

В то время друг на друга наложились несколько событий, и все это — на фоне не самого лучшего состояния мировой экономики. В конце 1980-х Amels получила большой заказ на строительство яхты для Дональда Трампа, которая должна была стать крупнейшей на тот момент. Я не знакома с Трампом лично, но, думаю, в последнее время все мы наблюдаем, что он за человек. Нравится вам Трамп или нет, личность незаурядная и очень творческая. Он провел на Amels рефит своей лодки Trump Princess и заказал новую огромную кастомную яхту. Однако тогда он сам столкнулся с финансовыми трудностями и не мог расторгнуть контракт с верфью без потери денег. Вместо этого он просто приобрел Amels, а затем разорвал контракт на выгодных для себя условиях, после чего верфь сменила еще нескольких владельцев.

Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels - фото 1
Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels - фото 2

Если вы посмотрите на приобретения, которые Damen совершала на протяжении прошедших лет, то увидите: в идеале мы предпочитаем покупать кризисные активы и менять их к лучшему. Идея моего отца состояла в том, чтобы применять к строительству яхт ту же бизнес-модель, которую он ранее внедрил в индустрию коммерческого судостроения. Его вдохновляла стандартизация и экономика навыков, которую он наблюдал в автомобильной индустрии, где за сравнительно короткий срок производили более качественные и доступные машины.

Он всегда хотел делать то же. Почему это не должно было сработать с яхтами? Но тогда многие люди в яхтенной индустрии не соглашались с отцом. Кроме того, для создания стандартизованных платформ, которые мы используем сегодня, требовались деньги на формирование оборотного капитала этой модели бизнеса. В начале 1990-х наша компания была меньше, чем сегодня, и мы купили Amels, чтобы реализовать идею по внедрению высокой степени стандартизации в модельном ряду. Мы занимались этим до начала 2000-х, и тому было несколько причин. Во-первых, индустрия не спешила соглашаться с моим отцом. Люди говорили: «Знаете, мистер Дамен, то, что вы делаете с рабочими судами, хорошо, но владельцы роскошных яхт на такое не пойдут». А вторая причина — финансы.

Какой урок из столетней истории Amels оказался наиболее важным для будущего компании?

Определенно мы многому научились в 1990-е годы, и это был дорогой урок. В яхтенной индустрии проблемы и подводные камни появляются вместе с кастомными проектами и требовательными клиентами — этим она сильно отличается от других видов бизнеса. Мы также поняли, что нам необходимо предложить что-то исключительное и уникальное, чтобы выделиться на фоне остальных. Результатом этих уроков, а также нашей настойчивости и упорства стала линейка Limited Текст Editions.

Какой период был для Amels самым конкурентным, и кто выступал основными соперниками?

В индустрии суперяхт ряд верфей относительно крепко стоит на ногах, тогда как множество других появляются, а затем исчезают. Некоторые ныне существующие ключевые голландские, немецкие и итальянские верфи тоже работали в 1990-х годах. С нашей точки зрения, мы, пожалуй, изменились сильнее всех: выросли и смогли пронести сквозь годы свою философию. Именно это нам очень сильно помогло. Мы нащупали в индустрии нишу и считаем, что повторное использование стандартизованной платформы действительно повышает качество, поскольку образуется полный цикл обратной связи и полное понимание того, что предлагаешь клиентам. Мы можем точно сказать, какими будут эксплуатационные качества судна, график и бюджет его строительства — никаких сюрпризов. Кроме того, это позволяет осуществлять долгосрочное планирование с поставщиками и субподрядчиками, так как с кривой обучения сталкивается не только верфь, но все участники процесса.

Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels - фото 1
Нынешний флагман 
Amels — суперяхта 
Here Comes the Sun 
длиной 83 м - фото
Нынешний флагман Amels — суперяхта Here Comes the Sun длиной 83 м

Также результаты можно видеть в работе отдела послепродажного обслуживания, где у нас есть специалисты по каждой модели Limited Editions, а наличие запчастей на складе позволяет обеспечить гораздо более высокий уровень сервиса. Не стоит забывать, что во всем этом значительная роль принадлежит и нашим клиентам, ведь это они используют яхты и дают наиболее важную обратную связь. И они возвращаются! Почти 80% наших крупных яхт мы продаем повторным покупателям.

