MOTORBOAT
Портативные рации: что имеем? - фото Портативные рации: что имеем? - фото

Портативные рации: что имеем?

# Связь

В связи с затруднением, а местами даже полным прекращением поставок оборудования американских, европейских и японских брендов, сопровождающимся значительным ростом цен на оставшиеся складские запасы и предложения на вторичном рынке, встает вопрос: чем пользоваться для связи на внутренних водных путях?

Напомним, что на территории России и ряда стран СНГ для обмена радиосообщениями на ВВП используется выделенный диапазон частот (300.0125–300.5125 МГц и 336.0125–336.5125 МГц), который принято называть речным. Соответственно, под него выпускают специальные речные рации, работающие в диапазоне 300–340 МГц в полудуплексном режиме, когда в каждый момент времени канал связи образуют передатчик одного абонента и приемник другого.

Все суда, зарегистрированные в Российском речном регистре (РРР), обязаны иметь на борту соответствующие средства связи, выбор которых строго ограничен одобренным перечнем сертифицированных радиостанций. В случае маломерных судов рация на борту обязательна только для тех из них, которым разрешено удаление от берега 12 миль и более в акваториях первой категории, тогда как всем остальным она лишь рекомендована, о чем сказано в Приложении № 4 действующего Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС). Впрочем, п. 65 правил плавания по ВВП обязывает иметь УКВ-рации на всех самоходных судах — типичная нестыковка в наших законах.

Как бы то ни было, инспекторы ГИМС вряд ли оштрафуют владельца небольшого катера, выехавшего с семьей на пляж или рыбалку, если у него не будет речной рации. Однако большинство судовладельцев понимают, что рация на борту — такой же элемент безопасности, как стеклоочистители или звуковой сигнал в автомобиле.

Решение обзавестись речной рацией влечет за собой необходимость получить разрешение (судовую радиолицензию) Роскомнадзора. Судебной практики привлечения к ответственности судоводителей за отсутствие такого разрешения пока нет, поэтому многие предпочитают вовсе не связываться с его получением. Однако если вы часто бываете на воде и пользуетесь рацией для связи с другими судами и диспетчерами шлюзов, то лучше ­все-таки озаботиться получением разрешения, тем более что ничего сложного в этом нет.

Важный нюанс: чтобы без проблем и в уведомительном порядке зарегистрировать радиостанцию в качестве судовой, стоит выбрать сертифицированную РРР модель. При этом совершенно не обязательно покупать ее вместе с сертификатом, который маломерному судну не нужен и за который приходится порядком переплачивать. Более того, не обязательно даже искать рацию из актуального перечня РРР: главное, чтобы модель ­когда-то была сертифицирована и входила в него прежде.

Дальность связи в речном диапазоне зависит от профиля местности, погодных условий и высоты расположения приемо-передающего оборудования. В общем случае с портативными рациями на открытой воде можно рассчитывать на устойчивую связь в радиусе трех-четырех миль. Для ВВП этого достаточно, ведь общение по радиоканалу там, как правило, осуществляется на малом расстоянии. Типичные случаи включают общение со шлюзами, яхт-клубами и стоянкам, прием путевой информации и метеоданных от береговых станций, переговоры между судами (например, для обмена реальным прогнозом или подстройки под время шлюзования) и, конечно, аварийную связь.

В этом обзоре мы ограничимся портативными специа­лизированными речными рациями, которые производятся в России или Китае и которые сейчас доступны в продаже. Сведущий в этой теме читатель наверняка заметит, что существуют недорогие модели китайских брендов, работающие в морских, речных и авиационных частотных диапазонах (например, Abbree AR-F8 GPS и HIT H6 GPS), которые на первый взгляд кажутся более универсальными. Работать на речных каналах с ними, конечно, можно, но из-за не специфических для данного диапазона передатчика и антенны нужно быть готовым к тому, что чувствительность и мощность у них будет низкой, а дальность связи редко когда превысит полкилометра. Также мы не затрагиваем тему раскрытия радио­любительских раций на речной диапазон, поскольку даже там, где это возможно, по тем же самым физическим причинам мощность передачи будет очень низкая. Итак, что сегодня предлагает рынок речных портативных радиостанций?

«Аргут А‑36» — самая народная

Эту полюбившуюся российским яхтсменам модель рекомендуют чуть ли не на каждом профильном форуме, где возникает вопрос выбора речной рации. После того как сняли с производства популярные в народе Vertex VX‑451, Vertex VX‑454 и Vega VG‑304, по соотношению цены, функций и качества у «Аргута А‑36» практически не осталось конкурентов. Она не входит в перечень одобренных РРР моделей, но те, кто ее приобретают, обычно и не стремятся получить разрешение Роскомнадзора. По схемотехнике «Аргут А‑36» близка к бюджетным китайским рациям, но производитель заявляет о собственной разработке и тщательном контроле качества. Хотя последнее и «гуляет», в целом надежность устройства вполне удовлетворительная, и если заводской брак не вылез в первые дни, то заявленный срок рация, скорее всего, прослужит.

