YMAG.media

Артем Радчик — о тенденциях вторичного рынка в условиях изоляции

Артем Радчик — руководитель департамента Nordmarine Brokerage

Хочется под занавес этого пандемийного яхтенного сезона сказать пару слов о тенденциях вторичного рынка в условиях изоляции. Выглядело это примерно так: когда в начале лета надзорные органы разрешили хождение лодок с экипажем на борту (в то время как границы привычных нам зарубежных акваторий оставались на замке), рынок вторичных продаж стал похож на воду в котелке, подвешенном над костром туристов, усыпавших берега Селигера.

Основными трендами этого сезона стали:

  • покупки до 10 млн руб. за «что-то, что когда-то называлось яхтой, а ныне — маломерным судном, бывшим в употреблении»;
  • приобретение за 25 млн руб. «любого судна от 55 футов: битого, крашеного, не на ходу, с проблемами и т. п.»;
  • ну и, наконец, «продам за 50 млн руб. судно после “глубокого рефита” в идеальном состоянии , б /у 5000 моточасов».

Причем смысл словосочетания «глубокий рефит» недоступен даже мне, а уж большинству покупателей и вовсе невдомек, о чем речь. Однако магическое слово «рефит» в объявлении — это половина успеха, хотя под этим порой скрывается такое, от чего волосы на затылке шевелятся! Например: замена «намотавшего» 8000 часов судового дизельгенератора на бытовой дизель-генератор Kipor, установленный кустарно и соединенный с бортовой сетью с помощью бытового удлинителя 220 В. Либо замена отслоившегося за 15 лет тикового покрытия на виниловую имитацию зеленого газона, применяемую для очистки обуви от грязи перед входом в супермаркет. Или замена пришедшей в негодность яхтенной мебели на диваны от фабрики «8 Марта». А уж окраска колпаков спутниковых антенн автоэмалью в цвет корпуса — повод повысить цену на 15%!

Только ленивый в этом сезоне не продал или не купил яхту: дали столько рублей, что не мог и вообразить год назад. Но когда дело дошло до обмена валют, оказалось, что долларов вышло меньше, чем если бы продал ее по прошлогодним ценам. Купил, потому что сидеть с рублями страшно, а тут и вложение, и капитализация налицо! Особенно это заметно на черноморском побережье, где массово скупают недвижимость, а вслед за ней и яхты. Причем это не обязательно связано с ожиданием того, что пандемия затянется. Люди сегодня покупают то, что можно найти здесь, при этом многие ошибочно полагают, будто сейчас — самое время отыскать лодку по низкой цене: якобы владельцы массово стремятся продать свои яхты, пока еще можно. Отчасти это так: люди, которые понимают, что нынешняя ситуация не навсегда, пытаются выгодно продать свою лодку сегодня. Этот фактор и обеспечивает оживленное движение в обоих направлениях: кто-то продает, кто-то покупает.

И, конечно, нельзя пройти мимо главного события этого сезона: друзья, в Россию опять стали завозить новые моторные яхты! Ура! Это прекрасно! Мы долго ждали этого момента, и вот он настал. Наконец на наших водоемах вновь показались яхты ведущих мировых производителей: Princess, Sunseeker, Ferretti, — построенные в 2019‑2020 годах!

Итак, подводим итог. Что нас ожидает в ближайшем будущем? Конец сезона, консервация, битком набитые эллинги из -за отсутствия зарубежных альтернатив (Финляндия и Эстония больше не распахивают нашим судо владельцам свои гостеприимные объятия).

Снова откроем Интернет, убедимся, что в Европе все сильно дороже, и примемся скупать то, что еще осталось к следующему сезону. И чем раньше вы заключите сделку, тем больше у вас будет времени на подготовку судна к предстоящему сезону‑2021! Ведь зимний период — время «глубокого рефита», не забывайте об этом. А мы всегда рады помочь вам с выбором судна, эллинга и компании для рефита. Наш опыт — это ваше надежное плавание по бескрайним просторам нашей родины!

Похожие статьи