YMAG.media
Лигурия и Тоскана: мир кастом-яхт - фото Лигурия и Тоскана: мир кастом-яхт - фото

Лигурия и Тоскана: мир кастом-яхт

# Верфи

Если писать о яхтенной индустрии Италии в целом, получится многотомный труд. Эта отрасль — не главный локомотив экономики страны, но уж точно один из тяжеловозов. Цифры за минувший финансовый год еще не опубликованы, но в 2016 году объем производства составил € 3,44 млрд. Это, конечно, не так хорошо, как в пиковом 2007 году (€ 6,20 млрд), но уже гораздо лучше, чем в провальном 2013-м, когда отрасль откатилась на 13 лет назад к показателям начала века (€ 2,43 млрд).

Последние годы, впрочем, демонстрируют если не головокружительный, то вполне обнадеживающий рост: ситуация в мире как-то нормализовалась, а если учесть, что 85% яхт Италия строит на экспорт, то ситуация с внутренним спросом уже не особенно важна.

Уникальность яхтенного рынка Италии еще и в том, что здесь в обилии создаются самые разные лодки: от катеров и RIB᾿ов до суперяхт. И если первые производят много где, то у вторых есть «гнездо» в северо-западной части страны, на границе областей Лигурия и Тоскана. Генуя, Виареджио, Ла Специя… Здесь строят яхты большие и уникальные — то, что называется custom. Отправляясь туда в апреле, мы, честно говоря, рассчитывали просто посмотреть на новые и строящиеся проекты, однако в процессе возникла иная тема.

При близком рассмотрении ситуации выясняется, что под словом custom все подразумевают совершенно разное. Для одних верфей (и их клиентов) кастомизация вполне укладывается в рамки «серийный корпус — индивидуальный интерьер». Другие морщат нос и считают, что кастом-яхтой можно называть только индивидуальную разработку под конкретный заказ. Между ними привольно раскинулось поле, вмещающее все промежуточные случаи, когда яхты при вполне серийных корпусах могут иметь существенно разные скоростные характеристики, набор оборудования и даже кое-чем различаться снаружи, не говоря уже о внутренней отделке. Пора признать, что понятие custom очень обширно. И вряд ли даже специалисты яхтенного рынка скоро договорятся о точности понимания термина. В конце концов, главное, чтобы клиент остался доволен.

Otam

Одна из самых необычных суперяхтенных верфей Италии, к которой термин сustom применим в самой полной мере. Это особенно интересно, учитывая, что яхты здесь строят не гигантские: 35-метровая Gipsy (обладатель премии Show Boats Design Awards 2017) на данный момент — флагманская модель. Еще интереснее, что эта яхта — совершенно нетипичный экземпляр для Otam. Дело в том, что с момента своего появления семейная верфь славилась крупными и быстроходными открытыми «ракетами», для которых 50 узлов не предел. Gipsy (первая модель новой линейки Custom Range судов переходного типа) развивает максимум 18 узлов. Как объясняют на верфи, многие давние владельцы Otam не хотят изменять любимой компании, но… они стареют: уже хочется меньше скорости и больше пространства. Тем же, у кого до сих пор есть порох в пороховницах, Otam предлагает Millennium Line — семь суперскоростных моделей от 45 до 100 футов. Хотя слово «модели» употреблять в данном случае не очень корректно, и вот почему.

Otam (Organizzazione Tigullio Assistenza Motoscafi), основанная в 1954 году, специализировалась на гоночных лодках и катерах-перехватчиках. Разработкой корпусов занимался легендарный конструктор и гонщик, обладатель многих рекордов скорости на воде Фабио Буцци. Именно в компании с ним Джанфранко Дзанони, нынешний генеральный директор Otam, поставил, в частности, абсолютный рекорд офшорной гонки Майами — Тампа и множество других. Еще один член этой гоночной команды с 1980-х годов — Моника Рампезотти, владелица верфи Otam, выступающая в ролях троттлмена/навигатора. Говорят, на своей Ferrari она до сих пор гоняет хорошо за 200 км/ч, одновременно набирая сообщения в телефоне.

Сегодня дизайном на верфи занимается Альберто Манчини. Его перу принадлежит культовая модель верфи — Millennium 80, хотя создана она в корпусе, разработанном еще Фабио Буцци. Так вот, о том, почему слово «модель» здесь не вполне уместно…
Уровень кастомизации таков, что, по сути, единственно неизменное — сам корпус. Все остальное верфь готова менять: расположение переборок, начинку моторного отсека, форму иллюминаторов и даже надстройку. Необходимость каждый раз заново делать инженерные расчеты и строить матрицы никого не смущает.