Как выстраивались отношения с клиентами из России. Когда был подписан первый контракт?

Первая суперяхта Amels была передана заказчику из России в 2004 году, и с тех пор Россия остается самым важным для нас рынком с наиболее лояльными клиентами. Когда у нас устанавливаются доверительные отношения, обе стороны стараются их поддерживать. Мы, в свою очередь, лояльны к нашим покупателям, и они этого не забывают. Клиенты из России — душевные, доброжелательные, порядочные, но в то же время требовательные. Они преданы нашему бренду и часто выступают его представителями.

Одно из ключевых преимуществ Amels в том, что мы предлагаем короткое время поставки, и это соответствует запросам российского рынка, где люди не хотят ждать яхту 4–5 лет. Кроме того, они ставят перед нами интересные задачи: первыми заказчиками Yacht Support Vessel и SeaXplorer стали именно россияне. Они не боятся исследовать новые регионы и пробовать новое. В случае YSV они увидели, что это разумный способ повысить потенциал яхты, сделав ее более гибкой в отношении возможностей.

Как вы собираетесь отметить столетие компании? Мы, голландцы,— трудяги, но в то же время простые и практичные люди. Мы будем праздновать с широкой улыбкой на лице, поскольку и я, и мои коллеги, и рабочие — все мы очень гордимся нашей компанией и нашими достижениями. Летом у нас планируется вечеринка, куда все придут с семьями. Работая с требовательными заказчиками, мы порой многое просим от наших сотрудников и их близких, поэтому хотим поблагодарить их за то, что мы вместе привели Amels к успеху.

Насколько тесна связь между Amels и Damen в плане производственных площадок, ноу-хау и финансов? Я бы сказала, очень тесная. Amels является интегральной частью Damen Group, и одно из преимуществ этого — возможность строить корпуса для яхт на верфях Damen. Также Damen инвестирует около 5% прибыли в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и Amels пользуется этими результатами. Например, пятую часть нашего бизнеса состав - ляет строительство военных кораблей, где большое внимание уделяется борьбе с шумом и вибрациями. Для яхт это тоже очень важно, и мы можем использовать разработанные для военных технологии. Наконец, мы закладываем корпуса до появления потенциальных покупателей, что сокращает время поставки порой до шести месяцев, но, разумеется, требует инвестиций.

В отличие от некоторых других голландских верфей, Amels не приходится решать проблемы, связанные с расширением и выбором удобного места. Но, возможно, у вас есть собственные приоритетные задачи для обеспечения будущего?

Amels переехала во Влиссинген с севера страны в начале 2000-х годов. Это место — одно из наших главных преимуществ, поскольку для выхода в море яхтам нужно миновать всего один шлюз. Amels — крупнейшая в стране яхтенная верфь, и у нас есть куда расширяться. Если говорить о будущем, ключевой задачей для нашей модели бизнеса является разработка удачных моделей и поиск на рынке зон наилучшего восприятия. Это непростая задача, поскольку вы не можете просто найти клиента и разработать для него яхту. Вам необходимо получить от него обратную связь и создать дизайн, который будет привлекательным для более широкой аудитории. Мы стремимся найти наилучший баланс между кастомизацией и разработкой чего-то такого, что сможем воспроизвести 25 раз, предлагая преимущества в отношении качества, стоимости, сервиса и надежности.

Amels 
является одним 
из крупнейших 
работодателей 
в своем регионе - фото
Amels является одним из крупнейших работодателей в своем регионе
Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels - фото 2
Роуз Дамен — о прошлом и настоящем верфи Amels - фото 3
Парадная лестница 
в главном офисе 
Damen Group, где 
на нижней 
поверхности 
пролетов нанесены 
названия 
построенных судов - фото
Парадная лестница в главном офисе Damen Group, где на нижней поверхности пролетов нанесены названия построенных судов

Каков жизненный цикл существующей линейки, и почему вы решили вернуться к кастомным яхтам?

