YMAG.media
Beneteau. Swift Trawler - фото Beneteau. Swift Trawler - фото

Beneteau. Swift Trawler

# Обзоры и тесты # Моторные яхты

Как говорится, из песни слов не выкинешь! Однако случается, что они вылетают сами и становятся пословицами и поговорками. Вот и строки «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» из мультяшной песенки про капитана Врунгеля ушли в народ и обрели пророческую силу. Замечу, не только по отношению к конкретной лодке, но и, возможно, даже применительно к типу. При таком формальном подходе траулерным яхтам уготовано таскать трал и добывать рыбу, однако на деле их миссия совершенно в ином: это комфортабельные суда для отдыха, обладающие рядом специфических черт. Именно они и делают такие яхты весьма популярными среди опытных мореманов.

Особенности типа

Траулерные яхты составляют весьма специфическую группу. Массово их принялись строить в середине ХХ века, поначалу переделывая преимущественно из судов промысловых, откуда и пошло название типа. После рефита яхты-траулеры сохраняли свои высокие мореходные качества: плавучесть, остойчивость, способность держать ход на волне, — при этом переделке подвергались в основном компоновка обитаемых помещений и интерьеры, без сильного изменения внешнего вида. А спустя время такие суда начала строить группа компаний Beneteau. У нее богатая история. Начав в 1884 году с деревянных парусных рыболовных траулеров, небольшая верфь на западе Франции в 1912 году уже выпускала моторные лодки, тоже рыболовные (прежде всего — для ловли тунца). С 1964 года верфь строит уже не только промысловые лодки, но и яхты для отдыха и спорта, а в 2003 году у бренда Beneteau появились траулерные яхты линейки Swift Trawler.

К­огда-то, заинтересовавшись такими яхтами, я написал для MBY статью «Траулеры без трала», где предложил несколько вариантов классификации этих судов. Так, согласно одной из них, яхты-траулеры подразделяются по конструктивному типу на Classic, Sedan и Pilothouse. Но эта классификация не затрагивает мореходные качества яхт, и с этой целью их можно разбить на две другие группы: Recreational Trawlers (тихоходные прогулочные траулеры с существенным ограничением по погоде) и Passagemakers, что подразумевает высокие мореходные качества, включая автономность по топливу. Так вот, у всех моделей Swift Trawler прослеживаются многие полезные признаки отмеченных типов.

Линейка Swift Trawler несколько раз обновлялась; сегодня она состоит из четырех моделей длиной 35, 41 (Fly и Sedan) и 47 футов; ранее были еще модели Swift Trawler 30 и 50/52. Для всех характерны такие конструктивные решения, как высокая надстройка на высокобортном корпусе, асимметричная планировка палубы с проходом по правому борту, частично защищенным сверху, флайбридж с постом управления (за исключением Swift Trawler 41 Sedan), большой кокпит в корме и зона отдыха на фордеке с лежаками. Сюда же добавим дверь на палубу (правый борт), мощный релинг по периметру, транцевую платформу (она возможна на гидравлике) и вариации на флайбридже (бимини, ветбар и пр.). Любопытно, что на первых моделях еще стояла декоративная мачта, гик которой служил кран-балкой для спуска и подъема шлюпки; но здесь произошло то же, что и в живой природе, где по мере утраты физиологической потребности рудименты изменяются и даже отмирают…

Перечень может показаться стандартным, но дизайнеры из итальянского бюро Andreani Design собрали все воедино таким образом, что лодки выглядят абсолютно нетривиально. Их брутальный, или, если по-русски, суровый стиль и привлекает, и намекает на готовность покорять моря.

Комфорт

При разработке интерьеров линейки дизайнеры постарались сделать так, чтобы люди чувствовали себя на борту свободно и совершенно непринужденно, что особенно важно в продолжительном плавании: принадлежность лодки к семейству траулеров это подразумевает. И если учесть, что число построенных корпусов Swift Trawler разных моделей перевалило за 1300, а, по статистике, свыше 65% их владельцев имеют опыт плавания 15 и более лет, непростую задачу решить удалось.

