MOTORBOAT
Мягкий «трон» - фото Мягкий «трон» - фото

Мягкий «трон»

# Обзоры и тесты # Новинки # Школа MBY # Яхты и окружающая среда # Инновации # Технологии

Хорошее сиденье — залог удовольствия на скоростной яхте.

В последнее время мы уделяли большое внимание системам стабилизации, которые эффективно повышают комфорт на борту. Теперь же, ради справедливости, стоит поговорить о других влияющих на уровень комфорта вещах — о креслах, удобство которых отражается в первую очередь на работе рулевого.

Следуя логике, можно заключить: чем меньше скорость яхты, тем меньшую роль в общем комфорте играют сиденья. На практике это выглядит не совсем так, и мои тесты это подтверждают. Какой бы мягкий ход ни обеспечивал корпус переходного или водоизмещающего типа, кресла с независимой подвеской превращают работу за штурвалом в невероятное подобие полета на ковре-самолете.

Если взять глиссирующие суда, то правила игры существенно меняются. Мне доводилось читать, что одна верфь специально измеряла перегрузки во время тестов своего катера и получила значения до 10 g. В таких условиях регулируемые сиденья на подвеске с длинным ходом обеспечивают экипажу не только комфорт, но и безопасность. Я водил не так много катеров с «максималом» более 50 узлов, но, уверяю вас, разогнаться до такой скорости, а тем более на волне, без хорошего кресла не получится — рулевой просто не сможет контролировать лодку

На крупных яхтах и сравнительно небольших быстроходных катерах сиденье перед штурвалом установлено, как правило, на отдельном пьедестале и легко снимается. У большинства остальных лодок кресла на регулируемых платформах закреплены на тех или иных элементах мебели, и при тщательном осмотре легко понять, что они не являются стилистически или конструктивно неотъемлемой частью судна.

Комфорт и эргономика

Не станем подробно описывать здесь каждую модель, а лишь упомянем те основные бренды, продукция которых всегда оставляет хорошие впечатления. Как человек с поврежденным и медленно заживающим копчиком я вполне подхожу на роль квалифицированного судьи для оценки комфорта того или иного кресла! За годы тестирования круизных яхт мне не довелось встречать более удобных кресел, чем американские Stidd. Эта компания производит дюжину базовых моделей, каждую из которых можно кастомизировать c помощью демпфирующих удары пьедесталов, откидных подстаканников, площадок для джойстиков на подлокотниках и прочих штучек, включая электронную регулировку. Именно совокупность всех этих решений и создает несравнимый комфорт. В качестве обивки Stidd чаще всего использует полиуретановый кожзаменитель UltraLeather — мягкий и тактильно приятный материал, хотя, по желанию покупателя, его могут заменить на любую ткань или натуральную кожу. Стандартные подушки из пенного материала достаточны для большинства людей, но если ваши попытки сесть на диету постоянно проваливаются и вам требуется более мягкое кресло, прослойку можно увеличить на несколько сантиметров. Спинки у кресел Stidd регулируются по вертикали в диапазоне 40° и благодаря газовым пружинам мягко прогибаются под давлением. Если аккуратно обитые подлокотники в данный момент не нужны, они откидываются нажатием кнопки. Большая часть кресел Stidd монтируется на пьедестал, однако имеются модели для крепления на существующие фиксированные или подвижные основания.

Наиболее очевидный европейский конкурент Stidd — итальянская компания Besenzoni, которая производит огромную линейку яхтенных кресел с гораздо большим стилистическим разнообразием, чем у американцев, а их топовые модели вообще походят на царские троны. Больше всего мне приходилось сталкиваться с роскошным P216 President, все регулировки которого (высота, положение спинки, сдвиг) производятся с помощью многофункциональной клавиши на подлокотнике. Кстати, встроенная опора для ног у «Президента» тоже регулируется. Покупатели могут заказать кожаную обивку, но все стандартные виниловые варианты, которые я видел, и без того выглядят потрясающе. Если требуется максимально вписать кресло в конкретный интерьер,Besenzoni готова использовать дизайнерские ткани клиента, добавив любые вышитые логотипы и ромбовидную каретную стяжку на спинке. Однажды мне довелось посетить завод Besenzoni в Бергамо, где меня поразили используемые инженерные стандарты.

Маленькие, но мягкие

Какими бы удобными и красивыми ни были кресла Stidd и Besenzoni, они слишком большие для компактных быстроходных катеров, где требуется эффективно смягчать удары о воду. В качестве самой простой и дешевой альтернативы можно использовать амортизаторы в виде подпружиненных полиэтиленовых платформ или подушек от Wavesoft, которые закладываются в имеющееся сиденье. Другой вариант — пьедестал с амортизацией, например от NorSap. Я сидел на таком кресле во время теста XO 240 RS и могу сказать, что в момент приводнения чувствовалась существенная разница, даже несмотря на короткий ход пружины.

Кресла с тем или иным амортизирующим механизмом для совсем маленьких катеров производят много компаний. Например, CoastalPro выпускает относительно недорогие сиденья с ходом подвески 170 мм, которые, по заявлению производителя, смягчают перегрузки на 74%. На одном из боат-шоу я внимательно изучил кресла Scot Seats с интересной консольной подвеской, однако проверить их в деле нам еще предстоит. Одним из самых прогрессивных производителей «экстремальных» кресел признана компания Ullman. Мне пока не представилась возможность тестировать модель Ullman Daytona, но Ullman Patrol на скоростном RIB’е показала себя с лучшей стороны. Говорят, что быстро превратить обыкновенную табуретку в удобнейшее кресло-качалку можно с помощью алкоголя, но, думаю, этот способ не очень хорош для яхты. Потому, если ваш нынешний яхтенный «трон» стал слишком тесным и жестким, не бойтесь и меняйте его на чтонибудь более подходящее.

