MOTORBOAT
Princess X80: серийная, но особенная - фото Princess X80: серийная, но особенная - фото

Princess X80: серийная, но особенная

# Обзоры и тесты

Как было напечатано в предыдущем выпуске MBY, Princess Yachts, столкнувшись с отменой boot Düsseldorf 2022, где у британской верфи планировалось несколько мировых премьер, организовала в январе в Плимуте, в Royal William Yard Marina, собственную выставку The Princess Exclusive. Экспозиция включала восемь моделей, в том числе Princess X80, вызвавшую у посетителей большой интерес. Оснований к тому, как я считаю, у яхты немало: в этом обзоре я отмечу и ключевые моменты проекта, и важные детали.

Новый тренд

Princess X80 — вторая после Princess Х95 яхта в новой линейке Х, где реализована «открытая концепция» компоновки с верхней палубой Superfly. Характерные черты этого принципиально нового архитектурно-конструктивного типа яхт, которые глаз мгновенно фиксирует, — протяженные мягкие линии корпуса и надстройки с большой площадью остекления (и там, и там), лобовые стекла с обратным наклоном на двух палубах, сильно увеличенный надводный борт, S-образный профиль конструкции «крыши» ходовой рубки, плавно «стекающий» на палубу флайбриджа. Да и сама рубка оказалась не только рубкой, в чем я скоро убедился…

Princess X80: серийная, но особенная - фото 1
Princess X80: серийная, но особенная - фото 2

На борт удобно зайти через покрытую тиком кормовую платформу, где поместится тендер Williams Sportjet 395; гидравлический привод платформы упростит спуск его на воду (на Princess X95 платформа развертывается в «пляж» со ступенями к воде). Левая и верхняя секции транца — вместительные рундуки, а правая оказалась водонепроницаемой дверью в помещение экипажа, где видим спальные места, компактный камбуз и гальюн с душем. На яхте в Плимуте предусматривался экипаж из двух человек, а вообще их может быть и трое, и пятеро (тогда в этой зоне появляется кают-компания).

Дальше проход ведет в моторный отсек — светлый, просторный, где стоишь в полный рост и подступы к двигателям свободные. Отсюда есть трап в кокпит, и когда по ступеням вылезаешь «на свободу», сразу видишь большой U-образный диван и тиковый стол со складными «крыльями». Оглядевшись, замечаешь ветбар, трап на флайбридж и красиво вписанные в изгиб фальшборта полуклюзы для швартовных концов.

Двигаясь по главной палубе вдоль борта в нос (проход защищен сверху), подмечаешь, что казавшееся издали цельным тонированное остекление надстройки состоит из секций ­— просто швы заметны только в упор. А некоторые секции оказались… дверями. На фордеке установлено якорное устройство с двумя шпилями; якорный ящик такой, что там можно держать еще и спасательное оборудование, и шкиперское имущество. Есть вместительные рундуки по бортам, но украшение фордека — джакузи (в базовом варианте предусмотрен диван со столом).

Как утверждается, у такой яхты на 30% больше полезного пространства снаружи и внутри по сравнению с обычными флайбриджными яхтами
близкой длины  - фото
Как утверждается, у такой яхты на 30% больше полезного пространства снаружи и внутри по сравнению с обычными флайбриджными яхтами близкой длины
Кормовая часть верхней палубы допускает варианты оформления - фото
Кормовая часть верхней палубы допускает варианты оформления
Кокпит полностью накрыт свесом флайбриджа, что гарантирует защиту и от осадков, 
и от палящего солнца - фото
Кокпит полностью накрыт свесом флайбриджа, что гарантирует защиту и от осадков, и от палящего солнца
Джакузи на фордеке,
перед каютой
на главной палубе —
опция, безусловно,
приятная и полезная - фото
Джакузи на фордеке, перед каютой на главной палубе — опция, безусловно, приятная и полезная

Теперь поднимемся на флайбридж. Его пространство делится на открытую зону в кормовой части и закрытую (скайлаунж) в носовой. В корме предусмотрены обеденная зона на восемь персон, рядом находятся ветбар с холодильником и грилем, два угловых дивана. Думаю, если установить здесь кран, вместо них можно держать аквабайк, чтобы освободить транцевую платформу для купальщиков. Но давайте заглянем внутрь яхты, и раз уж я нахожусь на флайбридже, начну отсюда.