Говоря о внутреннем устройстве этих лодок, снова надо признать, что набор «элементов конструктора» здесь точно такой же, как и на любом другом круизере схожей длины, и снова эти «кубики» собраны дизайнерами по-своему. Говоря предметно, отмечу, что у Swift Trawler 35 и 47 рулевая консоль смонтирована на правом борту (как положено), а у Swift Trawler 47 она в диаметральной плоскости, как у траулерных яхт многих брендов. С камбузом в салоне тоже вариации: у Swift Trawler 41 он помещен на границе салона и кокпита, у дверей, а у других двух моделей находится рядом с постом управления (как на многих траулерах). Не стану рассуждать о том, как удобнее: каждый вариант имеет свои преимущества.

Но вот чего не отнять у салона (и у кают внизу), так это высоты помещения. Архитектура типа предопределила высокий профиль, и это обеспечило заметно увеличенные объемы, главным образом обитаемые. И не отнять обилия света за счет большой площади остекления надстройки. И достаточного количества диванов, и трансформируемые элементы (легким движением диван динетты превращается в спальное место), и насыщенных приборами постов управления с большими корабельными штурвалами, и скругленных углов мебели, безопасных при контакте с телом…

Swift Trawler 41 Fly - фото
Swift Trawler 41 Fly
Beneteau. Swift Trawler - фото 2
Beneteau. Swift Trawler - фото 3
Beneteau. Swift Trawler - фото 4
Beneteau. Swift Trawler - фото 5
Beneteau. Swift Trawler - фото 6
Характерной конструктивной деталью лодок Beneteau Swift Trawler является такой корабельный штурвал - фото
Характерной конструктивной деталью лодок Beneteau Swift Trawler является такой корабельный штурвал
Beneteau. Swift Trawler - фото 8
Beneteau. Swift Trawler - фото 9
Beneteau. Swift Trawler - фото 10
Beneteau. Swift Trawler - фото 11

Каюты, две или три, не дают разгула фантазии в отношении их расположения, но в любом случае «мастер» оказывается в носовой части. А количество гальюнов рассчитывается по простой формуле: их на один меньше, чем кают. Есть на борту и развлекательная электроника…

Все эти конструктивные решения призваны обеспечить комфорт в путешествии.

Дальше, дольше и больше

В этой интегральной характеристике, сочетающей параметры остойчивости и непотопляемости, ходкости и мореходности (способности противостоять волне), управляемости и много чего еще, мы коснемся только скорости как таковой, дальности плавания и совсем чуть — мореходности.

Функциональность этих лодок повышают бортовая дверь и лацпорт в фальшборте. Swift Trawler 47 Fly - фото
Функциональность этих лодок повышают бортовая дверь и лацпорт в фальшборте. Swift Trawler 47 Fly
Beneteau. Swift Trawler - фото 2
Легкий трап на флайбридж совершенно не крадет место в кокпите - фото
Легкий трап на флайбридж совершенно не крадет место в кокпите
Полноценный камбузный блок подразумевает долгие путешествия - фото
Полноценный камбузный блок подразумевает долгие путешествия
Beneteau. Swift Trawler - фото 5
Beneteau. Swift Trawler - фото 6
Beneteau. Swift Trawler - фото 7
Beneteau. Swift Trawler - фото 8
Носовая VIP-каюта вполне подойдет и владельцу такой яхты - фото
Носовая VIP-каюта вполне подойдет и владельцу такой яхты
Beneteau. Swift Trawler - фото 10

Заложенные в проект яхт Beneteau Swift Trawler граничные условия в отношении ходкости можно сформулировать так: умеренная мощность и экономичность при достаточной скорости. Для этого предложенные моторные установки (стационарные дизели, соединенные через редуктор с гребными валами) не перегружены лошадиными силами, а объем топливных баков, напротив, увеличен. Что это дает, можно увидеть при сравнении модели Swift Trawler 47 Fly с типичной флайбриджной яхтой той же длины.

