YMAG.media

Иван Голубев — о том, чему и как учат на курсах по управлению маломерными судами

Иван Голубев — слушатель курсов по управлению маломерными судами

Рано или поздно каждый, кто подумывает завести собственный катер или гидроцикл, сталкивается с вопросом прохождения курсов обучения судоводителей маломерных судов. И тут неофита ждет неприятный сюрприз: в таком огромном морском городе, как Санкт-Петербург, учебных центров наберется от силы десяток. Сайтов, внушающих доверие и оформленных надлежащим образом, и того меньше. Заявленная стоимость очного обучения варьируется в диапазоне от 9000 до 15 000 руб., а ее продолжительность — от четырех до шести недель.

Звоню в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), чтобы услышать рекомендации по выбору обучающего центра и не попасть впросак. Женский голос (да, приятный!) на другом конце провода называет три школы: при Государственном университете морского и речного флота им. адмирала  С. О. Макарова, при Морском техническом колледже и учебный центр «Марстар». Что ж, организации серьезные и в городе известные, спору нет, но их графики обучения и местоположение для меня неудобны.

После нескольких дней нелегких раздумий я остановил выбор на довольно привлекательном сайте Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД). Гибкий и удобный график приема документов и оплаты позволил уже спустя две недели приступить к обучению. В группу набралось порядка двадцати человек, и на первом занятии я внимательно присмотрелся к таким же, как я, слушателям. На познавательный морской марафон длиной в месяц собрались совершенно разные по возрасту, сфере занятий и достатку люди. Кто-то только планирует приобрести моторную лодку, кто-то уже давно «в теме». Чуть ли не треть группы составили сотрудники дайв-клуба, которым удостоверения требуются не только для управления дайв-ботами, но и для получения «корочек» дайв-мастера.

Нас преследовало ощущение нехватки выделенного на обучение времени, и особенно болезненно это сказалось на практических занятиях

Педагогический стиль нашего преподавателя (инспектора ГИМС) сводился к двум постулатам: «Строго под запись» и «Глупых вопросов не задавать». Что ж, это по-морскому, если не по-военному. К счастью, лекции не оказались сухими. Примеры преподавателя-инспектора из его богатой практики общения с судовладельцами удачно вплетались в канву повествования. Но хотя в учебном классе, помимо макетов навигационных знаков, плакатов и каких-то аналоговых приборов, имелись компьютерные тренажеры, нас до них почему-то не допустили. Видимо, не успевали… Вообще нас постоянно преследовало ощущение нехватки выделенного на обучение времени, и особенно болезненно это сказалось на практических занятиях. Но это уже вопрос к организаторам учебного процесса.

Подводя итог, задаюсь вопросом: оправдались ли мои ожидания от пройденного обучения? Признаюсь: не совсем. И дело не в том, что слушатели не стали гуру навигации или судовождения: на это нужно потратить не недели, а годы обучения и хождения по рекам-морям. Но вот чего нам действительно не хватило, так это практических знаний и умений, чтобы чувствовать себя на воде уверенно и хоть сколько-то разбираться в технических особенностях маломерных судов. Ведь многие пришли сюда вовсе без опыта общения с мотолодкой или гидроциклом. Без него и ушли, зато с красивыми новенькими удостоверениями!

Теперь тем, кого не покинет желание управлять лодкой, предстоит на собственных ошибках постигать все премудрости непростого морского дела. Но ведь и с получением прав на управление автомобилем происходит примерно то же. Теоретический курс, практические занятия, только на реальном автомобиле, в условиях городского транспортного потока и рядом с персональным инструктором. Да, и здесь полноценные навыки и умения приходят со временем, но все же на курсах будущих капитанов практики по темам устройства судна и управления должно быть больше. Или, может, последовать примеру Голландии, где для управления лодкой длиной до 15 м прав/лицензии не требуют вовсе?

Похожие статьи