MOTORBOAT
Два слова о Sturiër Yachts - фото Два слова о Sturiër Yachts - фото

Два слова о Sturiër Yachts

# Лица индустрии # Верфи

Мы продолжаем серию публикаций о небольших голландских верфях, давно и успешно строящих разномастные прогулочные суда. Из-за мелкосерийного производства они почти не известны за пределами Северной Европы, зато интересны своей индивидуальностью и сугубо практичным подходом к дизайну.

В гостях у Ауке ван дер Верффа, владельца и руководителя Volharding Stavoren (моторные яхты под брендом Sturiër) мы оказались не впервые. Во время прошлого визита три года назад этот неисправимый оптимист встретил нас в серьезно-­задумчивом настроении: бизнес шел со скрипом, лодку покупал лишь один из десяти потенциальных клиентов, и подписание нового контракта на верфи праздновали, как Новый год. С началом пандемии ситуация лишь усугубилась, заказчики почти иссякли, однако прошлым летом обстановка существенно поменялась. Покупатели из разных стран не только хлынули во фрисландский городок Ставорен, но и в ­кои-то веки перестали донимать необоснованно долгими раздумьями и попытками сбить цену. Более того, многие из них стремятся покупать яхты напрямую, без агентов или брокеров.

Возникшая во время пандемии необходимость сохранять рабочие места резко превратилась для Ауке ван дер Верффа в задачу по поиску дополнительного квалифицированного персонала, который даже в Нидерландах с улицы не наймешь. Кроме того, в ответ на инфляцию необходимо индексировать зарплаты, чтобы не потерять работников. Другая проблема — полная загрузка производства и сложность с выполнением заказов точно в указанный срок. Верфи приходится почти полностью отказываться от рефитов, а если и брать на ремонт лодки, то лишь небольшие. «Сейчас очень высокая инфляция, многие позиции подорожали на 20%, и это создает проблему для будущего, — делится он. — Мне никогда раньше не приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, и она вселяет опасения. В яхтенной индустрии мы заключаем контракты с фиксированной стоимостью готовой яхты и не можем просто так поднимать цены в процессе строительства. Например, у нас четыре договора, подписанных в прошлом году, но с тех пор алюминий и сталь существенно выросли в цене. Приходится ­как-то выкручиваться…

Ажиотажный спрос на яхты сказывается на доступности оборудования, в первую очередь навигационной электроники и двигателей. У Simrad и John Deere время поставки теперь девять месяцев, — как ребенка родить. Отсюда первое правило: подписал контракт, получил предоплату — и сразу заказывай дефицитные товары, чтобы они лежали на полках. Пусть новая модель появится через год, но, как говорится, лучше синица в руках…»

Верфь делает ставку 
на линейку яхт Dutchman 
Explorer - фото
Верфь делает ставку на линейку яхт Dutchman Explorer
Два слова о Sturiër Yachts - фото 2

Рассказывая о нюансах своего бизнеса, Ауке ван дер Верфф с улыбкой подчеркивает, что вовсе не жалуется на эти знакомые любому предпринимателю проблемы. «Думаю, рынок сейчас пребывает в том же состоянии, каким он был в 2008 году, до кризиса, — делится он своими соображениями. — У нас никогда не было столько покупателей. Именно покупателей, а не клиентов! К счастью, такая маленькая компания, как наша, умеет оставаться гибкой, и когда маятник качнется в обратную сторону, мы сделаем шаг назад и вновь адаптируемся к изменившимся условиям».

В 2021 году Sturiër Yachts получила рекордный портфель заказов на 15 яхт. При том, что мощности верфи позволяют строить в год не больше пяти лодок длиной около 17 м, Ауке и его команде будет чем заняться следующие три года. В штате у него всего 23 человека, и большую часть работ, включая сварку и покраску корпусов, производство интерьеров и прокладку электрики, они делают сами. «Нам нет смысла обращаться в другие компании, — поясняет Ауке, показывая полные корпусов эллинги. — Мы занимаемся судостроением уже сто лет, и у нас есть превосходные мастера. На строительство одной лодки в среднем уходит 13–14 месяцев, а если это эксплорер, то чуть больше, около шестнадцати».