Если у 47 Fly моторная установка состоит из двух Cummins QSB 6.7L общей мощностью 850 л.с., то у среднего круизера мы, скорее всего, обнаружим две установки Volvo Penta D8−600 (1200 л.с.). Разница в максимальной скорости составит порядка 4 узлов: 26 против 30 в пользу флайбриджной яхты, которая, в отличие от большинства траулеров, уверенно глиссирует. На крейсерской скорости 10 узлов Swift Trawler 47 Fly может пройти без дозаправки не менее 400 миль (с 10% запаса топлива), тогда как у типичной круизной яхты этот показатель существенно ниже — в районе 250 миль. А на скорости 8 узлов дальность плавания Swift Trawler 47 Fly превышает 1000 миль, да и двигаться на такой скорости значительно комфортнее за счет корпуса переходного типа. Здесь, помимо экономии от умеренной мощности, свою роль играют увеличенные на 30% топливные баки. Конечно, можно подобрать модели флайбриджных круизеров, где разница будет не столь заметна, но они составляют меньшинство.

Моделям яхт линейки Swift Trawler от французского холдинга Beneteau есть чем порадовать российских владельцев: это и функциональная планировка широкого корпуса с удобными каютами, и экономичный расход топлива, полезный в круизах — особенно с учетом не слишком развитой инфраструктуры российских акваторий, и высокие борта с широкими боковыми проходами, гарантирующие безопасность, и, безусловно, легкость в эксплуатации и обслуживании лодок при очень привлекательном соотношении цены и качества.
Арсений Андрейковский, яхтенный брокер компании Nordmarine

Swift Trawler 35 - фото
Swift Trawler 35
Beneteau. Swift Trawler - фото 2
Большой и светлый салон видишь на всех Beneteau Swift Trawlers - фото
Большой и светлый салон видишь на всех Beneteau Swift Trawlers
Дополнительное спальное место в салоне может потребоваться для неожиданных гостей - фото
Дополнительное спальное место в салоне может потребоваться для неожиданных гостей
Beneteau. Swift Trawler - фото 5

Что же до мореходности, то европейская категория RCD «В» (ветер до 20 м/с, волна до 4 м) — вполне солидный показатель для Beneteau Swift Trawler. Кстати, в MBY была статья «По великой петле» — большое путешествие Swift Trawler 34 по The Great Loop. Так называют «кругосветный» маршрут на востоке США протяженностью от 5000 до 7500 миль вдоль океанского побережья и по внутренним водам, во время которого на маленький траулер обрушивался ветер под 40 узлов, а волны метровой высоты воспринимались как обыденность… Ничего, справился.

В заключение скажу так. Лодки Beneteau Swift Trawler, которые своим появлением задали новое направление развитию среднеразмерных моторных круизеров, трудно назвать типичными. Даже к траулерным яхтам их следует причислять с оговоркой, а про экспедиционные и говорить не будем, хотя Beneteau их позиционирует как True Passagemakers, «спроектированные для приключений и исследований». Зато все остальное оговорок не требует.

И еще одно важное обстоятельство — цена вопроса: полагаю, не много найдется лодок такой ценовой категории и с такими возможностями. То есть, если вы не зациклены на скорости, за умеренные деньги можно получить столько же удовольствия и больше объема внутри по сравнению с экспресс-круизером. Быстро — это, конечно, хорошо: круто, престижно, адреналиново и ветер в волосах. Но, с другой стороны, не зря говорят: «Тихо едущий берет дорогу». А на Swift Trawler даже не так чтобы совсем медленно, зато много дальше получается. И удовольствие это не залпом, а растянутое во времени.

Похожие статьи