MOTORBOAT
На посту будущего - фото На посту будущего - фото

На посту будущего

# Обзоры и тесты

Идея создания совершенного капитанского мостика витает в воздухе давно, и у разных специализирующихся в этой области компаний формируются разные подходы к ее воплощению. В руках у системных интеграторов немало передовых технологий, однако полет фантазии ограничивают строгие правила организации навигационных и коммуникационных бортовых систем. Как преодолеть этот порог и шагнуть в будущее?

Даниэле Чеканти, президент компании Team Italia:

Мы среди первых начали интенсивно устанавливать на мостики настоящие сенсорные экраны, а не просто спрятанные под стеклянными панелями кнопки, поскольку считаем, что возможность менять схему расположения приборов и дублировать их позволяет капитану серьезно повысить эффективность работы. В случае обычного glass cockpit это, как правило, нереально, к тому же есть риск столкнуться с проблемой получения сертификата: например, уже только за то, что системный интегратор снимает заводскую лицевую панель с прибора, чтобы поместить его под стекло, регистр может ответить отказом.

Чтобы повторить изображение с приборов на сенсорные экраны, мы используем оригинальные протоколы производителей навигационного и коммуникационного оборудования, а дисплеи, идущие в комплекте к тем же радарам или системам ECDIS, которые по закону обязаны быть, устанавливаем в скрытых от глаза местах. Если вдруг по каким-то причинам интегрированный мостик отключится, капитан спокойно перейдет на работу с дублерами, расположенными тут же в ходовой рубке.

Иногда капитаны старой школы настороженно относятся к сенсорному управлению, равно как и к стеклянным консолям, и если владелец заставляет капитана переучиваться, мы стараемся подобрать привычные последнему механические дублирующие органы управления. Скажу честно: люди быстро привыкают к сенсорным экранам, забывая старые привычки.

На посту будущего - фото 1
На посту будущего - фото 2
На посту будущего - фото 3
На коммерческих 
судах встречаются 
не менее 
композиционно 
сложные консоли, 
чем на суперяхтах - фото
На коммерческих судах встречаются не менее композиционно сложные консоли, чем на суперяхтах
На посту будущего - фото 5
Перегруженность 
информацией — 
один из очевидных 
побочных эффектов 
технического 
прогресса - фото
Перегруженность информацией — один из очевидных побочных эффектов технического прогресса
Модуль 
интегрированного 
мостика Air Wing - фото
Модуль интегрированного мостика Air Wing

У нас очень много идей относительно будущего интегрированных постов управления, но из-за крайне малых размеров рынка суперяхт основным «двигателем» в этой области выступает сектор коммерческих судов. Сегодня вектор прогресса направлен в основном на использование 4K-мониторов, на которые можно поместить гораздо больше инструментов. Однако нам пришлось ждать три года, пока производители морских дисплеев сподобились на выпуск устройств с таким разрешением. То же касается и дополненной реальности: есть интересные разработки, но компонентная база отстает, поэтому приходится набираться терпения, пока новые технологии, скажем, из области развлечений, дойдут до яхт.

Вильям Бломмаарт, генеральный директор DMP Radio Zeeland:

Мы конструируем и производим исключительно кастомные мостики, внешний вид которых создается, как правило, вместе с дизайнером, назначенным заказчиком. Владельцу нужен эстетически привлекательный мостик, капитану — предельно функциональный, и наша задача — синтезировать оптимальный результат, который получит одобрение регистра. При разработке подобных вещей важно прислушиваться к мнению капитанов, чтобы потом не натолкнуться на неприятие с их стороны. Учитывая, что многие из них росли и учились еще до наступления эпохи гаджетов, мы пропорционально дозируем модное сейчас сенсорное «стекло» и привычные им механические органы управления с тактильным откликом. На последние обычно завязано управление ключевыми системами, а сенсорные дисплеи несут вспомогательную функцию. Например, гироскопический репитер, штурвал и рукоятки управления двигателями можно продублировать на экранах, чтобы капитан выбирал ту комбинацию, которая ему нравится.

Согласно требованиям кибербезопасности, все проприетарные компьютеры на мостике должны быть изолированы не только от AV- и IT-сетей, но даже от сетей, в которые объединены обеспечивающие безопасность устройства вроде камер наблюдения. Для них в консоли выделены отдельные ресурсы; навигационные устройства также полностью отделены от коммуникационных систем.

Помимо интеграции различного навигационного и коммуникационного оборудования, мы сами пишем софт для управления дополнительными устройствами: стеклоочистителями, тепловизорами, горнами и др.— с помощью многофункционального дисплея. Здесь важно не привязывать себя к каким-то определенным брендам и уметь интегрировать в мостик любые радары, автопилоты и картплоттеры, к которым привык капитан.