За интерьеры Otam отвечает дизайнер Акиле Сальвани, и никаких готовых «пакетов» не предусмотрено в принципе: все разрабатывается с нуля для каждого клиента. Менять можно не только планировку, но даже высоту помещений. Одна из яхт, которая сейчас находится в процессе постройки, — как раз такой случай: верфи пришлось пересмотреть способ соединения корпуса и палубы. Естественно, такой подход не может быть бюджетным, поэтому цена (минимум € 5–6 млн за 80-футовую яхту) совершенно не удивляет. Как и довольно продолжительный срок постройки.

И вот что интересное таится в моторном отсеке Otam. Яхта Mr Brown (самая знаменитая Millennium 80, премьера 2015 года) оснащена четырьмя двигателями MTU по 1620 л.с. с новыми приводами Trimax и может разгоняться до 58 узлов. Минувшей осенью Otam показала в Каннах Mystere — очередную Millennium 80, четвертую в серии. В ее моторном отсеке — два MTU по 2600 л.с., поэтому скорость «всего» 48 узлов — для 64-тонной яхты тоже очень много.

Подготовка к спуску на воду 35-метровой Gipsy — первой яхты новой линейки Otam Custom Range

Но главное, что изумляет в шедеврах Otam, — удивительно низкий для таких «ракет» уровень шума внутри (45 дБ) и потребление топлива. Как утверждают на верфи, расход в любом случае будет на 40% ниже, чем у конкурентов. На круизной скорости 40 узлов ни одна яхта Otam не расходует больше 10 л топлива на милю. Эта уникальная особенность позволяет Otam нацелиться на новую нишу яхтенного рынка люксовых скоростных прогулочных лодок и тендеров.

Otam — одна из немногих верфей, создающих действительно эксклюзивные яхты Made in Italy. Мы их строим буквально в четыре руки с заказчиком. Это специализированный нишевый продукт, и чемпионские титулы нашего руководства в водно-моторных гонках Formula 1 тому доказательство. Работать на такой верфи — большая честь в условиях нынешнего рынка.

Маттео Беллардинелли, директор по продажам Otam

 

Baglietto

История Baglietto, как и других легендарных имен в судостроении, начиналась буквально на заднем дворе, где в 1854 году основатель верфи Пьетро Бальетто начал строить деревянные лодки. Сначала в основном рыболовные, но спустя несколько лет Пьетро оценил потенциал рынка судов для отдыха и переключился на них. В 1888 году он построил прогулочную лодку для Папы Римского Льва XIII, а в 1906 году — крупнейшую на тот момент в мире моторную яхту — 22-метровую Giuseppina.
Сегодня имя Baglietto — символ инноваций, а с тех пор как в 2012 году верфь вошла в состав Gavio Group, в ее развитие были сделаны внушительные ($ 22 млн) инвестиции. Сегодня только крытые производственные площади составляют 35 000 кв. м плюс два 85-метровых дока, приличные площади на воде… В общем, «королевство» Baglietto в Ла Специи быстро не обойдешь.

Верфь способна строить яхты длиной до 65 м, причем принцип Baglietto — никакого пластика, только сталь и алюминий. Обретя за свою более чем 160-летнюю историю огромный опыт в строительстве самых разных судов, включая коммерческие, военные и быстроходные (планку в 50 узлов верфь преодолела еще  в 1936 году), Baglietto и сегодня демонстрирует впечатляющее разнообразие типов яхт в своем портфеле. Четыре линейки судов настолько непохожи, что даже странно, как все они могут строиться на одной верфи. Впрочем, есть все же признак, который их объединяет: максимальная для своего класса скорость.

Самое очевидное доказательство тому — MV-Line, открытые алюминиевые лодки с водометами, способные разгоняться до 60 узлов. Fast Fly — это крупные глиссирующие яхты. V-line — большие водоизмещающие и переходного типа суда с вертикальным форштевнем. Наконец, эксплореры; рынок экспедиционных яхт в последние годы активно растет, и Baglietto, разумеется, не смогла остаться в стороне. Так же, как не смогла не попробовать себя в гибридном сегменте: верфь активно работает над новыми «платформами» с низким потреблением топлива.

