MOTORBOAT
Обратная сторона планеты - фото Обратная сторона планеты - фото

Обратная сторона планеты

# Яхты и окружающая среда # Путешествия # Чартер # Экспедиционные яхты # Суперяхты

В начале декабря La Datcha начала чартерный сезон в Южном полушарии, став первой яхтой Damen SeaXplorer в Антарктиде. После насыщенного и успешного лета на Камчатке, где ей уже доводилось встречаться со льдами, она готова к еще более серьезным приключениям.

Для многих людей, причастных к созданию многоцелевых экспедиционных яхт Damen SeaXplorer, появление La Datcha в Антарктике — событие знаковое. Когда она вышла из Пунта-Аренаса и взяла курс через пролив Дрейка в бухту Нэко, что на восточной стороне залива Энворд, фотографии яхты разлетелись через мессенджеры по нескольким континентам, где живут и работают те, кто помогал верфи проектировать и оснащать этот эксплорер.

Обратная сторона планеты - фото 1
Обратная сторона планеты - фото 2
Обратная сторона планеты - фото 3
Обратная сторона планеты - фото 4

«Помню, рассматривая первые эскизы и чертежи SeaXplorer, я пытался представить, как будет выглядеть то или иное помещение в реальности, и теперь видеть La Datcha в действии реально круто! — рассказывает Бен Лайонс, генеральный директор компании EYOS Expeditions, уже много лет организующей яхтенные экспедиции в самых удаленных и непростых акваториях. — Мне сложно представить более подходящего заказчика, чем владелец La Datcha, ведь он отправляет яхту именно в те места, для которых ее создавали. Сейчас, накануне первого чартера, на борту семь наших специалистов: гиды, инструкторы по хелиски, пилоты вертолетов, дайверы, — и мы все очень рады тому, что первая SeaXplorer наконец-то пришла в Антарктиду».

Она такая одна

Чуть ли не за полгода до начала лета в Южном полушарии компания Imperial Yachts, в управлении которой находится La Datcha, объявила о том, что весь антарктический чартер в этом сезоне распродан. Это и не удивительно, ведь частных суперяхт с такими возможностями в мире единицы, и если гости хотят покататься на горных лыжах или погрузиться в глубоководной мини-субмарине, то альтернатив в общем-то и нет.

«Мы начали готовиться к приходу La Datcha в Антарктиду еще прошлой весной, когда подали первые заявки на получение разрешений, — вспоминает Бен Лайонс. — Подготовка к подобным экспедиционным круизам — длинный и многоэтапный процесс, включающий массу закулисной работы и непрерывное общение с людьми, чтобы в нужный момент все были готовы на 100%. Надо продумать логистику, понять ожидания гостей, подобрать профильных гидов, составить списки вещей. Далее — члены экипажа: они должны понимать важность и нюансы биологической обработки, знать, как будут проходить дни, иметь на мостике необходимые карты и программное обеспечение, ведь многие районы там скверно картированы. Отдельная тема — хелискиинг, для которого во многом и строилась La Datcha. Это будет второй случай в истории, когда судно сможет легально обеспечивать занятие этим экстремальным видом спорта в Антарктиде».

Обратная сторона планеты - фото 1
Обратная сторона планеты - фото 2
Обратная сторона планеты - фото 3
Обратная сторона планеты - фото 4
Обратная сторона планеты - фото 5
Обратная сторона планеты - фото 6

В отличие от круизных лайнеров, яхта будет принимать гостей сразу на Антарктическом полуострове, то есть им не нужно будет тратить два-три дня на переход из Ушуайи. В нынешнем сезоне маршруты чартеров спланированы исключительно в этом регионе, и яхта станет спускаться вдоль побережья полуострова за Южный полярный круг.

По словам Бена Лайонса, благодаря автономности и лучшей готовности судна к суровым условиям пассажиры смогут увидеть места, куда не доходят лайнеры и обычные яхты. «Важно понимать, что сама по себе автономность судна — это еще не все, — подчеркивает он. — Дело не столько в том, как далеко сможет зайти судно, а в том, в какую погоду на нем все еще будет комфортно».

