MOTORBOAT

Артем Радчик — о том, как купить яхту, чтобы потом удачно ее продать

Артем Радчик — руководитель департамента Nordmarine Brokerage

Близится сезон осенних яхтенных выставок и время покупать яхты. Но, как известно, яхтсмен бывает счастлив всего дважды: когда купил новую яхту и когда сумел ее продать. Как выбрать лодку, чтобы потом обеспечить ей ликвидность на рынке, в разумные сроки и за реальные деньги?

Итак, вы решили наконец стать владельцем яхты. Открыли журналы, изучили Интернет и поняли, что вас как магнитом тянет к яхте с подвесными моторами, окрашенной в красный цвет! Остановитесь и подумайте. Проанализируйте рынок: много ли в продаже лодок с подвесными моторами красного цвета? Уверяю: одна–две! Отсюда вывод: при покупке яхты не поддавайтесь первому импульсу.

Как определить наиболее востребованный товар? Откройте тематические интернет-площадки по продаже подержанных яхт, посмотрите, яхты какого типа занимают больше позиций. Статистику не обманешь! Однако вы скажете: «Максимальное количество во вторичной продаже составляют яхты с флайбриджем, а мне хочется с жесткой крышей и люком!». Не вопрос! Измените критерии поиска — и вы увидите весь перечень подобных яхт, находящихся в продаже. Сравнив этот сегмент и предыдущий, вы поймете, насколько критично сузили себе круг покупателей при последующей продаже. Впрочем, не отчаивайтесь: на любой товар есть свой клиент.

Идем дальше. Добиться того, чтобы яхта впоследствии не потеряла в цене и была востребована при перепродаже, не так уж и сложно: следите за ней, ухаживайте. Яхту необходимо не только обслуживать согласно графику, — ей нужно обеспечить постоянный режим. Не реже раза в год приводите в порядок корпус (своевременно устраняйте сколы, царапины, иные повреждения), следите за состоянием тика, тентов, сидений.

Естественно, важным условием успешной перепродажи яхты в будущем является цена. Поэтому необходимо яхту выгодно купить сейчас. Цена всегда складывается из множества факторов; это не автомобильный рынок, где цену формируют всего два показателя: год и пробег. На цену поддержанной лодки они тоже влияют, лишь в случае пробега до 500 часов. При наработке свыше 1000 часов цена уже формируется скорее исходя из технического состояния судна и его внешнего вида. При наработке свыше 2000 часов решающий фактор — техническое состояние. А при пробеге более 3000 часов важнейший аргумент — проведенный рефит: масштабная реконструкция яхты, включающая обновление интерьера, замену электроники, окраску корпуса (если надо), серьезное обновление технической части судна. Такие работы, как правило, требуют больших затрат, которые не могут не отразиться на последующей стоимости.

Осмыслить справедливость цены, которую вы видите на сайтах и прочих электронных площадках, не всегда просто. Поэтому, как я уже писал ранее, пользуйтесь услугами профессиональных сюрвейеров. Не верьте, когда владелец по телефону говорит, что высокая цена — оправдание сделанных в яхту инвестиций. Зачастую оказывается, что те 3 млн руб., на которые можно было сделать капремонт генератора, обновить валолинию и заменить винты, продавец потратил на 30 динамиков и плазменную панель поперек каюты с игровой приставкой и звуком Dolby. Также не верьте, когда уникальную дешевизну катера обосновывают кардинальным изменением статуса собственника или его образа жизни: это всегда мошенничество. Спустя несколько месяцев прибегут кредиторы с приставами, либо брошенная супруга после развода придет требовать законную часть, либо права собственности на яхту у продавца окажутся весьма сомнительными.

Доверяйте профессионалам — и вы не окажетесь обманутыми. Не нужно строить иллюзий, что, обегав половину территории РФ и налетав 100 000 миль на самолетах, вы сами найдете тот самый «алмаз». Будьте уверены: крупные компании все уже отыскали его до вас, проверили, сторговали и выставили на продажу, точно представляя техническую и юридическую стороны предмета.

И напоследок еще один совет от профессионала: следуйте мудрой пословице — готовьте сани летом! Лучшие цены на брокеражные яхты всегда были и будут в сентябре–октябре. Не стоит надеяться, что на отложенный капитал вы за зиму накрутите проценты, превышающие сезонное удорожание яхт в марте–апреле. Времена нынче не те. Также не стоит обманывать самого себя размышлениями в духе: «А вдруг случится новый ледниковый период, высохнут моря и реки… А тут я с новой яхтой!» Бросьте! Как говорится, будь мужиком: решил купить лодку — пришел осенью к брокеру и купил. Благо впереди вся зима, когда можно без спешки привести ее в состояние новой.

Похожие статьи