Не совсем серийная

Серийные яхты и яхты semi custom — это обычно две разные истории. В то же время Princess X80, оставаясь серийным проектом, демонстрирует интересные возможности.

Итак, скайлаунж — верхний салон с ходовой рубкой. На премьерной яхте он получил стеклянные двери, но их может и не быть. Интересно, что реальный объем помещения существенно больше, чем кажется снаружи. Здесь можно обустроить обеденную зону, гостиную с диванами, домашний кинотеатр. А выйдя на правый борт через дверь с пантографом, попадаешь в «солярий» с лежаками, снабженными электроприводом.

Princess X80 удивляет своим невероятным функционалом. Яхта короче флагмана верфи X95, но вмещает практически те же опции. Например, скайлаунж ощущается идентичным. Верфь предлагает массу вариантов планировки в зависимости от того, как яхту будут использовать. Каюты экипажа могут вмещать до четырех человек, есть версии с кухней и без. Отмечу организацию салона c закрытой кухней и отдельным выходом наружу, упрощающую обслуживание гостей на борту.
Денис Новиков, директор по продажам компании Nordmarine, официального представителя Princess Yachts в России

 

В носовой части скайлаунжа находится ходовая рубка. Как и у X95, она может быть отгорожена раздвижными дверями. Рулевая консоль включает в себя интегрированную систему Böning (контроль и управление механическими и электрическими системами); помимо трех МФД, есть дисплей системы видеонаблюдения за обстановкой в кокпите и моторном отсеке. Обнаружил любопытное устройство: снаружи на правом борту выдвигается панель и оказывается… дополнительным постом управления.

По аккуратному внутреннему трапу спускаюсь на главную палубу, в салон. Светлое благодаря сплошному остеклению помещение спланировано в привычном стиле: с двумя большими диванами и кофейным столиком (он оказался раздвижным и на телескопических опорах), хорошо оборудованным камбузом и обеденной зоной в носовой части. Но это в базовом варианте, а сейчас вместо столовой я вижу… каюту — ну прямо как на суперяхтах. Панорамные окна из закаленного стекла дают обзор на 270°, на левом борту есть опциональная стеклянная дверь (от пола до потолка, прозрачная изнутри), через которую можно пройти вперед, на приватную палубу.

Princess X80: серийная, но особенная - фото 1
Princess X80: серийная, но особенная - фото 2

Камбуз с барной частью и стульями получился универсальным. Он может быть полностью закрытым — из столешницы сервомотор поднимает переборку, отделяя камбуз от салона, а для выхода на палубу есть дверь с пантографом.

Трап напротив камбуза ведет на нижнюю палубу, к каютам. Их четыре: большая мастер-каюта на миделе, VIP-каюта в носу, двухместная по правому борту и еще одна, но с раздельными сдвигающимися койками, на левом; при каждой своя туалетная комната. Интерь­ерами Princess Х80 занималась легендарная итальянская студия Pininfarina. Скажу только о превосходном качестве мебели и приятной отделке полированной вишней, местами с дизайнерскими изысками, классическим скруглением углов и металлическим молдингом. И зеркала, зеркала… Заглянув в шкафы, я отметил их классную отделку даже внутри.