Важно и то, что мы не работаем по принципу, когда верфь сама монтирует консоль, после чего зовет интеграторов, чтобы ее наполнить, а собираем и тестируем весь мостик на своем производстве. В первом случае нашим специалистам требуется провести в рубке от полутора до трех месяцев в зависимости от сложности проекта, тогда как во втором этот срок сокращается до одной или двух недель и ограничивается установкой гарантированно работающих сертифицированных секций и подключением проводки.

Уже некоторое время мы работаем с 4K-дисплеями, хотя пока очень немногое программное обеспечение поддерживает такое разрешение. Однако в будущем, скажем, года через три, владельцу не придется испытывать необходимость замены экранов из-за того, что радары с новой прошивкой стали поддерживать высокое разрешение.

Мостик суперяхты 
Amadea (Lürssen, 
2017) сочетает 
высокие технологии 
с надежными 
механическими 
органами 
управления - фото
Мостик суперяхты Amadea (Lürssen, 2017) сочетает высокие технологии с надежными механическими органами управления
На посту будущего - фото 2
На посту будущего - фото 3
На посту будущего - фото 4

Если говорить о тенденциях, то, по моим ощущениям, в ближайшие годы мы столкнемся со все более тесной интеграцией такого оборудования, как эхолоты, тепловизоры и устройства для обеспечения безопасности: уже сейчас на мостиках крупных яхт можно увидеть комплексы из семи и более дисплеев.

Если двигатели — сердце судна, то мостик — это его мозг. Именно от этого отталкивались дизайнеры из Omega Architects и системные интеграторы Admarel, когда вместе с компанией Bricks & Goggles создавали концепцию совершенно иного интегрированного мостика. Те, кто был на MYS 2017, могли видеть, как на стенде Admarel люди в очках виртуальной реальности Oculus Rift переносились в рубку будущего и, используя манипуляторы, могли встать на место капитана, подойти к «умному столу» и даже заглянуть в техническое помещение за переборкой. Я испытал это на себе и скажу, что впечатление сильное, приводящее в восторг!

«До сих пор дизайн консолей определяли, в первую очередь, строгие требования регистров, затем шли технологии и только потом вспоминали об эстетической компоненте,— говорит Франк Лаупман, дизайнер и основатель Omega Architects.— Мы решили поменять правила игры, превратив рубку в уникальное, красиво оформленное и грамотно организованное помещение, откуда можно управлять жизнью судна, не расставаясь с комфортом».

Зачем капитану комфорт? На это создатели отвечают, что рубка предназначена не только для него, но также для владельца и его гостей, которые хотят видеть ее гармоничной интегральной частью яхты, а не техническим помещением, где функция тотально превалирует над формой.

Дизайнеры рассматривают капитана как современного менеджера, грамотно и мудро управляющего судном, поэтому предлагают ему инструмент, который сочетает навигационную и «социальную» зоны. Главная консоль мостика построена на многофункциональных рабочих станциях, поддерживающих работу с навигационной электроникой и выводящих информацию на крупноформатные экраны. Последние могут быть сенсорными или управляться с помощью встроенных в подлокотники кресел манипуляторов, тогда как второстепенные и дублирующие приборы будут располагаться в технической зоне.

В центре рубки предусмотрен «умный стол», который позволяет с помощью голографии отображать три виртуальных экрана для доступа к релевантной информации, глобус или трехмерную модель яхты. Это не просто красивая игрушка: стол предполагается использовать для наглядного планирования маршрута с владельцем и гостями и проведения ежедневных брифингов с экипажем. По словам представителей Admarel, технологии для создания такого инструмента с диагональю до 50" уже существуют, а его программное обеспечение позволит запускать различные полезные приложения.

Такой футуристической электронной начинке соответствует и оформление рубки, в котором превалируют «плавающие» элементы вроде расположенных по углам пассажирских кресел, откуда открывается обзор на 180°. Дополняет картину интегрированная подсветка, способная с наступлением темноты переходить в ночной режим. А есть ли там место для бумажных карт? — спросит педант. Конечно, есть, ведь при всей смелости дизайна этот концепт создан не для забавы публики, а c тем, чтобы в обозримом будущем воплотиться в реальность.

Саймон Аксел, технический специалист Imperial Yachts:

Уделяют ли заказчики яхт внимание дизайну интегрированных мостиков, или обычно этот вопрос отдается на откуп капитану?

Как правило, выбор стоит за капитаном, однако некоторые клиенты при случае заходят в рубку и неплохо осведомлены о том оборудовании, которое там установлено. Определенно, интегрированные мостики обладают преимуществом в плане эстетики, посколько рубка в таком случае не загромождена приборами и выглядит минималистичной, хотя это не всегда позитивный момент.

С какими самыми необычными требованиями отноcительно мостиков вам приходилось сталкиваться на практике?

У нас бывали запросы на интегрированные мостики в форме «крыльев», однако мы отговорили клиентов от их использования, опираясь на высокую стоимость и нюансы практического плана. Лично я рассматриваю любые системы, которые влияют на способность судна маневрировать или реагировать в случае ЧП, исключительно с прагматической позиции и считаю, что необходимо проявлять известную сдержанность, прежде чем добавлять очередную «пачку» новых технологий. Классификационные общества очень хорошо осведомлены о прогрессе в области интегрированных мостиков и сейчас начинают разрабатывать применимые к ним требования и стандарты.