Именно на модели новой линейки Sturiër Dutchman Explorer (DME) верфь возлагает основные надежды, когда разговор заходит о будущем. Хотя классические Sturiër Ocean Cruiser все еще пользуются спросом, Ауке хорошо понимает: современные тенденции игнорировать нельзя, иначе не ровен час останешься за бортом. Первая модель DME 7 как раз и появилась в ответ на запрос рынка.

«Вопросы про яхты типа эксплореров начали поступать мне еще лет пять назад, а дальше последовали “качели” проектирования и обсуждения с потенциальными заказчиками, — вспоминает Ауке ван дер Верфф. — Дело в том, что голландскими эксплорерами интересуются вовсе не голландцы, а в основном люди из других стран — от Норвегии до Сингапура, с их совершенно разными требованиями. Заказчики молодеют, становится все больше новичков, приходящих за первой лодкой. Происходит смена поколений, и это так же хорошо, как и общее повышение интереса к отдыху на воде. В 2015 году брокеражные каталоги были полны, а марины пустовали. Теперь все ровно наоборот. Времена, когда можно было 25 лет продавать лодки с одним и тем же дизайном, ушли. Сейчас люди хотят современные яхты, и, по моим наблюдениям, впервые классика действительно отходит на второй план».

Планировки палуб
Dutchman Explorer 7
создавались из расчета
длительного проживания
путешествующей семьи на борту - фото
Планировки палуб Dutchman Explorer 7 создавались из расчета длительного проживания путешествующей семьи на борту
При длине 21 м
с DME 7 все еще может справиться
один опытный
капитан - фото
При длине 21 м с DME 7 все еще может справиться один опытный капитан
Два слова о Sturiër Yachts - фото 3
Два слова о Sturiër Yachts - фото 4
В интерьере используется много древесины, однако здесь он гораздо современнее, чем на классических моделях линейки ОС - фото
В интерьере используется много древесины, однако здесь он гораздо современнее, чем на классических моделях линейки ОС
Два слова о Sturiër Yachts - фото 6
Камбузный блок с обилием рабочих поверхностей на главной палубе - фото
Камбузный блок с обилием рабочих поверхностей на главной палубе
Два слова о Sturiër Yachts - фото 8
Два слова о Sturiër Yachts - фото 9
С двумя моторами Cummins QSL 9 по 280 л.с. яхта водоизмещением 80 т развивает 11 узлов и в экономичном режиме может преодолеть 3500 миль - фото
С двумя моторами Cummins QSL 9 по 280 л.с. яхта водоизмещением 80 т развивает 11 узлов и в экономичном режиме может преодолеть 3500 миль

Нам повезло, поскольку у причала на набережной рядом с верфью стояла только что завершенная DME 7, готовая отправиться к своему владельцу в… Италию. Да-да, сарафанное радио донесло молву о яхтах Sturiër даже в страну, где производится больше всего европейских прогулочных яхт, и там это будет уже не первая лодка из Ставорена. Ее заказчик приехал на ходовые испытания с тремя (!) сюрвейерами и остался абсолютно доволен тем, за что выложил без малого три миллиона евро.

«Уровень шума в рубке на максимальной скорости составил 55 дБ(А), — с гордостью говорит Ауке, пока мы осматриваем яхту. — Это на 10 единиц ниже, чем требование IMO, и в такие моменты мне всегда обидно, что верфь должна платить неустойку, если судно не соответствует спецификации, но никогда не получает бонусы, если фактические характеристики превосходят те, что указаны в договоре».

Как известно, в каждой шутке есть доля правды, и три поколения судостроителей рода ван дер Верфф, работавшие под лозунгом Volharding («Настойчивость и упорство»), действительно вправе гордиться сегодняшними яхтами Sturiër.

 

Похожие статьи