MOTORBOAT
«Харлей» электрический - фото «Харлей» электрический - фото

«Харлей» электрический

# Движение

По итогам прошлого года Harley-Davidson LiveWire был признан лучшим электрическим мотоциклом в мире.

Признание Harley-Davidson LiveWire лучшим особенно удивительно, поскольку компания из Милуоки большую часть своей истории строила традиционные, если не сказать архаичные, массивные круизеры и туреры. И при этом больше внимания обращала на создание вокруг себя легенды, нежели на совершенствование техники. Критикам же милуокцы отвечали, мол, японские мотоциклы, может, и получше, зато в «Харлеях» есть душа.

В 2020 году Harley-Davidson LiveWire, первый электрический мотоцикл легендарной американской марки, признан лучшим в своем классе

Провода под напряжением

Первые прототипы электромотоцикла H-D появились на дорогах еще в 2014 году: их интенсивно и открыто тестировали не только в США, но в Канаде и даже в Европе. Несмотря на все инновации, некоторые черты старого доброго «Харлея» в новинке остались, например традиционная ременная передача вместо более привычной цепи.

В серию электрический Harley-Davidson пошел в 2019 году под именем LiveWire, что переводится как «провод под напряжением». И сразу стало ясно: как и Tesla, Harley-Davidson LiveWire нацелен на верхний сегмент рынка, другими словами, на состоятельных покупателей. Тридцать тысяч долларов — такова цена «провода под напряжением», и значительную часть этой суммы человек выкладывает за шильдики со знакомыми фамилиями братьев Дэвидсон и Уильяма Харлея.

Технически H-D LiveWire на первый взгляд не превосходит конкурентов, что называется, «не впечатляет». Согласно сведениям производителя, батарея 15,5 кВт обеспечивает пробег на полном заряде минимум 158 км, а при более консервативной езде он может доходить до 234 км. Электродвигатель развивамощность 105 л.с., обеспечивает ускорение до сотни за 3,2 с и максимальную скорость 153 км/ч. Получается, если вы решили «прохватить на максималке», заряда хватит на час с небольшим, после чего электробайк придется «вставить в розетку» минимум на 60 минут на быстрой зарядной станции и более чем на 10 часов — на медленных типа Level 1 и Level 2.

У ближайших конкурентов, например топовых моделей небольшой калифорнийской компании Zero, примерно те же характеристики, а модели попроще еще и сильно дешевле «Харлея». Несмотря на это в прошлом году Harley-Davidson сумела продать около 3000 единиц одной только модели H-D LiveWire, в то время как Zero реализовала столько же мотоциклов суммарно.

Iphone на двух колесах

LiveWire — это городской мотоцикл, на нем скорее всего не стоит отправляться в далекое путешествие. Поездка из Москвы в Геленджик вряд ли доставит удовольствие, а вот покататься по ночному городу, промчаться по набережным — это его стихия. Тут запаса хода полторы сотни километров хватит за глаза.

Хотя вот Юэн Макгрегор со своим другом Чарли Бурменом на двух Harley-Davidson LiveWire и в компании съемочной группы на двух электрических пикапах Rivian проехали всю Южную и Центральную Америку. Сериал под названием Long Way Up доступен владельцам любой «яблочной» техники.

Но электрический «Харлей» — это прежде всего динамика, которую не дает бензиновый двигатель. Как известно, электродвигатель в отличие от ДВС выдает полную мощность во всем диапазоне оборотов. То есть все 105 «лошадей» в вашем распоряжении в любой момент, двигатель не надо «раскручивать» — одинаково эффектно стартануть можно как с места, так и с любой скорости.

У LiveWire четыре режима езды, контролируемые электроникой: спортивный, шоссе, максимальное расстояние и режим для плохой погоды. В зависимости от выбранного варианта меняются динамические характеристики, режим регенерации и работа интеллектуальной системы контроля параметров шасси, двигателя и тормозов. Надо ли добавлять, что многие характеристики этого «айфона на колесах» контролируются с помощью айфона в руках у владельца?