Как вы оцениваете важность обеспечения кибербезопасности в условиях экспоненциального роста числа датчиков и IT-устройств на суперяхтах?

Imperial Yachts относится к этому вопросу очень серьезно, поскольку в нем не только заключается опасность нарушить конфиденциальность клиента, но и существует риск для безопасности самого судна. Чем больше бортовых систем получают возможность удаленного мониторинга и сервиса, тем больше у киберпреступников появляется потенциальных точек для проникновения. Мы берем за правило сводить число систем с доступом к Интернету к абсолютному минимуму, а те, которые не могут работать без подключения к локальной или глобальной сети, тщательно проверяем перед подключением. Известны многочисленные случаи взлома оборудования с последующим перехватом управления, и чтобы далеко не ходить за примером, можно вспомнить хотя бы автомобили Tesla.

Как вы полагаете, повлияет ли превращение рубки в одну из гостевых зон на эффективность работы капитана?

Честно говоря, я считаю, что рубка должна быть прежде всего профессиональным рабочим местом и оставаться вотчиной капитана, а эргономику мостика следует определять, отталкиваясь от этого. Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы в рубке была небольшая гостевая зона, выполненная по высоким стандартам комфорта, где могут отдохнуть пассажиры, однако там должны быть обеспечены условия для безопасной и эффективной работы людей, решающих навигационные задачи. В существующих рубках на них и так действует множество отвлекающих факторов, и если гости будут проводить там больше времени, то это лишь усугубит ситуацию.

Каковы основные текущие тренды, влияющие на эволюцию мостиков?

Пожалуй, главной движущей силой сегодня является прогресс в области мониторов: их разрешение становится все выше, появляются новые пользовательские интерфейсы, и мостики отражают этот вектор. Мы живем в эру сенсорного управления и голосовых команд — эти технологии приходят на яхты, меняя принцип взаимодействия пользователя и оборудования.

Кроме того, быстро эволюционируют и протоколы связи вроде Can-Bus и Mod-Bus: они позволяют использовать близкое к бесконечности число датчиков и устройств, которыми управляет центральный процессор, и выводить огромное количество информации о состоянии судна. Здесь опять же требуется осмотрительность, поскольку капитан и его помощники подвергаются риску «информационной перегрузки» от постоянного списка параметров, которые они должны контролировать. Избыток информации не всегда полезен!

Как происходит процедура сертификации интегрированных мостиков?

Если говорить именно о мостиках и применяемом на них оборудовании, то сейчас это довольно разбросанный процесс. Разумеется, все основные компоненты, связанные с управлением, навигацией, маневрированием и спасательными системами, должны быть одобрены регистром и поставляться с индивидуальными сертификатами или в рамках сертифицированного набора оборудования. В настоящее время нет какого-то единого сертификата, который покрывает дизайн и эргономику мостиков, однако в случае коммерческих судов, оснащенных системой динамического позиционирования, большинство классификационных обществ требует проведения FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Эта проверка обеспечивает уверенность в том, что на борту интегрированы все необходимые дублирующие системы на случай выхода из строя основной. Впрочем, это относится не только к мостикам, но ко всему корабельному оборудованию. Думаю, на крупных яхтах тоже появится подобная обязательная проверка, и это лишь дело времени.

Поможет ли интерфейс NMEA OneNet приблизиться к созданию интегрированного мостика будущего?

OneNet обеспечивает гораздо больше возможностей в плане пропускной способности и, несомненно, позволяет расширить взгляд на дизайн мостиков, однако я считаю, что ограничивающим фактором здесь выступает не столько сама сеть, сколько человеческий фактор, который будет затруднять этот прогресс. Наш мозг способен единовременно обрабатывать весьма ограниченный поток информации и выступает «бутылочным горлышком» на пути гигантского информационного потока, который генерируют современные технологии.

Авиация столкнулась с похожей проблемой лет двадцать назад: пилоты были перегружены информацией, и это привело к ряду происшествий, заставивших индустрию пересмотреть отношение к этому вопросу. Если мы не будем проявлять осторожность, то современные яхты могут столкнуться с тем же самым.

Завершилась ли «борьба» между стеклянными консолями и традиционными механическими органами управления, или капитаны старой школы по-прежнему не приемлют сенсорные экраны и виртуальные кнопки?

Вокруг определенно очень много людей, которые предпочитают механические кнопки, и я вхожу в их число. Мои самые серьезные опасения связаны с аварийной ситуацией, когда совершаются ошибки из-за того, что ответственный за управление судном человек не смог мгновенно запустить критически важное оборудование, или когда система выдает ложный ответ, что запуск не требуется или уже осуществлен. Я считаю, что интеграция новых технологий ради самих этих технологий в реальной жизни может оказаться контрпродуктивной.

Похожие статьи