YMAG.media
Магия Монникендама - фото Магия Монникендама - фото

Магия Монникендама

# Моторные яхты # Верфи

Серо-зеленые эллинги Royal Hakvoort — вторые по высоте после здания церкви в Монникендаме. У нас бы сказали, что верфь тут является градообразующим предприятием, но назвать этот поистине пряничный голландский поселок городом язык не поворачивается, да и сама семейная компания по масштабам не сравнится с лидерами индустрии.

Приезжая сюда, я каждый раз восхищаюсь идиллическим спокойствием и постоянством этого места. Вдоль набережных жмутся друг к другу яхты, традиционные домики с мансардами обступили узенькие улочки, где автомобили попадаются реже велосипедов. В рабочие дни в городке хозяйничают сонные утки да крикливые чайки, а за аккуратными фасадами Royal Hakvoort непрерывно кипит жизнь. Более ста лет назад там начали строить рыболовецкие суда, но с приходом нового века компания сконцентрировалась исключительно на производстве кастомных суперяхт.

Монникендам магически действует на приезжающих туда иноземцев, но его сказочная миниатюрность накладывает жесткие ограничения на развитие Royal Hakvoort. Зажатая между водой и жилыми домами, верфь может производить в своих уже до предела надстроенных эллингах яхты длиной лишь до 64 м.

«Когда заказчики приезжают к нам, то сразу понимают, что Hakvoort никогда не станет такой большой, как, например, Feadship, — поясняет отвечающая за общественные связи на верфи Эстер Лукас, пока мы осматриваем набережную. — Зато сейчас все, что у нас есть: земля, эллинги, оборудование, — принадлежит только нам, и у компании стабильное финансовое положение».

Более того, у Hakvoort есть некоторые ресурсы для расширения, но местные власти пока не дают зеленый свет, так как возведение четвертого эллинга потребует урезать соседнюю муниципальную марину. Переезжать или ­где-то еще строить вторую площадку — тоже не вариант, так как появляется риск потерять сотрудников. «Большинство из них живут рядом и добираются до работы на мопедах или велосипедах, — говорит Эстер Лукас. — Если мы решим переехать, то часть, скорее всего, откажется, а ведь наши мастера — самые важные люди на верфи».

Оказавшись в эллингах, замечаешь, сколько сил требуется приложить компании, чтобы максимально эффективно использовать доступное место. Здесь помещение удлинили, там крышу подняли, а уж как приходится изворачиваться при спуске готовых яхт, чтобы они точно прошли по изогнутой траектории!.. Впрочем, для Голландии это норма, и на Royal Hakvoort давно научились справляться с затруднениями без ущерба для качества.

Эллинги Royal Hakvoort органично вписаны в ландшафт Монникендама

Сейчас верфь работает на полную мощность, достраивая два проекта: Adur (45 м) и Asia (61 м), — контракты по которым подписали еще до начала пандемии. Третий контракт во время нашего ноябрьского визита еще обсуждался, и только когда в середине января стороны ударили по рукам, Hakvoort объявила о заказе на самую крупную из всех ­когда-либо построенных в Монникендаме яхт. Флагманский проект YN254 (65 м) заложат для постоянного клиента Fraser Yachts и передадут ему готовое судно в 2025 году. Наружный и внутренний дизайн этой яхты создала голландская студия Sinot Yacht Architecture & Design, а спроектировало ее бюро Diana Yacht Design. Эти известные компании далеко не первый раз сходятся на Hakvoort: в сентябре прошлого года верфь передала заказчику суперяхту Top Five II (YN251, 61 м), над которой работали тем же составом. По словам Моники и Джастина де Шалайн, представлявших владельцев, те аж пять лет тщательно выбирали верфь и, будучи очарованными историей этого места и самобытностью Hakvoort, решили, что именно здесь можно создать нечто поистине уникальное.

Кстати, Top Five II стала первой яхтой, сданной заказчику после присвоения верфи статуса Royal. Королевское признание в Нидерландах не покупается, а зарабатывается вековым трудом и безупречной репутацией, и Клаасу Хакворту — старшему, руководителю верфи во втором поколении, начавшему работать на семейном предприятии с 15 лет, посчастливилось дожить до этого важного события. Сейчас компанией управляют его сыновья, которым удается проводить свой «корабль» через штормы кризисов без существенных потерь.

