YMAG.media
Между небом и морем - фото Между небом и морем - фото

Между небом и морем

# Регаты # Парус

Ежегодно по всему миру проводится множество парусных регат. К­акие-то из них совсем молоды, другие уже заработали себе имя. Участие в одних требует высокого спортивного мастерства, иные же проходят в формате красочных водных фестивалей и встреч единомышленников. Мы сделали небольшую подборку регат, анонсированных организаторами на яхтенный сезон 2022 года. Каждая из них хороша по-своему.

Только для крейзи

Cowes Week, Великобритания, 30 июля — 5 августа

Впервые эти гонки прошли в Каусе на острове Уайт в 1826 году. Cowes Week — старейшая регата планеты и главное парусное событие Соединенного королевства. Количество спортсменов, ежегодно желающих посоревноваться в проливе Солент, доходит до 9000 человек. На стартовую линию британского яхт-клуба Royal Yacht Squadron в эти дни выходят до 1000 килевых яхт в 40 (!) классах. Сложная навигационная обстановка с течениями и приливами-отливами, когда порой чиркаешь килем по грунту; дистанция, о которой экипажи узнают за 10 минут до свистка; тактика на старте и в гонках; частые повороты — то, за чем едут на юг Англии яхтсмены разного уровня, в том числе весьма титулованные. Практика и еще раз практика! Сами участники признаются, что идут туда только крейзи! Вечерами для «выживших» — песни и танцы на нескольких концертных площадках Кауса, еда и выпивка, различные мероприятия от именитых спонсоров и городской администрации.
www.cowesweek.co.uk

Cowes Week — не «трамвайная» гонка, и участники должны быть готовы к физическому труду и моральному напряжению

 

Сен-Тропе, Ikra и шампанское

Les Voiles de St. Tropez, Франция, 24 сентября — 8 октября

Les Voiles de St. Tropez — одна из самых красивых регат на Лазурном Берегу. Ее история началась в 1981 году в прибрежном ресторане с дружеского спора яхтсменов, чье судно быстрее. Команды французской парусной яхты Ikra и американской Swan 44 Pride на автомобильной карте набросали маршрут… и взяли старт у подножья средневековой башни Портале. Тогда выиграла Ikra, а ящик шампанского, который был на кону, экипажи распили вместе. Состязание вызвало интерес у яхтсменов, и с тех пор гонки проводят регулярно (был, правда, однажды перерыв из-за случившейся на старте трагедии: тогда лодки навалились друг на друга, и погибли люди).

Одновременный, «бок о бок», старт порядка 300 яхт — действительно сложное для яхтсменов испытание, но зато зрелище по-настоящему захватывающее. В Les Voiles de St. Tropez участвуют до 2500 человек, яхты — от ультрасовременных до деревянных раритетных, cтарты по дивизионам: сперва уходят самые большие, затем остальные. Сами гонки тоже разнотипные, в зависимости от направления и силы ветра.

В этом году, как и всегда, регата пройдет в несколько этапов: короткие гонки для любителей и профессионалов на современных и классических яхтах (24.09–01.10), далее — серия стартов современных Maxi, коих ожидается около полусотни. Бархатный сезон, ласковое море, ветерок и зажигательные вечеринки в стиле Сен-Тропе в Парусной деревне…
www.lesvoilesdesaint-tropez.fr

«Паруса Сен-Тропе» собирают вместе самые современные яхты и неувядающую классику  

Самая-самая

Barcolana Regatta, Италия, 9–12 октября

Во второе воскресенье октября в самом «не итальянском» городе Италии Триесте стартует самая зрелищная и массовая на планете прибрежная регата! В первой Barcolana Regatta в 1969 году приняли участие чуть больше 50 яхт, а в 2018‑м их было уже 2696, что и зафиксировала Книга рекордов Гиннесса. По разным данным, от 16 до 20 тысяч яхтсменов одновременно вышли тогда в акваторию Триестского залива.

Дистанцию (15 миль) всегда выставляют по четырех­угольнику, стартовая линия традиционно проходит через замок Мирамаре и здание Ассоциации парусного спорта Барколы и Гриньяно, а финиш, начиная с 2014 года, принимают в акватории напротив площади Объединения Италии. Участники — яхтсмены на крейсерских парусных яхтах всех мастей и размеров. Тут можно встретить Bavaria, Sun Odyssey, Elan, Oceanis, Dufour, First, Grand Soleil и т. д. Самой большой представительницей гоночного флота была 36‑метровая суперяхта Viriella (Maxi Dolphin), разработанная Германом Фрерсом и построенная в 2001 году.