Разнообразием типов и стилей яхт своего флота Baglietto в том числе обязана сотрудничеству с разными дизайнерами в области экстерьера и интерьера. В длинном списке значатся самые громкие имена: Франческо Пашковски, Hot Lab, Горацио Боццо, Акиле Сальвани… Плюс собственная дизайн-студия верфи. А некоторые новые проекты идут под грифом top secret: имена дизайнеров не разглашаются.

Lucky Me — 46-метровая яхта Baglietto серии Fast Line развивает скорость 27 узлов

В год верфь передает клиентам 2–3 яхты. Одновременно здесь могут строить до шести корпусов (сейчас в работе пять). 48-метрового «близнеца» недавно спущенной на воду Andiamo можно будет увидеть уже ближайшей осенью. За ним последуют две водоизмещающие яхты со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой (54 и 55 м), а также 43-метровая яхта линейки Fast Line. Только что верфь принялась за 40-метровую лодку с алюминиевым корпусом Fast Displacement (авторы — Горацио Боццо и Акиле Сальвани). А в качества туза в рукаве Baglietto держит проект 54-метровой водоизмещающей яхты с малой осадкой для эксплуатации на Багамах; она будет сдана заказчику в 2020 году.

Помимо постройки новых судов, на зимний период верфь загружена проектами по рефиту. Причем приходят сюда самые разные яхты, в том числе и потому, что Baglietto может делать почти все, что угодно: работа верфи подпадает под определение custom в полной мере.

Codecasa

Семь из десятки богатейший людей Италии владеют яхтами Codecasa. С этой фразы на верфи скромно начинают рассказ об этом семейном предприятии, существующем с 1825 года. Впрочем, собственно яхты Codecasa начала строить в 1960-х годах, и если многие верфи гордятся расширением производства, которое могло бы произойти за полвека, то здесь категорически заявляют: больше двух корпусов в год не строим и не собираемся. Потому что иначе это будет совершенно другой бизнес: за почти 200 лет верфь ни разу не поменяла владельца, многое делается силами самой семьи, наемных работников мало. Весь дизайн разрабатывается «дома» — дизайн-бюро верфи насчитывает всего семь человек, PR-отдел здесь вовсе отсутствует. Видимо, он и не нужен, поскольку имена клиентов говорят сами за себя: Джорджио Армани, Джанни Аньелли, Dolce & Gabbana…

Сейчас на верфи строится яхта длиной 65 м и практически завершена работа над 43-метровым судном проекта Serie Vintage. Интересно, что максимально удобной длиной на Codecasa считают 40 м: дальше уже нужна большая команда, да и невозможно стоять в красивых бухтах прямо у берега. Здесь даже рассказывают анекдот, как однажды клиент заказал яхту меньше предыдущей. Эннио Буономо, генеральный директор Codecasa, который предпочитает называть свою должность «Муж дочери владельца верфи», с присущим ему юмором точно сформулировал девиз Codecasa: «Мы не строим большие моторные яхты. Мы строим маленькие корабли». И этому человеку, за плечами которого, кстати, участие в трех America’s Cup, верить можно.

Главный салон новой 43-метровой яхты Codecasa Serie Vintage (корпус С122). В рамках концепции серии на сегодня построены пять яхт длиной 42, 43 и 50 м.  Интересно, что постройка всех начиналась еще до появления заказчика: Codecasa уверена в востребованности своих проектов  - фото
Главный салон новой 43-метровой яхты Codecasa Serie Vintage (корпус С122). В рамках концепции серии на сегодня построены пять яхт длиной 42, 43 и 50 м. Интересно, что постройка всех начиналась еще до появления заказчика: Codecasa уверена в востребованности своих проектов
Лигурия и Тоскана: мир кастом-яхт - фото 2

Rossi Navi

Rossi Navi как яхтенный бренд появился в 2007 году. Как и многие крупные верфи, верфь строила коммерческие суда — пассажирские и рыболовные, а в 1970-е годы компания занималась деревообработкой, металлоконструкциями и механическими системами. Возможно, именно поэтому большую часть всего, что можно сегодня найти на борту яхт Rossi Navi, создают прямо на верфи, точнее на верфях: у компании две производственные площадки в Виареджио и две в Пизе. Делается это и потому, что некоторые позиции купить просто невозможно; Rossi Navi действительно создает вещи уникальные и пользуется репутацией верфи, которая может реализовать самый сумасшедший проект. Однажды сюда обратился заказчик, пожелавший построить яхту целиком из… титана.