В Антарктиде часты внезапные плотные и холодные катабатические ветры. Их еще называют падающими, и дуют они обычно вниз к воде по течениям ледников. Такой ледниковый ветер — серьезная угроза для небольших парусных яхт, которым приходится немедленно искать укрытие, но мореходная La Datcha может продолжить движение, не меняя маршрут. Более того, с нее гораздо проще организовать высадку на берег, когда условия далеки от идеальных, а значит, гостям не придется сожалеть о том, что они пропустят что-то интересное.

Что можно и что нельзя?

Команда EYOS Expeditions, которую привлекли к обеспечению антарктического чартера La Datcha, лучше многих знакома с этим регионом и особенностями сезонной обстановки. В Антарктиде действует достаточно много ограничений, и часто для, казалось бы, безобидных действий необходимо разрешение. Например, по всему континенту запрещено одновременно высаживать на берег более ста человек; для яхты это не актуально, но нужно рассчитать маршрут так, чтобы не оказаться в желаемом месте одновременно с круизным лайнером. Кроме того, здесь нельзя запускать даже любительские дроны, ведь они могут вызвать панику у животных и птиц, что нередко заканчивается гибелью молоди. У EYOS Expeditions есть соответствующее разрешение, и они знают, где и как нужно летать, чтобы не навредить местным обитателям.

Компания может даже организовать полет на Южный полюс, однако на легких вертолетах, которые несет La Datcha, сделать это не получится: слишком большое расстояние. Тем не менее за счет того, что вертолетов на борту два, радиус потенциального охвата все равно получается довольно большой, и, что важно, им разрешена посадка на высокогорье. Большинство приезжающих в Антарктиду людей даже и не мечтают о том, чтобы посмотреть на нее с высоты, и вынуждены довольствоваться катанием на ледянках с прибрежных склонов, тогда как La Datcha может предложить пассажирам уникальные впечатления. Как замечает Бен Лайонс, получить разрешение на посадку в горах и на ледниках сложнее всего, поскольку требуется подготовить чуть ли не стостраничный документ, где подробно расписаны все ключевые процедуры, включая меры безопасности и спасения.

Обратная сторона планеты - фото 1
Обратная сторона планеты - фото 2
Обратная сторона планеты - фото 3

Еще один строгий запрет связан с охраной Антарктиды от интродуцентов. «Стоит помнить, что на берег здесь нельзя брать никакую еду, поэтому привычных пикников не бывает, — поясняет Бен Лайонс. — Более того, перед высадкой у всех тщательно проверяют одежду, рюкзаки и прочие вещи, в которых насекомые или семена растений, случайно привезенные из других мест, могут незаметно “эмигрировать” на сушу и прижиться там».

Также Бен не советует брать с собой любую одежду, которую не хотелось бы намочить. Ветер и брызги — неотъемлемая часть поездки на тендерах, и одеваться нужно соответствующим образом. На борту La Datcha есть запасная экипировка (парки, сапоги), но всем гостям заранее предоставляют перечень снаряжения, которое желательно привезти с собой. Кстати, вдобавок идет еще и список книг, которые помогут более полно понять Антарктиду и подготовиться к поездке. Конечно, гиды на La Datcha расскажут об истории освоения материка, его географии, геологии и животном мире, но это не заменит вдохновения от таких произведений, как, например, Alone in Antarctica британки Фелисити Эштон, которая стала первой женщиной, в одиночку пересекшей Антарктиду на лыжах, и, разумеется, сочинений великого Эрнеста Шеклтона.

Впечатлений, еще впечатлений!

О природном богатстве и красоте Антарктиды сняты десятки фильмов, но не один из них не заменит личного опыта. За возможность погрузиться в глубину Южного океана в подводном аппарате многие отдали бы все что угодно, а для пассажиров La Datcha это лишь одно из возможных развлечений. По пути с Камчатки яхта забрала в Сингапуре свою мини-субмарину, которую оставила там перед заходом в Россию, и, как рассказал Бен Лайонс, гости очень заинтересованы спуститься в ней под воду. «Надеюсь, у них получится выполнить несколько глубоководных спусков, — говорит он, — мы для этого тоже все подготовили. Только вообразите: погружаясь там, почти всегда видишь то, что до этого не видел ни один человек — в буквальном смысле. А кто знает, что там на дне? Поэтому каждый раз это настоящее приключение, которое невероятно будоражит воображение!»

