MOTORBOAT
Чартер по-новому - фото Чартер по-новому - фото

Чартер по-новому

# Путешествия # Чартер # Суперяхты

Существует мнение, что именно чартер способен вывести яхтенный рынок из кризиса. Каковы перспективы и нюансы чартера яхт в новой, посткоронавирусной реальности?

Отмена ограничений на яхтинг началась со стороны восточного Средиземноморья. Страны региона просто поняли, что не смогут без туризма и яхт. Уже полностью открыты Хорватия и Турция: можно перемещаться по стране, заходить в любые порты— карантина нет. С 11 июня Турция возобновила международные рейсы по ряду направлений с условием теста на коронавирус в аэропорту прилета. После этого можно выходить на яхте в море— вне зависимости от того, гражданин вы Евросоюза или нет. Не запрещается посещать магазины и рестораны (в маске), но рекомендуется избегать мест скопления людей и часто мыть руки. Правда, в Хорватии свобода пока коснулась только яхт длиной от 24 м, при этом капитанам дано право проверять состояние здоровья экипажа и гостей на борту. В Греции с 25 мая допускается передвижение и частных, и коммерческих яхт вне зависимости от флага, а с 15 июня официально разрешен и чартер для яхт, которые базируются в материковой части страны. Острова Греции должны открыться для посещения 1 июля.

В западном Средиземноморье самые заметные ослабления режима наблюдаются во Франции. Сняты все ограничения на выход в море и передвижение по стране, открыты пляжи, заработали кафе и рестораны. 15 июня открылись границы со странами ЕС, разрешен вход для яхт из всех портов Шенгенской зоны. Открыт порт Монако, музеи и знаменитое казино, правда, с некоторыми ограничениями. Особый контроль в монакском порту Эркюль в виде двойного теста на коронавирус ожидает только экипажи яхт, пришедших не из Шенгенской зоны. По договоренности можно сделать эти тесты прямо на борту, но придется просидеть в карантине на лодке 48 часов до получения результатов. Под французским флагом ограничений практически нет: чартерные яхты могут принимать и высаживать гостей и во Франции, и в Монако. Разрешено также использование вертолетов.

В Италии сложнее. Чартер на территории страны возможен, но на борту необходимо носить маски, перчатки и соблюдать социальную дистанцию один метр. Исключение — Сардиния: чартер там пока под запретом, а частные яхты могут приходить только из портов ЕС; правила для остальных объявят позже.

Что думают клиенты и владельцы яхт?

Насколько я могу судить, у владельцев яхт присутствует осторожный оптимизм относительно Средиземноморья. Мы предлагали тем, чьи яхты находятся под нашим управлением и провели зиму не в Европе, оставить их там и на летний чартерный сезон. Июль-август — прекрасное время во Французской Полинезии, Индонезия хороша для дайвинга. Мы разработали маршруты на Фиджи, в Новой Зеландии и Австралии, чтобы потом вернуться в Европу через Индийский океан, по пути захватив Мадагаскар и Маврикий.

Но большинство судовладельцев все же хотят возвращать свои яхты на Средиземноморье — рассчитывают на хороший сезон в Европе, тем более что уже подписано много контрактов. Например, Lili—одна из яхт чартерного флота Imperial—провела зимний сезон на Мальдивах и Сейшелах, но уже 30 апреля вернулась на Кипр, где прошла 14-дневный карантин. Тогда он еще был, но 18 мая остров снял ограничения, разрешив яхтам перемещаться и проводить чартеры. Lili к этому уже готова в соответствии с новыми требованиями: на борту всех чартерных яхт Imperial будут и тесты, и все необходимые средства дезинфекции.

Lili (Amels, 55 м) — настоящая звезда чартерного флота Imperial. Своей популярностью она в том числе обязана чудесной команде, которая любит и умеет устраивать потрясающие моменты отдыха для гостей в чартере

Дальше все зависит от клиентов: контракты подписаны, но люди по-разному относятся к ситуации. Кто-то спокоен, кто-то пока побаивается, в связи с чем может возникать необходимость в смене маршрутов и дат. Тем более что ситуация в мире может поменяться по причинам, ни от кого не зависящим.