За минувшее десятилетие верфь спустила на воду 17 яхт, и их отличительная особенность — возможность совершать очень дальние переходы: многие в состоянии пересечь на одной заправке не только Атлантический, но и Тихий океан. И, к радости владельцев, все способны нести на борту флот водных «игрушек» вплоть до мини-субмарин.

Много шума произвела недавно спущенная на воду 49-метровая Aurora с необычной конструкцией носовой оконечности, напоминающей шлем Дарта Вейдера. Сейчас практически достроена новая яхта — 50-метровая Utopia IV (проект Vector). Еще три (длина 50, 52 и 63 м) находятся в работе. На стадии строительства также самый крупный на сегодня проект верфи — 70-метровая яхта King Shark, которая будет способна ходить в ледовых условиях Антарктики с дальностью плавания 6000 миль на скорости 12 узлов.

Список дизайнеров, с которыми работает верфь, весьма обширен. Наряду с привычными для яхтенной индустрии именами (Энрико Гобби, Фульвио де Симони, Джорджио Вафиадис) верфь сотрудничает с культовым дизайн-бюро Pininfarina, и это тоже добавляет яхтам Rossi Navi свежести решений.

На борту яхты Aurora, спущенной на воду верфью Rossi Navi в 2017 г. Одна из двух мастер-кают располагается на верхней палубе и имеет собственную открытую террасу с джакузи

Sanlorenzo

Когда Массимо Перотти купил эту верфь в 2005 году, ее оборот составлял € 47 млн. Теперь он свыше € 300 млн, что позволяет судить не только о качестве и, следовательно, востребованности этих яхт, но также и о бизнес-чутье владельца верфи. Например, в 2011 году, когда экспедиционные яхты еще были очень нишевым продуктом, Sanlorenzo вплотную занялась этой темой.

Первую яхту такого класса построили в 2015 году, и сегодня Sanlorenzo занимает видное место в сегменте яхт-эксплореров: на данный момент спущено на воду уже шесть корпусов, на разных стадиях постройки еще три, включая экспедиционную яхту ледового класса (проект 64 Steel, длина 64 м). Их строят на верфи в Сан Марко, неподалеку от Ла Специи, куда два года назад перенесли строительство суперяхт, тогда как производство не столь крупных моделей осталось в Виареджио.

Своим успехом — сейчас Sanlorenzo входит в двадцатку крупнейших мировых производителей яхт длиной более 24 м — верфь во многом обязана как огромному выбору моделей/проектов от 24 до 64 м, так и техническим возможностям работать с любым материалом: стеклопластиком, сталью и алюминиевым сплавом (правда, корпуса для верфи строят партнеры-субподрядчики в Генуе и Пизе). Это позволяет создавать яхты различных классов с разными характеристиками: от быстроходных глиссирующих до водоизмещающих с огромным запасом хода.

То же касается нового тренда — электродвижения. Вместе с легендарным Тилли Антонелли верфь разработала линейку дизель-электрических судов. Сначала такие установки — гибридные (дизель-электрические) и полностью электрические — будут внедрены на младших серийных моделях (первой станет в этом году SL86 в версии E-Motion), но к 2021 году верфь обещает применять их на крупных кастом-яхтах — стальных и алюминиевых, так что у заказчиков будет выбор: придерживаться старых добрых дизелей или двинуться в сторону большей экологичности.

Benetti

Имя Benetti в представлении не нуждается. Верфь, основанная в 1873 году, с 1985 года является частью судостроительного гиганта Azimut-Benetti. Размерный диапазон у Benetti необычайно широк: от 29 до 90  м. Варьируется и уровень кастомизации: от моделей semi custom до полностью индивидуальной постройки.

Названия классов говорят сами за себя. В линейке Classic — четыре «классических» проекта со стеклопластиковым корпусом: от Delfino 95 до Diamond 145. Линейка Fast, включающая 125- и 140-футовую модели, сейчас, пожалуй, самая востребованная. Совсем недавно со стапелей верфи в Виареджио сошли пятый и шестой корпуса Fast 125 — My Way и Charade. Обе яхты оборудованы силовыми установками Azipull Carbon 65 (AZP C65), разработанными в сотрудничестве с Rolls-Royce, что позволяет этим 38-метровым судам развивать скорость более 20 узлов.

Конструкция корпуса с применением углепластика обеспечивает легкость и прочность, а обводы D2P (Displacement to Planing) с носовым бульбом формы wave piercing сочетают качества водоизмещающих и глиссирующих корпусов: отличную управляемость и остойчивость во всем диапазоне скоростей. Похоже, этот проект станет самым успешным у Benetti — сейчас в процессе постройки еще два корпуса.