В прошлом году пандемия несколько замедлила работу верфи, но производство не останавливалось. Благодаря грамотной закупочной политике, когда все дефицитные материалы вроде тика приобретаются в самом начале строительства судна, удается не выходить за рамки согласованного бюджета и подстраховаться от неприятных сюрпризов. Корпуса для Hakvoort варит подрядчик, но верфь сама тщательно следит за сроками и ценами закупки металла.

Дизайн пятипалубной Asia (YN253) тоже родился в Sinot, причем ее планировки и отделку изначально создавали под чартер. Пять гостевых кают распределены между нижней и главной палубами, часть «пляжного клуба» в корме составляет спа-комплекс с массажной комнатой и хаммамом. Для апартаментов владельца с кабинетом и двумя санузлами отведена приватная вторая палуба, тогда как над ней расположены ходовая рубка, спортивный зал и каюта капитана; венчает «пирамиду» аккуратный сандек. Максимальная скорость этого стального судна с алюминиевой надстройкой составит 15,3 узла, запас хода на 12 узлах — 3800 миль.

Безмятежно спокойный Монникендам производит на приезжающих сюда иностранцев поистине волшебное впечатление
13 ноября 2020 года верфи присвоили почетное звание Royal, которое позволяет использовать стилизованную корону на эмблеме2
 

Adur значительно отличается от всех предыдущих яхт Hakvoort как внешне, так и динамическими характеристиками. Проектировал эту скоростную лодку из алюминиевого сплава другой давно сработавшийся голландский тандем — студия Omega Architects и бюро Van Oossanen Naval Architects. Любопытно, что судно оснастили подводным кормовым крылом Hull Vane. Сама по себе эта разработка Van Oossanen не нова, однако неподвижное крыло на Adur выполнено не из стали, а из карбона, что экономит две тонны веса, позволяя еще эффективнее поднимать кормовую часть корпуса на ходу. Есть у композитного Hull Vane и недостатки: даже при сравнительно легком ударе о грунт хрупкий карбон может не выдержать, что обернется дорогостоящим ремонтом. А стоит такое крыло вдвое дороже стального…

На главной палубе Top Five II (61 м) оборудованы пять гостевых кают, причем у VIP-апартаментов предусмотрен доступ для людей с ограниченными физическими возможностями - фото
На главной палубе Top Five II (61 м) оборудованы пять гостевых кают, причем у VIP-апартаментов предусмотрен доступ для людей с ограниченными физическими возможностями
Пятипалубную суперяхту Asia (61 м) достроят и передадут заказчику в этом году - фото
Пятипалубную суперяхту Asia (61 м) достроят и передадут заказчику в этом году
Внешний и внутренний дизайн проекта Adur создала студия Omega Architects под началом Франка Лаупмана - фото
Внешний и внутренний дизайн проекта Adur создала студия Omega Architects под началом Франка Лаупмана
Интерьеры Adur будут оформлены в ключе современного минимализма - фото
Интерьеры Adur будут оформлены в ключе современного минимализма

Впрочем, заказчик Adur знает, что делает. Он уже строил на Hakvoort супер-яхту Soprano (38 м, 2017), поэтому хорошо знаком с верфью и активно участвовал в проектировании новой яхты, которая разительно отличается от его прежней классической лодки с кормой по типу каноэ. В погоне за максимальной скоростью он решил добавить к двум дизелям MTU 12V 4000 M93L (суммарно 6920 л.с.) пару электрических бустеров по 100 кВт. В итоге контрактная максимальная скорость Adur составляет 26,5 узла, причем электромоторы обеспечивают лишь последние пол-узла. Возможно, овчинка не стоит выделки, но формально яхта уже считается гибридной…

Какой будет YN254, мы пока не знаем: на момент подготовки статьи верфь не обнародовала даже самые общие эскизы, не говоря уже о подробных технических характеристиках. Но одно известно наверняка: в Монникендаме плохо не построят! 

 

Похожие статьи