YMAG.media

Антон Черкасов-Нисман — о том, на каких судах легче всего переносить качку

Антон Черкасов-Нисман — главный редактор Motor Boat & Yachting Russia

Весной мне довелось совершить короткую, но увлекательную прогулку по реке Лек в дельте Рейна на борту яхты Moonen 85 Nickeline, построенной в далеком 1987 году. Эта классическая модель останется в истории голландского судостроения по двум причинам.

Во-первых, точно такая лодка была в свое время у принца Нидерландов, а во‑вторых, именно ее журналисты впервые окрестили карманной суперяхтой. По крайней мере так утверждает бессменный владелец и директор верфи Эмиль Бильтерийст, с которым у нас состоялся интересный разговор, пока Nickeline плавно скользила по телу полноводной реки от одного пасторального пейзажа к другому.

Началось с того, что Эмиль — конструктор-судостроитель по образованию — рассказал о том, почему большое удлинение корпуса судна благоприятно сказывается на его ходовых качествах. Знание это не новое, и так называемый Enhanced Length Principle (термин, принятый на верфи Moonen) давно используют при проектировании коммерческих судов водоизмещающего типа. Сводится этот принцип к тому, что корпус в носу и в корме удлиняют, а полученный дополнительный объем не занимают грузом или оборудованием. В итоге соотношение длины и ширины корпуса повышается, и за счет относительно длинной ватерлинии судно идет быстрее («длина бежит»). Кроме того, как считает Бильтерийст, момент инерции такого судна меньше по сравнению с полностью загруженным, а значит, качка должна переноситься комфортнее.

Для него, человека с инженерным, и уж тем более судостроительным, образованием, такая зависимость очевидна, а как быть обычным людям, выбирающим себе прогулочную яхту?

«Часто заказчики приходят к нам на верфь и говорят: “Хотим максимально остойчивую яхту”, — рассказывает Эмиль Бильтерийст. — При этом они полагают, что качка в море у такого судна должна быть минимальной, дабы пассажиры не страдали от морской болезни. Но, как правило, они не осознают, что высокая начальная остойчивость и минимальная качка в шторм — понятия, напрямую не связанные.

Лучший пример максимально остойчивого судна — это плот или катамаран: его сложно перевернуть, и в штиль на нем действительно комфортно. Но едва появляются волны, их воздействие на чрезмерно остойчивый корпус приводит к крайне резкой бортовой или килевой качке с малой амплитудой. Именно поэтому катамаран в штормящем море — не самое комфортное место!»

Естественно, говоря о качке, надо принимать во внимание соотношение размерений и формы корпуса судна, высоты и длины волн и понимать, что восприятие качки весьма индивидуально.

А на какой яхте качка переносится легче всего? Как ни парадоксально, на той, чей корпус обладает не столь высокой (разумеется, при обеспеченной безопасности) статической остойчивостью и не так сильно сопротивляется энергии волн. Приводам успокоителей качки (стабилизаторов) на таком судне необходимо значительно меньше энергии, чтобы компенсировать колебательные движения корпуса на волне.

«Знаете, почему у Feadship получаются такие комфортабельные в плане качки суперяхты? — добавляет Эмиль, когда Nickeline швартуется напротив эллингов Moonen, в одном из которых сейчас достраивается новая модель Martinique. — Потому что они стремятся создавать крупные лодки, но ограничены шириной мостовых пролетов, где осуществляется проводка в открытое море. В итоге приходится конструировать длинные и узкие корпуса».

Поэтому в следующий раз, когда продавцы катамаранов будут увлеченно рассказывать вам про непревзойденную остойчивость и комфорт своих судов, вспомните, что даже плот не есть панацея от качки!

Похожие статьи