Сотрудники EYOS Expeditions уже лет двадцать ныряют в Антарктике и знают места, где, опускаясь у отвесных скальных стен, можно увидеть, например, бескрайние сады мягких кораллов и другую живность. Конечно, не стоит ожидать, что рядом будут резвиться киты, но вот встретить гигантских медуз или диковинных рыб вполне возможно. Жизнь в этом ледяном океане есть, просто нужно захотеть ее увидеть.

Обратная сторона планеты - фото 1
Обратная сторона планеты - фото 2
Обратная сторона планеты - фото 3
Обратная сторона планеты - фото 4

Мало кто знает, что в Антарктике находятся два действующих вулкана, один из которых расположен на острове Обмана. Этот подковообразный кусочек суши диаметром чуть менее десяти миль представляет собой кромку гигантской кальдеры, и залив Порт-Фостер в ее центре служит прекрасной якорной стоянкой. Некогда здесь располагалась база первой научной антарктической экспедиции и китобойная фактория, а позднее на острове обосновались исследовательские станции разных стран. Там вполне можно заночевать, правда, экипажу нужно быть готовым к тому, что наутро яхту придется отмывать от вулканического пепла.

Остров Энтерпрайз тоже был китобойной базой, и теперь ржавый остов затонувшего у его берегов норвежского судна Gouvenoren служит единственным пирсом в Антаркике, поэтому летом здесь собирается «бутерброд» ошвартованных борт к борту парусных яхт. Китов в этих местах сегодня уже никто не преследует, и группы из нескольких десятков особей не редкость. Порой горбачи устраивают настоящие представления, всплывая из глубины парами по спиральной траектории и выпуская пузырьки воздуха, которые образуют своеобразную трубу, и в ее центре собирается их излюбленное лакомство — криль.

Спускающиеся вдоль западного побережья 600-мильного «пальца» Антарктического полуострова яхты стремятся пройти узким проливом Лемэра между материком и островом Бут. Пролив напоминает длинный фьорд, однако в начале лета его нередко заполняют айсберги, и тогда большинству судов приходится обходить остров с запада. Иногда в теплые дни на небольших ледяных глыбах развалившись отдыхают сытые тюлени-крабоеды, но будьте готовы к тому, что эту идиллическую картину могут внезапно нарушить косатки. Они незаметно подплывают и снизу ударяют в лед, отчего ошарашенные лежебоки сыплются в воду, где тут же становятся обедом для китов. Кстати, совсем рядом, на острове Плено, находится «деревня» крупных папуанских пингвинов, которые ныряют за пищей на глубину до 200 метров и движутся под водой быстрее всех своих сородичей.

Обратная сторона планеты - фото 1
Обратная сторона планеты - фото 2
Обратная сторона планеты - фото 3

Оптимальная продолжительность чартера в окрестностях Антарктического полуострова с учетом возможностей La Datcha составляет порядка 10 дней. Этого хватит, чтобы опробовать основные возможности яхты, но совершенно недостаточно для того, чтобы заявить: в Антарктиде я видел все.

«Было бы здорово, чтобы кто-нибудь пересек на La Datcha Южный океан, зашел дней на пять на Южную Георгию и закончил чартер на Фолклендских островах, — говорит Бен Лайонс. — На всё про всё уйдет около 20 дней, и это будет действительно интересная экспедиция. Нам очень повезло, что в Imperial Yachts работает опытный менеджер по антарктическому чартеру, с которым мы уже сотрудничали несколько сезонов. Для нас это просто подарок, поскольку он знает наши возможности, и нам не нужно заново изобретать колесо, чтобы оправдать ожидания владельца и гостей. Кроме того, на La Datcha два чрезвычайно опытных и талантливых капитана, да и в целом отличная дружелюбная команда, поэтому я не сомневаюсь: сезон у яхты сложится поистине фантастический».

Не стоит думать, что чартер на La Datcha окажется сродни полярным экспедициям шхуны «Фрам», но впечатления от путешествия в Антарктиде на этой яхте точно станут неповторимыми. Ну а пожелание всем, кто отправляется в Антарктиду, только одно: проживайте каждый момент предельно полно и глубоко, наслаждайтесь отрывом от цивилизации и близостью к природе, напитывайтесь знаниями и старайтесь меньше хвататься за фотоаппарат и телефон. Они от вас никуда не денутся, а встреча с Белым континентом может оказаться единственной…

Похожие статьи