Новая душа Harley-Davidson

Сколько бы ни противились поклонники ископаемого горючего, ссылаясь на то, что у электрических машин и мотоциклов «нет души» (то есть вибрации, запаха нагретого металла и выхлопа, рычащего звука — всего того, что так, кажется, любят поклонники «Харлеев»), наступление эры тотальной электрификации неизбежно, как весенний насморк. Так почему же именно приверженный традициям, оберегающий свою легенду и лелеющий свою «душу» Harley-Davidson оказался первым среди ведущих мировых брендов, кто решился запустить в серию полноценный электрический мотоцикл? Honda, Yamaha, Suzuki и остальные гранды до сих пор ограничиваются электрическими скутерами или эффектными концептами, которые неизвестно когда еще доберутся до конвейера. А консервативный H-D вдруг решился буквально шагнуть в неведомое.

C помощью электрического мотоцикла Harley-Davidson рассчитывает привлечь внимание новой аудитории

Причина на поверхности: всемирно известная компания фактически «застряла» в своей аудитории. В результате продажи новых мотоциклов в послед ние годы не только не росли, но существенно падали, причем в основном на домашнем, американском, рынке. По данным Statista, в 2017 году в США было продано 147972 мотоцикла, а в 2019-м — всего 125960, при этом стоимость компании на бирже снизилась чуть ли не вдвое.

Другими словами, несколько лет назад перед тогдашним главой H-D Мэттом Леватичем встала задача привлечь новых покупателей, причем сделать это максимально быстро. Как говорится, «на раскачку времени нет», и поэтому появился план развития бренда под названием More Roads («Больше дорог»), предусматривающий выпуск небывалых для марки мотоциклов, включая офроудер и даже электробайк.

Перед глазами маячил пример не только Tesla, но и небольших компаний, стартапов, пытавшихся наладить выпуск полноценных электрических мотоциклов. Наиболее успешная — уже упомянутая калифорнийская Zero, с 2010 года выпускающая вполне конкурентоспособные электрические мотоциклы и сегодня имеющая в своем портфеле несколько моделей и десяток их модификаций. Но тогда, еще каких-то 5–6 лет назад, электробайки, как и электромобили, были просто диковинками, гаджетами для фриков. Это сейчас они уже стали модным мейнстримом. Словом, риск был налицо. Правда, у Леватича в руках было главное преимущество перед такими, как Zero, — всемирно известный бренд. С таким козырем можно было и сыграть.

Электрический образ жизни

Так в чем секрет успеха H-D LiveWire? Почему по итогам 2020 года он признан лучшим электрическим мотоциклом в мире? Да потому, что он и есть лучший. Похожее происходит с iPhone: у конкурентов, может, и характеристики порой получше, и цена более умеренная, а покупают все равно продукцию Apple. Так же и с LiveWire: соединив технологии, дизайн, многолетний опыт и высокий уровень производства, компания получила продукт, который в каких-то частях может уступать конкурентам, но когда они соединяются, результат получается лучшим. Кстати, контролем качества производства милуокцы занимались отдельно, чтобы не возникало проблем, как это случалось в прошлом.

Выпустив LiveWire, Harley-Davidson оказался впереди ведущих мировых брендов

Есть ли смысл покупать электробайк в России? Такой, как H-D LiveWire, — да. Признаемся, мотоцикл уже давно не средство передвижения. Вернее, он все что угодно, но не транспорт: это и хобби, и образ жизни, и адреналин, и ветер в лицо… На такое денег не жалко.

Что касается пресловутых проблем с зарядкой, то они, скажем так, сильно преувеличены. Электричество есть везде, заряжается байк от обычной розетки (в  этом случае полный цикл занимает ночь). Зарядные станции скорее предназначены для путешествующих, ну и для экстренных случаев, нежели для тех, кто просто каждый день ездит по городу. При этом у нас, даже при весьма малом количестве электромобилей и еще более незаметном количестве электромотоциклов, есть целые сети зарядных станций, и их число постоянно растет. На сегодня, например, в Москве их уже более ста и свыше полусотни в Петербурге.

Но, вполне возможно, они владельцу электромотоцикла не понадобятся. В Европе большинство электромобилей заряжаются дома или около дома — от обычной розетки или от специального устройства, смонтированного в гараже. Это удобно и логично — поставить автомобиль на всю ночь заряжаться. Ровно то же делают и владельцы электробайков и скутеров, причем в некоторых моделях аккумуляторные батареи съемные.

Но такие дорогие мотоциклы, как Harley-Davidson, не оставляют на ночь на улице. Их место в гараже или на охраняемой стоянке, где всегда есть возможность подключиться даже к обыкновенной розетке или поставить стационарную индивидуальную зарядную станцию. 

Похожие статьи