YMAG.media
Думай латерально - фото Думай латерально - фото

Думай латерально

# Проектирование и материалы # Суперъяхты

Верфь Oceanco, известная своими кастомными суперяхтами длиной 80+ м, и ее давний партнер проектное бюро BMT Nigel Gee объявили о создании новой компании под названием Lateral Naval Architects, которая планирует выполнять инженерные изыскания для широкого круга заказчиков. О том, почему было принято такое решение и в чем заключаются сильные стороны Lateral Naval Architects, рассказывает Джон Бонафо, управляющий директор BMT Nigel Gee.

Когда 32 года назад мы с Найджелом основали проектное бюро, то занимались конструированием быстроходных военных, офшорных и коммерческих судов. Постепенно в нашем портфолио появлялось все больше яхт, и теперь, когда мы уже 10 лет работаем с Oceanco, яхтенные проекты составляют половину всего бизнеса BMT Nigel Gee. Хотя в число наших клиентов входят такие верфи, как Pendennis, Turquoise, RMK и другие, на долю Oceanco приходится 80% заказов. С каждым годом наши отношения становились все более тесными, поэтому мы решили закрепить планы на долгосрочное сотрудничество и учредили дочернюю компанию под независимым брендом.

Офис Lateral Naval Architects в Саутгемптоне - фото
Офис Lateral Naval Architects в Саутгемптоне
Думай латерально - фото 2
Думай латерально - фото 3

Замечу, что для группы BMT это весьма нетипично, поскольку все 24 входящие в нее компании имеют общую аббревиатуру в названии, и мне понадобилось немало терпения, чтобы убедить акционеров согласиться на имя Lateral Naval Architects.

Но в этом случае очень важна уникальная идентификация, чтобы новое проектное бюро участники яхтенной индустрии не ассоциировали ни с нами, ни с Oceanco. Кстати, идею с названием Lateral подала голландская компания Positivity, а в формировании того, что у маркетологов принято называть «ДНК бренда», большую роль сыграл Питер Экономидес.

У Lateral Naval Architects уже есть собственный офис в Саутгемптоне, рядом с BMT Nigel Gee, и он существенно другой по дизайну и атмосфере. Что касается персонала, то за прошедшие годы мы сформировали две команды из ключевых специалистов, в среднем по 25 человек. Одна занимается коммерческими и военными проектами, другая — яхтами. Именно вторая составит костяк Lateral Naval Architects под руководством управляющего директора Джеймса Роя, тогда как остальной персонал (всего в BMT Nigel Gee сейчас 120 человек) мы будем распределять между направлениями в зависимости от загрузки.

Такая структура позволяет компенсировать колебания рынков и при этом оставаться единой «семьей».

Впервые я приехал на Oceanco на встречу с Марселем Онкехаутом (генеральный директор верфи. — Прим. MBY) в 2008 году, когда на месте нового дока была груда старого металла. Из того пасмурного дня я хорошо помню две вещи: ледяной холод и слова Марселя, который твердым и уверенным голосом сказал: «Здесь будет новый док, и мы станем строить яхты длиной более ста метров». Меня поразил его тон: в нем не было ни тени сомнений или неопределенности. Марсель четко видел будущее, и за прошедшие десять лет Oceanco воплотила его в реальность. Создание Lateral мы сравниваем с браком, поскольку в нем, как и в семейном союзе, видим не только взаимную выгоду, но ответственность обеих сторон за достижение успеха и желание оставаться вместе как можно дольше.
Джеймс Рой, управляющий директор Lateral Naval Architects

Если сравнивать Lateral Naval Architects с другими конструкторскими бюро, то оно, пожалуй, ближе к Van Oossanen Naval Architects, чем к De Voogt Naval Architects. Первое выполняет много заказов для Heesen Yachts, но при этом активно работает с другими верфями, тогда как второе эксклюзивно обслуживает проекты Feadship. Мы сразу решили, что Lateral Naval Architects не будет привязано только к Oceanco, и для нас очень важны заказы извне: они не позволяют стагнировать и создают импульс для развития. Конечно, с появлением Lateral Naval Architects некоторые верфи больше никогда не постучатся в дверь BMT Nigel Gee. Скажем, прежде нам случалось выполнять заказы для Feadship, но теперь это вряд ли продолжится. Хотя… кто знает.

Вообще рынок конструкторских услуг в судостроении достаточно конкурентный, однако в яхтенной индустрии, на мой взгляд, решающее значение имеет способность компании выполнять данные обещания. Если верфи знают, что конструкторское бюро всегда делает безошибочные расчеты точно в срок, то с заказами у него не будет проблем, ведь производителям очень важно свести к минимуму технические риски.