Салон главной палубы.
Отсутствие поста
управления позволило
сформировать классный
дизайн этого пространства, полностью отданного
для отдыха пассажиров - фото
Салон главной палубы. Отсутствие поста управления позволило сформировать классный дизайн этого пространства, полностью отданного для отдыха пассажиров
Princess X80: серийная, но особенная - фото 2
Камбуз в открытом варианте с барной стойкой, обращенной к салону. Он может быть целиком закрытым — из столешницы
сервомотор поднимает «переборку» - фото
Камбуз в открытом варианте с барной стойкой, обращенной к салону. Он может быть целиком закрытым — из столешницы сервомотор поднимает «переборку»
Мастер-каюта на миделе (нижняя палуба): ее очевидные достоинства — размеры, освещенность,
привлекательный
дизайн интерьера  - фото
Мастер-каюта на миделе (нижняя палуба): ее очевидные достоинства — размеры, освещенность, привлекательный дизайн интерьера
Каюта, расположенная в носовой части надстройки на главной палубе, — компоновочное решение, часто встречающееся на современных суперяхтах - фото
Каюта, расположенная в носовой части надстройки на главной палубе, — компоновочное решение, часто встречающееся на современных суперяхтах
Princess X80: серийная, но особенная - фото 6
Princess X80: серийная, но особенная - фото 7
Princess X80: серийная, но особенная - фото 8

Что ж, и «мобильные» переборки, и многовариантность оформления интерьера, и длинный список опционального оборудования говорят о том, что Princess X80 вполне соответствует понятию semi custom.

Если завтра в море

Говорить о мореходных качествах Princess X80 без тестов сложно, но я рискну. Вариантов моторной установки два: спаренные MAN V12-1650 или MAN V12-1900 (мощность 1650 и 1900 л.с. соответственно). Надежные судовые дизели с максимумом крутящего момента в диапазоне 1200–2100  об/мин (предельный режим 2300 об/мин). В первом случае верфь называет скорость 26–28 узлов, с более мощными двигателями ожидаются 29–31 узел. С ними же дальность плавания, к примеру, на крейсерской скорости 20 узлов должна быть не менее 600 миль (с опциональными баками 8800 л), и даже на максимальном режиме можно рассчитывать на запас хода до 350 миль.

Отсутствие компромиссов у той или иной яхты, о чем любят говорить маркетологи, — не более чем фигура речи. На самом деле судостроение — это сплошные компромиссы. В отношении ходовых качеств Princess X80 компромисс проявляется в том, что для большей скорости могли бы стоять еще более мощные двигатели. Но зачем? Указанные 28–31 узел представляются вполне достаточными величинами и для желаемого драйва за штурвалом (эмоции), и для устойчивого глиссирования на максимальных оборотах при относительной скорости FrΔ = 2,5 (физика) — даже при полной загрузке.

Компромисс и в том, что Бернард Олесински для корпуса из стеклопластика, отформованного по технологии вакуумной инфузии, выбрал «глубокое V» (угол килеватости верфь не называет — нередко этот показатель ­почему-то держат в секрете). С такими обводами яхта теряет несколько узлов на спокойной воде, но при ходе на волнении отыгрывает их, а также получает преимущества в части снижения ударных нагрузок и предсказуемой управляемости.

Досье Princess X80
Длина
25.08 м
Ширина
6.06 м
Осадка
1.78 м
Водоизмещение
61,6 (порожнее)71,9 (половинная загрузка) т
Запас воды
1 400 л
Крейсерская скорость
29 уз.
Количество кают
4
Класс мореходности CE
A – Океан

Качку (еще один показатель мореходности) на ходу и на стоянке у премьерной яхты демпфируют плавниковые стабилизаторы, но могут применяться и гироскопы. Также отмечу мощную звукоизоляцию моторного отсека и оптимизированную конструкцию опор двигателей для снижения уровня шума и вибрации на борту. А опреснительная установка — дополнительная возможность повысить автономность яхты. Вот, собственно, все, что мне удалось увидеть и разузнать.

Многие именитые яхтенные дизайнеры отмечали, что спроектировать сравнительно небольшую лодку ничуть не легче, нежели крупную яхту. Вот и при создании Princess X80 пришлось решать задачу, как при меньшей по сравнению с Princess X95 длине корпуса обеспечить преемственность дизайнерской концепции, характерной для новой линейки, должный уровень комфорта и функциональности. На мой взгляд, все получилось.

Каждому хочется владеть особенной яхтой. Но может ли особенной быть серийная модель? Princess X80 может.

Похожие статьи