«Аргут А‑36»

«Аргут А‑36» имеет защиту IP54, фактическая максимальная выходная мощность ее передатчика соответствует паспортной (4 Вт), а работа в меню осуществляется с помощью поворотной ручки смены каналов. Чувствительность у рации сравнительно высокая (–129 дБм) и даже немного превосходит заявленную, а вот избирательность по соседнему каналу средняя, но для ВВП, где мало помех, этого достаточно. Речные каналы внесены в память, с клавиатуры можно вручную вводить частоту, выбирать мощность и порог включения шумоподавления. На корпусе присутствуют отдельные кнопки включения подсветки, FM-радио (можно слушать новости на борту) и отключения шумоподавителя. Емкость аккумуляторной батареи — 1500 мА·ч (доступна батарея увеличенной емкости 2300 мА·ч), полная зарядка занимает около пяти часов, есть функция энергосбережения. В дежурном режиме «Аргут А‑36» работает около 40 часов, на прием — порядка шести часов, на передачу — чуть меньше часа. Таким образом, при обычном цикле эксплуатации она прослужит на одном заряде примерно полтора дня. Динамик у рации довольно громкий, а штатная антенна хотя и не идеальна, но и не самая плохая. При стоимости около 15 000 руб. «Аргут А‑36», пожалуй, лучший вариант для эпизодического любительского использования.

NavCom СРС‑303 — самая профессиональная

Этой разработанной российской компанией «НавМарин» модели скоро исполнится 10 лет, но она по-прежнему сохраняет позиции одной из самых качественных отечественных портативных раций для организации диспетчерской радиосвязи с судами и радиосвязи между судами внутреннего и смешанного плавания.

Корпус СРС‑303 имеет положительную плавучесть, поэтому рация не тонет, а для более легкого поиска в темноте при падении в воду загорается красный светодиод. Устройство отличается высокой степенью защиты (IР67), по заявлению производителя, выдерживает падение в воду с 20 м и продолжает работать, пробыв три часа в моторном масле. Правда, чтобы речь стала разборчивой после погружения в жидкости, динамик необходимо высушить.

Рация сертифицирована РРР, а для поднадзорных ГИМС судов выпускается ее версия СРС‑303А без сертификата. Среди продвинутых функций — сканирование по всем или по двум и трем каналам, световая индикация работающего канала, выбор цвета подсветки дисплея, быстрый переход на 5‑й канал связи и возможность оперативно отправить сигнал SOS.

СРС‑303

Более свежая (2019 г.) разработка «НавМарин» — двухдиапазонная модель NavCom СРС‑305, одновременно работающая на прием на морских и речных частотах. Переход между рекой и морем у нее осуществляется нажатием одной кнопки, также на отдельную кнопку выведена функция МОВ. У СРС‑305 есть GNSS-приемник (поддержка GPS/GLONASS/Beidu), и она умеет не только выводить координаты на дисплей, но и транслировать их в текстовом сообщении. При передаче сигнала бедствия в меню можно выбрать характер проблемы: «Пожар/Взрыв», «Течь», «Столкновение», «На мели», «Тону», «В дрейфе», «Пираты», «Оставление судна», «Человек за бортом» или «Не определен». После удержания соответствующей кнопки в течение трех секунд текстовое сообщение будет отправлено по DSC-каналу (ЦИВ, цифровой индивидуальный вызов). Стоимость СРС‑305 в три раза превышает таковую у «Аргута А‑36», но и по возможностям она относится к значительно более высокому классу устройств. СРС‑303 и СРС‑305 можно рекомендовать тем, кто постоянно находится на воде и готов платить за надежность, универсальность и расширенные функции безопасности.

Turbosky T5 River — самая дешевая

Речная версия бюджетного «китайца» Turbosky T5, которая разделяет все его преимущества и недостатки. Будучи на треть дешевле «Аргута А‑36», она несколько хуже защищена от проникновения влаги, но по остальным заявленным характеристикам находится примерно на том же уровне. У рации подсвечиваются клавиши, есть отдельные кнопки включения подсветки и режима сканирования, память на те же 199 каналов и голосовая активация VOX, установка канала экстренной связи, FM-приемник и возможность программирования как с клавиатуры, так и через ПК.

Turbosky T5 River пока мало распространена среди судовладельцев, но в связи с удорожанием техники ее популярность может вырасти. В конце концов, аргумент армии адептов китайских раций-болталок а-ля «Баофенг» о том, что если нет разницы по качеству работы в заданных условиях, зачем платить больше, не лишен основания. И если, например, стоит задача просто слушать эфир на реке, рыбача недалеко от берега на маленькой лодке, то Turbosky T5 River хватит за глаза.

Turbosky T5 River

Какую бы речную рацию вы ни выбрали, соблюдайте правила ведения радиообмена на ВВП и не засоряйте эфир. Чтобы каналы и частоты связи были всегда под рукой, полезно составить соответствующую табличку для вашей акватории, распечатать, заламинировать и держать поблизости. И не забывайте, что в ­сколь-нибудь длительное путешествие по воде рекомендуется брать минимум две рации, чтобы одна всегда оставалась в запасе!

Похожие статьи