Гироскоп на батарейках

В конце прошлого года компания Seakeeper выпустила начальную модель гироскопического стабилизатора 3DC. Она построена на базе старшей Seakeeper 5 и питается от аккумуляторных батарей, что открывает совершенно новые возможности для ее использования на маленьких лодках без генератора. Устройство весит всего 358 кг и обладает пониженной скоростью вращения гироскопа — 6400 об/мин против 10 700 об/мин у «пятерки» — и требует меньше энергии. Максимальный крутящий момент 3DC, соответственно, тоже почти в два раза меньше (6500 Н·м), так что все физические параметры выглядят вполне правдоподобно. Но как стабилизатор работает на практике?

Подобные кресла
с обилием
регулировок, как
на этом Azimut 72С,
встречаются
не часто; установив
такое, вы вряд ли
захотите его
поменять - фото
Подобные кресла с обилием регулировок, как на этом Azimut 72С, встречаются не часто; установив такое, вы вряд ли захотите его поменять
Мягкий «трон» - фото 2
Мы тестируем
кресла не первый
год, и модели Stidd
неизменно
оказываются
самыми
комфортабельными - фото
Мы тестируем кресла не первый год, и модели Stidd неизменно оказываются самыми комфортабельными
Роскошную модель
Besenzoni P216
President можно
вписать в любой
интерьер - фото
Роскошную модель Besenzoni P216 President можно вписать в любой интерьер
Стойка кресла
NorSap может
демпфировать
перегрузки - фото
Стойка кресла NorSap может демпфировать перегрузки
Чем ниже скорость
вращения гироскопа,
тем меньше 3DC
потребляет энергии
 - фото
Чем ниже скорость вращения гироскопа, тем меньше 3DC потребляет энергии
Мягкий «трон» - фото 7
Ullman выпускает
широкий
ассортимент
амортизированных
сидений (модель
Daytona)
 - фото
Ullman выпускает широкий ассортимент амортизированных сидений (модель Daytona)
3DC, аккуратно
установленный
под сиденьем
в кормовом
кокпите, отлично
работал даже
на высоких
скоростях  - фото
3DC, аккуратно установленный под сиденьем в кормовом кокпите, отлично работал даже на высоких скоростях
Мягкий «трон» - фото 10
Мягкий «трон» - фото 11

Contender 35 ST прекрасно подходит для демонстрации возможностей Seakeeper 3DC: эту небольшую лодку с относительно узким корпусом и открытой палубой вряд ли кто-то оснащает генератором, поэтому «аккумуляторный» стабилизатор здесь — единственная опция.

На тестовом катере 3DC был установлен под сиденьем в кокпите, под прозрачной крышкой из оргстекла, поэтому я мог видеть всю механику в действии. Отходя от причала, капитан включил гироскоп, и начался процесс его раскручивания, который занимает 27 минут. По мнению критиков, именно долгий старт гироскопа является одним из главных недостатков гироскопических стабилизаторов по сравнению с плавниковыми. С другой стороны, вряд ли за полчаса вы успеете добраться до точки назначения даже на быстром катере, да и плавники на такую маленькую лодку не установить.

Гироскоп в деле

В этот день волны оказались не столько высокими, сколько беспорядочными и крутыми— в таких условиях катерам для рыбалки типа Contender 35 ST иной раз приходится идти по три-четыре часа.Мы заблокировали гироскоп и начали тест, развернув судно лагом к волнам. Разумеется, они принялись его качать и подкидывать так, что пассажиры разбежались к бортам кокпита, чтобы поскорее за чтонибудь ухватиться. Для матерых рыбаков, которые вышли с нами на тест, это были вполне привычные условия — они тут же приняли «палубную» стойку, широко расставив чуть согнутые в коленях ноги.

Потом капитан нажал кнопку на панели управления, разблокировав гироскоп, и все пассажиры переглянулись, не веря происходящему. Разница была очевидная: электронному «мозгу» 3DC хватило одной волны, чтобы проанализировать ее характеристики и задать параметры противодействия качке. Рыбаки заулыбались и начали обсуждать работу стабилизатора. Пассажирам больше не нужно было держаться, и мы стали передвигаться по лодке, будто она стояла пришвартованной у причала. Замечу, что работающий от аккумуляторов гироскоп не производил никакого шума — еще один большой плюс, когда на борту нет генератора.

Конечно, судно все-таки двигалось на волнах, однако это была вовсе не провоцирующая морскую болезнь качка: корпус просто равномерно поднимался на гребни и спокойно с них спускался.

Учитывая опыт тестирования старших моделей Seakeeper, результат оказался для меня ожидаемым, но вот по-настоящему удивило другое — эффект, который производил 3DC во время движения. Обычно на идущих в глиссирующем режиме крупных яхтах гироскопическая стабилизация не сильно заметна, однако на небольшом Contender 35 ST ее действие оказалось весьма выраженным. Лодка лучше «держалась» за воду, а волны почти не сбивали ее с курса, в отличие от ситуации, когда гироскоп был заблокирован. Неудивительно, что на обратном пути сраженные магией этого устройства рыбаки активно выясняли у капитана, сколько стоит поставить 3DC на их катера. Ответ простой: порядка £ 30000 за сам стабилизатор и около £ 10000 за его установку.

Похожие статьи