Сейчас у нас шесть моделей, и мы обязательно увеличим их число. Однако мы видим, как возвращающиеся клиенты выбирают все более крупные яхты из нашей линейки и в какой-то момент хотят получать что-то большее. В то же время мы сами растем как компания и на 100% готовы принимать заказы на яхты full custom. Собственно, строительство Here Comes the Sun с точки зрения всего процесса стало для верфи кастомным проектом, поскольку это было первое судно в серии, и оно похоже на 78-метровую кастомную яхту, которую мы сейчас строим. В любом случае, Amels всегда будет работать с лучшими дизайнерами интерьера и экстерьера, а главной целью останется качество и обслуживание клиентов.

Как бы вы оценили уровень консерватизма Amels по сравнению с другими голландскими верфями?

Для нас очень важны строгий контроль управления проектом и планирование, и в этом смысле мы немного консервативны. В то же время, будучи частью Damen Group, мы закладываем много яхт на свои средства. С этой точки зрения, а также принимая во внимание инвестиции в разработку судов поддержки и экспедиционных яхт, мы достаточно прогрессивны. Стараемся соблюсти баланс между неустаревающим дизайном и весьма узнаваемыми яхтами, как, например, Limited Editions  206, которая действительно отличается от прочих. Мы не боимся экспериментировать!

Вы помните, когда отец впервые привел вас на верфь? Что вы тогда чувствовали?

Не помню, поскольку мне тогда, возможно, было всего две недели от роду! Но я помню, что мои родители много работали. Сейчас Damen — большая компания, в то время она была намного меньше. Мы всегда могли пойти с отцом на верфь, и когда мне хотелось его увидеть, то приходила к нему в офис и там играла, даже в субботу или воскресенье. Позже, уже подростком, устраивалась в компанию на летнюю подработку, и моя первая профессия — водитель автопогрузчика. В какой-то момент я трудилась в ремонтном отделе. Часто в конце дня мы собирались на борту яхты, чтобы совершить короткую прогулку по реке…

Побуждали ли вас войти в семейный бизнес, или это произошло естественным путем?

Мои родители всегда открыто говорили об этом, но я никогда не расценивала это как давление. Когда мне было 14 лет, я впервые посетила собрание акционеров. Мне стало интересно, и отец сказал: «Да, конечно, приходи». Мало-помалу он начал мне все показывать, объяснять, что такое смета и балансовый отчет… Кроме того, он часто ездил на встречи с клиентами, и мы путешествовали с ним в Латинскую Америку и другие части света. В то время нашими заказчиками были владельцы таких же семейных компаний, поэтому мы вместе ужинали, готовили барбекю, и пока отец налаживал отношения с клиентами, я играла с их детьми. Некоторые из них сейчас тоже в этом бизнесе.

Вы когда-нибудь задумывались об изучении дизайна интерьеров?

Нас четверо детей: моя старшая сестра — фотограф, и она не вовлечена целиком в семейный бизнес. Мой старший брат входит в совет директоров Damen Group, а у младшего звукозаписывающая компания, работающая в музыкальной и киноиндустрии. Таким образом, двое из нас — чисто творческие люди, а двое — бизнесмены, но тоже по-своему творческие…

Amels располагает мощным конструкторским и дизайнерским отделом

Я никогда не рассматривала себя в качестве эксперта по дизайну интерьеров. Но еще раз замечу, что одна из сложностей при строительстве яхт, у которых еще нет покупателя, состоит в том, что ты оказываешься причастен к выбору отделки интерьеров. Мы сотрудничаем с превосходными дизайнерами, располагаем отличными менеджерами проектов, которые следят за стоимостью, но порой для достижения желаемого результата нужен кто-то, кто будет играть роль владельца. Моя сестра участвовала в декорировании нескольких домов, включая наш семейный на Ибице, и она довольно хорошо разбирается в интерьерном дизайне, где важен баланс между высококачественной мебелью, предметами искусства и рядом практичных вещей. Таким образом, в создании интерьеров для наших яхт она участвует гораздо активнее меня.

Каковы ваши основные цели на ближайшее будущее, связанные с Amels?

Мы идем стабильным курсом, и я полагаю, что важнее всего будет оставаться приверженными нашим главным рынкам, в то же время не прекращая поиск новых. Мы также продолжим ставить перед собой сложные задачи, создавать новые яхты и хотим стать лидерами в нише экспедиционных судов с линейкой SeaXplorer. Кроме того, я очень надеюсь построить для сотрудников Amels новое офисное здание!

Похожие статьи