Новая яхта Lana (Benetti, 107 м, 2020 г.) из чартерного флота Imperial Yachts

Новые условия чартерных контрактов

Как в такой ситуации работать брокерам и чего ожидать чартерным клиентам и владельцам яхт? Мы в Imperial сейчас все же стараемся склонить гостей провести чартер в восточном Средиземноморье. В Греции и Хорватии вообще не было серьезной эпидемии, к тому же там множество островов, а значит, всегда можно составить интересный и безопасный маршрут. Но если клиент во что бы то ни стало хочет провести чартер во Франции, Италии или Испании (много запросов на вторую половину июля и август), мы рекомендуем подписать дополнительное соглашение.

Высокая кухня на борту Flying Fox (Lürssen, 136 м) — одной из крупнейших чартерных яхт мира, находящейся под управлением Imperial Yachts

Ассоциация яхтенных брокеров Средиземноморья (MYBA) выпустила дополнение к своему стандартному чартерному контракту. В нем — на случай ухудшения эпидемиологической обстановки и закрытия границ — оговариваются условия переноса чартера и возврата денег без штрафов. Подписание добровольное, и, что интересно, подписывать дополнение хотят далеко не все —что владельцы яхт, что чартерные клиенты. Дело в том, что этим соглашением MYBA возлагает на капитанов дополнительную высокую ответственность. У них и так на борту полно забот, а здесь нужно учитывать еще массу факторов. Что, если гости заразят экипаж? Или экипаж — гостей? Многие боятся ротации экипажей: люди прилетают из разных стран. Регламент санитарной безопасности тоже везде разный: яхта должна соблюдать правила той страны, где она находится. Если во Франции надо все стерилизовать каждые пять минут, а в Хорватии не обязательно, то такие правила и будут применяться. Поэтому мы, в свою очередь, рекомендуем подписать другое соглашение. Если яхта не может прийти к началу чартера по причинам, связанным с коронавирусом, то чартер переносится по согласованию сторон на другую дату в период 12 месяцев.

Что поменяется к лучшему?

Нынешняя ситуация имеет и позитивные моменты. Возможно, станет легче с налогами, хотя и не везде. В начале года Франция и Италия объявили об отмене сокращенных ставок налога на чартер. До этого при определенном маршруте, например путем краткосрочного выхода в международные воды, можно было серьезно уменьшить налоги — на две трети в Италии и наполовину во Франции, и все этим пользовались. Французы тогда сообщили, что с 31 марта все чартерные контракты пройдут уже по полной ставке 22%; итальянцы решили применить ее ко всем контрактам 2020 года. Вслед за ними полную ставку хотела ввести и Греция: 12% для лодок под греческим флагом или с греческой лицензией и 24% вместо 9,6%— для всех остальных. Однако в конце марта стало понятно, что если поднять налоги, чартерную индустрию в сложившейся ситуации ждет коллапс: чартеров не будет нигде, кроме Турции и Черногории. Поэтому Италия и Франция объявили о возвращении к прежнему регламенту с оговоркой, что новые правила могут быть введены позже.

Есть основания полагать, что в будущем MYBA внесет изменения в стандартный контракт, смягчив правила отмены/переноса чартеров. Сейчас, отказываясь от чартера, клиент теряет те деньги, что уже заплатил. Когда отказывается владелец яхты, то возвращает все он и даже компенсирует издержки, если до чартера остался небольшой срок. Думаю, будет смягчение позиций, в первую очередь в пользу клиента.
Екатерина Павлова, руководитель чартерного направления Imperial Yachts

 

Французы пока оставили сокращенную ставку, а вот Италия в середине июня неожиданно ввела полную—22% на стоимость чартера и депозит. При этом ставка в чартере будет рассчитываться исходя из времени, проведенного яхтой в международных водах. Например, если яхта за сутки провела в международных водах два часа, то это время налогом не облагается, а за остальные 22 часа будет начислен налог 22%. Пока итальянцы не сообщают, будут ли все же применяться льготные условия к контрактам, заключенным в мае и первой половине июня на условиях сокращенной ставки. Это большой вопрос, и однозначного ответа на него сейчас нет.

Есть мнение, что яхтенный рынок должен выйти из кризиса именно за счет чартера. Хотя многие клиенты сейчас боятся куда-то ездить, стоит помнить, что яхта по сравнению с другими видами отдыха — «Ноев ковчег». Ее можно полностью продезинфицировать, загрузить всем необходимым, убедиться в том, что все присутствующие на борту здоровы, и прекрасно провести отпуск без внешних контактов. А поскольку все поняли, что в новой реальности нужно продолжать жить (вирус не исчезнет мгновенно), то страны одна за другой начинают открываться. Чартер вернется к прежним масштабам — это лишь вопрос времени.

Похожие статьи