Например, проект Bravo, который сейчас строится на Oceanco, весьма радикален: это первая яхта, где соответствующий современным требованиям Tier моторный отсек по высоте не выходит за пределы одной палубы, тогда как обычно на лодках такой длины он всегда занимает две палубы. Спроектировав корпус с низким сопротивлением и гибридной пропульсивной установкой, мы смогли обойтись меньшими дизелями, которые по высоте помещаются на одной палубе. Это позволило высвободить значительное пространство, и, думаю, когда судно будет готово, оно изменит рынок, спровоцировав появление целого ряда яхт такого типа. Ведь молодые миллиардеры сегодня не гонятся за внутренним объемом и обилием кают: им гораздо важнее открытые пространства на борту.

Логотип компании родился в дискуссиях и представляет собой девять выстроенных ромбом точек. Это не просто изображение, но популярная задачка на сообразительность. Попробуйте, не отрывая руки, провести четыре линии так, чтобы они прошли через все точки! Для этого потребуется задействовать так называемое латеральное мышление, позволяющее решать задачи с помощью нестандартного творческого подхода

Вообще Lateral Naval Architects заинтересовано в том, чтобы разрабатывать яхты, отталкиваясь не от дизайна, а от доступных новаторских технических решений, что существенно повышает их привлекательность. Вы спросите, можно ли и дальше улучшать существующие обводы корпусов. Радикально — вряд ли, но вот поле для оптимизации еще есть. Именно инновации позволили нам сделать проект Bravo революционным и предоставить дизайнерам возможность по-новому подойти к решению своих задач. Однако мы не стремимся войти в нишу небольших суперяхт: наша цель — сегмент 100+ м. Проектируя корпуса яхт с использованием методов вычислительной гидродинамики (CFD), мы всегда проверяем масштабные модели в бассейне, ведь стоимость таких судов настолько высока, что было бы безумием экономить на этой мизерной доле от общего бюджета.

Цель Lateral Naval 
Architects — проектировать суперяхты длиной 100+ метров, причем не только 
для Oceanco - фото
Цель Lateral Naval Architects — проектировать суперяхты длиной 100+ метров, причем не только для Oceanco
Думай латерально - фото 2
Думай латерально - фото 3

В настоящее время у нас более чем достаточно заказов, и, пожалуй, основной проблемой является поиск квалифицированных конструкторов для усиления компании. Найти молодых талантливых людей несложно, но вот опытных и талантливых — очень трудно. На мой взгляд, Великобритания по-прежнему остается лучшим местом для получения серьезного судостроительного инженерного образования: если вы хотите проектировать яхты, то лучше учиться в Саутгемптоне, а если коммерческие суда, то в Ньюкасле. Так или иначе, у нас большие планы на будущее, и вскоре имя Lateral Naval Architects зазвучит еще громче.

Я занимался развитием брендов всю жизнь
и в 2014 году начал помогать Oceanco с формированием стратегии и консолидацией бизнеса, чтобы верфь стала первой в списке у потенциальных заказчиков яхт длиной 80–100 м и составила конкуренцию Lürssen в сегменте 100+ м.
В 1997 году самая дорогостоящая на сегодня компания Apple была банкротом. Тогда, работая в нью-йоркском рекламном агентстве TBWA, я полетел на западное побережье США для встречи со Стивом Джобсом, и мы разработали кампанию Think different для перезапуска его бизнеса. Тогда Стив сказал мне: «Давай поставим зарубку на Вселенной». Не «давай возродим фирму» или «продадим больше компьютеров», а «зарубку на Вселенной!». И еще он сказал, что «достаточно хорошо — это не достаточно хорошо», что свидетельствовало о его стремлении к перфекционизму, а «компьютер должен быть для человека не сложнее, чем велосипед» — простым и легким в освоении. Яблоко — не лучший логотип для компьютерной компании, однако это всего лишь логотип, символ, тогда как истинная суть бренда — в его репутации и в том, как его воспринимают люди. Бренды не создаются из ничего, в их основании лежит реальность, и девиз Роттердама отражает это лучше всего: «Дела звучат громче, чем слова».
BMT Nigel Gee опирается на сходную философию и считает, что «организация может стать первой среди прочих только в том случае, когда все ее сотрудники работают вместе как единое целое». То есть когда «я» превращается в «мы». Слоган Built by Oceanco и построенные суда говорят сами за себя: Equanimity — первая в мире PYC-яхта, Aquijo — самый большой в мире кеч, Jubilee — самая крупная яхта голландского производства, Black Pearl — самый большой парусник с вооружением Dynarig. В 2007 году Alfa Nero продемонстрировала силу инноваций и стала для Oceanco ступенью на качественно новый уровень, оказав огромное влияние на дизайн суперяхт. Можем ли мы сделать яхты такими же умными, как наши телефоны? Конечно, можем, но многие ли верфи сегодня задаются этим вопросом?
Питер Экономидес, специалист по развитию бизнеса, основатель Felix BNI

 

 

Похожие статьи