MOTORBOAT

Максим Горбачев — о том, куда и на чем в нынешних условиях могут летать россияне

Максим Горбачев, генеральный директор авиакомпании «СкайЛайт»

Шквал санкций, резкая изоляция российского бизнеса на международной арене, неясные перспективы российских бизнес-элит — это драйверы, способные в ближайшем будущем обездвижить бизнес-авиацию в России. Тем не менее самолеты продолжают летать, а список доступных для полета стран исчисляется десятками. Открыты практически все страны ближнего зарубежья, например Грузия, Армения, Казахстан, Азербайджан, Киргизстан. Кроме того, можно арендовать частный самолет на Мальдивы, в Арабские Эмираты, Израиль, Турцию. Все эти страны принимают туристов с российскими паспортами. С 9 апреля российские COVID-ограничения сняты еще с 52 стран, правда, пока не все государства из этого списка сняли свои ограничения в ответ.

Поэтому перед арендой частного самолета необходимо проконсультироваться с брокером о необходимых документах: ­где-то потребуется сдавать ПЦР-тест, ­где-то спросят паспорт о вакцинации.

Что касается наиболее популярных направлений, то в марте по числу фрахтов бизнес-джетов из России лидировали Турция, Арабские Эмираты и Мальдивы. В апреле ажиотажный спрос пошел на спад, но расстановка лидеров при этом практически не изменилась.

Теперь о двух неприятных новостях. Первая — это полеты в Европу. Наши клиенты уже интересуются бронированием на летние месяцы, но пока приходится почти всем отвечать отказом. По состоянию на апрель 2022 года практически невозможно прибыть в Европу из России на бизнес-джете. Среди причин ухода европейских операторов с российского рынка — отсутствие прямого воздушного сообщения и, главное, жесточайшие проверки граждан России, планирующих пересечь границы с европейскими государствами на частных самолетах. Второе  гражданство европейской страны и документы о собственности на недвижимость теперь уже не гарантируют «зеленый свет» на въезд. Сейчас наши брокеры прорабатывают буквально каждый такой рейс в индивидуальном порядке, но для летнего отдыха мы все же рекомендуем клиентам другие направления.

Другая новость тесно связана с первой. В связи с оттоком флота европейских операторов из России и небольшим количеством предложений от отечественных операторов цены на перелеты закономерно поползли вверх. Кроме того, на южных направлениях значительно увеличилось время полета. Это связано с тем, что все самолеты вынужденно облетают закрытую для полетов зону Краснодарского края. Например, теперь рейс из Москвы в Турцию вместо привычных трех часов занимает пять. А это — увеличенные расходы на топливо, работу экипажа, дополнительные аэронавигационные сборы…

Я вряд ли ошибусь, если предположу, что стоимость рейсов в ближайшей перспективе не снизится. На место европейских операторов, возможно, придут игроки с Ближнего Востока и Китая, но ценообразование там всегда несколько отличалось от Европы в большую сторону.

Что касается полетов внутри Евразийского экономического союза, то они по-прежнему доступны без ­каких-либо ограничений. В России работает несколько операторов, чей парк бизнес-джетов и вертолетов всегда был в российском авиационном реестре. Среди них и наша авиакомпания. Кстати, возвращаясь к теме летнего сезона: «СкайЛайт» разработала ряд вертолетных экскурсий в самых живописных местах России, таких как Алтай, Дагестан и Кабардино-Балкария. Поскольку задействованные для них новые вертолеты Airbus стоят под флагом нашей авиакомпании, полеты доступны по докризисным рыночным ценам. Так что на земле сидеть не будем!

Похожие статьи