Oasis 135 — самый инновационный проект Benetti, на который верфь возлагает большие надежды - фото
Oasis 135 — самый инновационный проект Benetti, на который верфь возлагает большие надежды
Fast 125 — My Way  - фото
Fast 125 — My Way

Разумеется, Benetti строит и стальные яхты. В конце марта на воду была спущена 49-метровая водоизмещающая Eladrea дизайна Горацио Боццо, но, пожалуй, самый интересный проект Benetti на будущее — космического вида Oasis 135, созданный в сотрудничестве с британским дизайн-бюро RWD. Подробностей о проекте пока немного; известно лишь, что в нем полностью пересмотрена концепция внутреннего пространства, чтобы создать на борту более неформальную обстановку и подарить будущему владельцу яхты больше «чувства моря». В каком-то смысле это и подарок верфи самой себе — в этом году Benetti отмечает 145-й день рождения.

На проект Oasis 135, который был представлен на Singapore Yacht Show, мы возлагаем большие надежды, особенно на азиатском рынке. Эта модель отражает совершенно новый тренд в дизайне. Также мы представляем новое семейство моделей BNow: четыре модели из стали и алюминия длиной 48, 55, 63 и 68 м, которые дают расширенные возможности для кастомизации, но при этом могут быть построены в довольно сжатые сроки.

Роберто Корно, директор по продажам Benetti

 
 
 

 

Amer

В сентябре 2017 года во время каннского боат-шоу на церемонии World Yacht Trophies в отеле Carlton 110-футовая яхта Lady Liudmila итальянской верфи Amer получила приз в категории «Самая инновационная яхта». На ней Amer в сотрудничестве с Volvo Penta одной из первых в мире решила установить четыре новейшие пропульсивные установки Volvo Penta IPS1200 суммарной мощностью 4000 л.с. Весьма необычное решение для яхты такого класса было обусловлено целью сделать моторный отсек более компактным (да, в сегменте крупных кастом-яхт тоже приходится экономить пространство), снизить потребление топлива и уровень шума, одновременно обеспечив судну хорошую маневренность.

Хотя верфь и работает с серийными корпусами (в ее портфеле модели длиной 94, 100 и 110 футов, а на подходе — корпус длиной 136 футов), нельзя не оценить, что подход к клиенту здесь весьма индивидуальный, и не только в техническом аспекте. Amer строит всего 2–3 яхты в год и может себе позволить вдумчиво работать с пожеланиями клиентов.

Amer 110: интерьер ар-деко в духе отеля Negresco — символа Лазурного Берега - фото
Amer 110: интерьер ар-деко в духе отеля Negresco — символа Лазурного Берега
Моторный отсек с четырьмя IPS1200 компактнее, чем с обычными дизелями - фото
Моторный отсек с четырьмя IPS1200 компактнее, чем с обычными дизелями
Четыре IPS1200 — необычный выбор для 33-метровой яхты - фото
Четыре IPS1200 — необычный выбор для 33-метровой яхты

Несмотря на то что интерьер этой яхты довольно спорный, желание заказчика воплотить на борту стиль ар-деко, а еще точнее — атмосферу отеля Negresco в Ницце, было реализовано. Даже если вы не являетесь поклонником этого стиля, материалы и детали отделки на борту приковывают внимание: шелк, перламутр, зебрано, кораллы, позолота и особенно огромные панели из оникса с тщательно подобранным рисунком, использованные в отделке столешниц и ванных комнат… Каждая деталь выбрана и проработана с особой тщательностью. Этого в первую очередь и ожидают клиенты от верфей, работающих в сегменте custom: внимания к себе и своим идеям.

Послесловие

Сколько бы мы ни спорили о терминах, в конечном счете именно заказчик определяет, насколько его устраивает «глубина» кастомизации яхты и в каких аспектах. Понятно, что если речь не идет о суперяхтах, которые полностью разрабатываются с нуля, кастом-сегмент на сегодня почти всегда имеет дело с серийными корпусами. Но, как показывает практика, даже в рамках одного проекта можно получить яхты абсолютно непохожие друг на друга не только интерьерами или архитектурными деталями, но и по базовым характеристикам. А это значит, что уникальность в нашем насквозь унифицированном мире еще возможна. Главное — определиться со своими желаниями: они, как известно, имеют свойство сбываться.

Похожие статьи