Набережные Триеста еще за 10 дней до события начинают кипеть от дегустаций, культурных мероприятий и развлечений. Это настоящий праздник для горожан и туристов. Ну а когда начинается регата, кажется, будто гигантская стая чаек кружит над водой, преследуя мощный косяк рыб. И за всей этой красотой неустанно наблюдает Крылатая Виктория — 7‑метровая медная статуя, венчающая знаменитый маяк Фаро-делла-Виттория.
www.barcolana.it

Barcolana Regatta. Маяк Победы установлен в Триесте в 20-е годы XX века в честь моряков, погибших во время Первой мировой войны

Лавировки на фоне лавы

Rolex Middle Sea Race, Мальта, 19–29 октября

Культовая швейцарская часовая марка Rolex поддерживает парусный спорт с конца 50‑х годов прошлого века. Первым ее партнером стал тогда Нью-Йоркский яхт-клуб, и с тех пор бренд шагает по планете, выступая спонсором полутора десятков престижных регат.

Rolex Middle Sea Race со стартом и финишем в столице Республики Мальта впервые состоялся в 1968 году под эгидой Royal Malta Yacht Club и Royal Ocean Racing Club и устраивается ежегодно. Дистанция составляет 606 миль. Из порта Валлетты яхты направляются на север, вдоль восточного побережья Сицилии, мимо вулкана Этна, к проливу Мессина и крайней северной точке Эолийских островов, левым бортом огибая действующий вулкан Стромболи. Далее маршрут пролегает между островами Мареттимо и Фавиньяна, затем лодки идут на юг, к Лампедузе, а после — на северо-восток, к Валлетте. Природные декорации на высоте! Но, справедливости ради, это не крейсерский поход, а испытание, требующее от команд максимальной концентрации и моментальной реакции. На отрезке между островами Пантеллерия и Лампедуза обычно дует сильный попутный ветер, позволяющий яхтам наверстать упущенное в штиль в районе Этны. Кроме того, часто жизнь яхтсменам портят течения в Мессинском проливе, на стыке двух морей, иногда образующие водяные воронки.

На старт офшорной регаты выходят до полутора сотен яхт разных классов (бывали даже катамараны), а результат высчитывается по гандикапу. Россиянам прекрасно знакомы эти гонки: наши экипажи не только участвуют в них, но и занимают призовые места. Так, в 2017 и 2018 годах победу в общем зачете одержала яхта «Богатырь» под командованием Игоря Рытова. Теперь в «зале славы» Мальтийского яхт-клуба есть табличка, посвященная заслугам наших соотечественников.
www.rolexmiddlesearace.com

На Rolex Middle Sea Race соревнуются яхты разных классов, и результат определяется по гандикапу

«Ромовый рейс»

Route du Rhum — Destination Guadeloupe, Франция — Гваделупа, 25 октября — 4 декабря

Эту трансатлантическую одиночную гонку вызвало к жизни многолетнее соперничество на море Франции и Англии. «Ромовый рейс» (тогда его поддержали все производители рома, отсюда и название) возник однажды как своеобразный ответ английской океанской регате OSTAR и в 2018 году отметил свое 40‑летие. Route du Rhum, которая проводится раз в четыре года, называют полигоном высоких технологий (и полушепотом — соревнованием кошельков и амбиций). В ней стремятся принять участие почти все, кто добился ­каких-либо значительных успехов в яхтинге и не боится выйти один на один с океаном. На стартовой линии в Сен-Мало выстраиваются лодки таких серьезных классов, как IMOCA 60, Class 40, тримараны Ultime, Multi 50 и другие. Но какими бы «заряженными» ни были яхты, основная роль в исходе соревнований по-прежнему принадлежит шкиперу, и тому немало свидетельств в истории.

