MOTORBOAT
Brizo Yachts - фото Brizo Yachts - фото

Brizo Yachts

# Обзоры и тесты # Моторные яхты # Экспедиционные яхты # Верфи

Когда я увидел угольно-глянцевую финскую лодку с названием Black Pearl, то тут же вспомнил фразу Генри Форда: «Автомобиль может быть любого цвета, если он будет черным». У Форда, как говорили, эта «концепция» была связана с переизбытком черной краски, а дизайнеры верфи Brizo Yachts, где построили Black Pearl, руководствовались иными соображениями.

Да, это возможно!

Так случилось, что именно в Финляндии появились так называемые «морские внедорожники». Есть разные мнения, кого считать родоначальником типа, но так или иначе сегодня такие суда выпускают несколько верфей. При некоторых различиях у них немало общего: энерговооруженность, скорость и мореходность, срединное расположение высокой рубки с обратным наклоном лобового стекла и дверями по бортам, большой кокпит в носу и корме. Такие катера строили только из стеклопластика до того момента, как в этой нише обосновался новый игрок — компания Brizo Yachts, избравшая в качестве конструкционного материала алюминиевый сплав, а в качестве девиза — фразу «Yes, it is possible!»

Все началось в 1979 году, когда на европейском рынке о себе заявила компания Magnusson & Stoor — изготовитель металлоконструкций, в том числе для судостроительной отрасли. Вскоре там начали выпускать рабочие суда из легкого сплава, а в 2011 году появилась первая модель бренда Brizo — круизер Brizo 28. Эту лодку с именем Black Pearl я тестировал тогда в архипелаге Турку. Потом на боат-шоу в Хельсинки показали Brizo 36, тоже c флайбриджем, в 2014 году на выставке в Москве красовалась Brizo 30; позже я увидел Brizo 46 и Brizo SC40, которую показали в Санкт-Петербурге на SPIBS 2019…

Заказчик в любой момент может посетить верфь, чтобы посмотреть за ходом строительства своей яхты - фото
Заказчик в любой момент может посетить верфь, чтобы посмотреть за ходом строительства своей яхты
Джонни Стур, генеральный директор Brizo Yachts - фото
Джонни Стур, генеральный директор Brizo Yachts
Brizo Yachts - фото 3

Модельный ряд

Brizo — античное имя: так звали одну из богинь Древней Греции, покровительницу моряков и рыбаков. Конечно, опека небожителей — дело хорошее, только ведь надо и самим ­что-то делать… И Brizo Yachts делает — выпускает разнообразные прогулочные суда. Сегодня в портфолио верфи собственные проекты «морских внедорожников» длиной от 30 до 60 футов для суровых акваторий; открытые и закрытые круизеры 33–50 футов для более теплого климата, а также экспедиционные яхты длиной до 110 футов.

Однако из этого не следует, что все они на стапелях. В процессе строительства находятся крузеры Brizo 42 и два Brizo SC40 (Sport Cruiser), тогда как остальные…

Тут самое время сказать, что Brizo Yachts — верфь практически бутиковая. То есть каждая лодка (даже компактные модели) изготавливается по индивидуальному проекту, semi custom или custom, в котором учтены пожелания заказчика, а упор сделан на функциональность и дизайн. Компания выпускает уникальные модели, применяя смелые технические решения, даже если они не являются типовыми. При этом некоторые лодки пока имеются в единственном экземпляре.

Рынок меняется. Если в прошлые годы наибольшей популярностью пользовалась «внедорожная классика», то сегодня к ней добавились лодки типа Brizo SC40, а также эксплореры длиной свыше 20 м. Их линейка включает модели BEXP20M, BEXP24M, BEXP33M; буквы означают Brizo EXPlorer, а цифровой индекс — длину яхты в метрах. BEXP33M — экспедиционная яхта Virus, проект которой в 2020 году в Дюссельдорфе Brizo Yachts представляла совместно с яхтенным агентством Jonacor Marine, дилером и партнером верфи. В настоящее время идут переговоры о строительстве первых корпусов BEXP33M, а также BEXP24M.