Этой осенью состоится уже 12‑я Route du Rhum. В регате участвует порядка 120 лодок, что для «одиночки», конечно, немало. А еще она «берет» числом зрителей, провожающих и встречающих героев: оно доходит до 2,5 млн человек. Незадолго до начала соревнований, 25 октября, в Гоночной деревне, которая в этот раз будет занимать 70 000 кв. м, состоятся встречи со шкиперами. Яхтсмены изрядно соскучились по своим болельщикам и многое могут им рассказать о периоде подготовки к новому вызову. Гости мероприятия получат возможность прогуляться вдоль крепостных стен замка, потягивая ром, и полюбоваться предстартовыми дефиле яхт, которые готовятся в непростой путь за трофеем. Такой же парад состоится в Гваделупе: парусники, дошедшие до финиша, пройдут вдоль живописного архипелага Малых Антильских островов.
www.routedurhum.com

В «Ромовом рейсе» проходят боевое крещение многие яхтсмены и лодки

Рождество под парусами

Rolex Sydney Hobart Yacht Race, Австралия, декабрь

Еще одна заслуженная гонка под флагами Rolex, ведущая свою историю с 1945 года, проходит ежегодно на Рождество у побережья Австралии. Единственный раз за все время, в 2020 году, соревнования были отменены из-за вспышки COVID‑19 на севере Сиднея, а гонки 2021 года прошли в усеченном формате. На официальном сайте организаторов пока не запущен счетчик обратного отсчета, но будем надеяться, что им все удастся.

Дистанция регаты длиной 628 миль остается неизменной с момента ее первого проведения. Порядка ста яхт стартуют у моста Харбор-Бридж и Сиднейского оперного театра и идут вдоль побережья Нового Южного Уэльса к Тасманову морю, далее через Бассов пролив к реке Деруэнт и к финишной линии в Штормовой бухте Хобарта. В 1994 году на старт вышло рекордное количество судов — 371. Еще один рекорд, но уже трагический, был зафиксирован четырьмя годами позже: из-за налетевшего урагана затонуло пять лодок. С тех пор количество смельчаков поубавилось.

Sydney Hobart упоминается во всех книгах и руководствах по штормам. Коварная погода постоянно преподносит яхтсменам сюрпризы, не давая ни на секунду расслабиться, поэтому Сидней — Хобарт считается самым изнурительным и опасным офшорным маршрутом. Эта адреналиновая гонка для спортсменов — как Эверест для альпинистов. Достаточно сказать, что лишь однажды за всю историю, в 1952 году, финишировало столько же команд, сколько стартовало. Однако все тяготы с лихвой компенсируют и невероятные пейзажи Австралии и Тасмании, и невооб­разимая мощь океана, и общение с единомышленниками.

В 70‑й Sydney Hobart участвовала и победила в своем дивизионе команда «Московской яхтенной школы» под руководством Александра Водоватова-Абашидзе.
www.rolexsydneyhobart.com

Sydney Hobart для яхтсменов — как Эверест для альпинистов

Вокруг света — на пределе возможностей

The Ocean Race, январь 2023 года

Самая известная кругосветка The Ocean Race (ранее Volvo Ocean Race) длится порядка девяти месяцев и проходит в несколько этапов. В команде из 10 человек — только профессионалы. Яхты — монотипы Volvo Ocean 65 (разработаны специально для этих соревнований) и IMOCA 60. Маршрут постоянно меняется. Обычно регата включает в себя около 10 океанских переходов, а также портовые гонки, а победитель определяется по сумме всех набранных очков, так что следить за этими состязаниями очень интересно — никогда не знаешь, кто в итоге «выстрелит».

На пути яхтсменов ждут самые разные погодные условия: шквалы, гигантские волны, экстремальные перепады температур. Так что не только победа, но и решение участвовать в The Ocean Race достойны уважения. Отрадно, что наши команды дважды принимали участие в регате. В Whitbread Round the World (так в то время называлась регата) в 1989/1990 на яхте «Фазиси» соревновались и заняли 11‑е место (флот состоял из 23 лодок) яхтсмены из СССР. В Volvo Ocean Race 2008/2009 гонялся синдикат Team Russia (яхта «Косатка»), созданный бизнесменом Олегом Жеребцовым, а финиш регаты принимал Санкт-Петербург.

The Ocean Race — соревнование сильных синдикатов

В последние годы коронавирус смешал всем карты. Первый, относительно короткий (1900 миль) этап 14‑й регаты от Средиземного моря до Кабо-Верде начнется в испанском Аликанте 15 января 2023 года. Вторым этапом (с 25 января) флот через экватор должен достичь Кейптауна. А вот дальше — хуже: организаторы были вынуждены отменить сразу два промежуточных финиша — в китайском Шенжене и Окленде (Новая Зеландия). В итоге, если к тому времени ничего не изменится, 12 750 миль от южно-африканского Кейптауна до Итажаи (Бразилия) — впервые за 50 лет! — участники пройдут нон-стоп, причем большую часть пути — в Южном океане. Пожелаем им удачи!
www.theoceanrace.com

Похожие статьи