Экспедиционная яхта BEXP33M (Virus), проект которой в 2020 году представили в Дюссельдорфе - фото
Экспедиционная яхта BEXP33M (Virus), проект которой в 2020 году представили в Дюссельдорфе
Вариант интерьера салона на главной палубе моторной яхты BEXP33M - фото
Вариант интерьера салона на главной палубе моторной яхты BEXP33M

Технологично и быстро

Brizo Yachts — верфь полного цикла, выполняющая максимум операций при строительстве своих судов. Здесь есть литейка, цеха по обработке металла и дерева, сборочная линия; стоит новейшее оборудование для резки и сварки металла, а работают не только с алюминием, нержавейкой и титаном, но также с пластиковыми композитами. Качество сварки, как я мог убедиться, безупречное: в его основе — опыт Magnusson & Stoor, которая в прошлом выполняла подряды ведущих судостроительных верфей Финляндии, а сейчас отдельное подразделение Stoor Metal Company является основным подрядчиком шведской компании Lamor. У лодок из легкого сплава есть определенные преимущества над стеклопластиковыми, но верно и обратное, поэтому не будем здесь проводить детальное сопоставление, а ограничимся тезисом в духе Маяковского: если лодки из алюминия строят и покупают, значит это ­кому-то нужно.

Двигатели применяют основных мировых производителей, чаще предлагая заказчикам версии heavy duty. Трансмиссия для прогулочных моделей — транцевые колонки и водометы (быстроходные лодки). Один из показателей эксклюзивности — кресла Recaro линейки Maritime Seats у рулевой консоли: не просто комфортабельные, но зачастую с усиленной амортизационной подвеской, особенно востребованной в условиях волнения. Их встречаешь нечасто, но на «бутиковой» лодке они выглядят естественно. Brizo Yachts среди первых отказалась от фанерных каркасов при обстройке интерьеров, заменив их более легкими и долговечными композитными материалами. В отделке используются кожа, алькантара, карбон — все на усмотрение заказчика.

«Морской внедорожник» Brizo 46 во время тестов в Финляндии - фото
«Морской внедорожник» Brizo 46 во время тестов в Финляндии
Brizo Yachts - фото 2
Brizo Yachts - фото 3
В ходовой рубке Brizo 46. На подголовниках кресел — логотип верфи - фото
В ходовой рубке Brizo 46. На подголовниках кресел — логотип верфи
Brizo Yachts - фото 5
Brizo Yachts - фото 6
Brizo Yachts - фото 7
Интерьер Brizo 46 - фото
Интерьер Brizo 46
Brizo Yachts - фото 9
Brizo Yachts - фото 10
Brizo Yachts - фото 11
Brizo Yachts - фото 12

И вот такая интегральная характеристика качества: в разговоре с представителями верфи прозвучало, что гарантийные обращения по лодкам Brizo крайне редки. А заказчик в любой момент может посетить верфь, чтобы посмотреть за ходом строительства своей яхты.

Те модели, что мне довелось тестировать, отличались завидной для прогулочных судов скоростью. Brizo 28 (длина 9,25 м, водоизмещение 3,9 т), внешне и компоновкой похожая на другие финские лодки-SUV, получила моторную установку Volvo Penta D6-400, а в качестве трансмиссии — угловую колонку или водомет Hamilton. Ее максимальная скорость достигала 45 узлов. Brizo 46 (длина 15,1 м, водоизмещение 16,5 т) с двумя Volvo Penta D13-900 и водометами Hamilton HJ364 показала на максимуме 44 узла. По гладкой воде она летела, будто стелилась, на волне тоже вела себя достойно: гребни до метра почти не замечала, только иногда цепляя скулой особенно выдающиеся «холмы» и поднимая пелену брызг…

Вот такая верфь Brizo Yachts есть в 50 км от Хельсинки, в небольшом очаровательно-провинциальном городке Порвоо с населением ­всего-то под 50 000 человек, где работает добрый десяток компаний, связанных с производством лодок.

Вернусь к началу статьи, чтобы ответить на вопрос: почему многие модели Brizo черные? Такой дизайнерский ход: он усиливает индивидуальность проекта, выделяя лодку на фоне остального прогулочного флота, делает ее особенно заметной на акватории. Черный подчеркивает брутальность архитектуры «морского внедорожника». В одной иностранной статье про Brizo написали, что это «лодки для мачо». Чушь, ибо «мачо» — декорация, картинка, растиражированный образ некоего «Санчо с ранчо» из мира моды и гламурных журналов. А Brizo, рассекающие воды Северо-Западной Европы, в частности Норвегии и Швеции, — лодки, которые можно встретить и в России, в Черном море, и на сибирских реках, — они для серьезных мариманов. И те и другие — «товар» штучный.

Похожие статьи