MOTORBOAT

Альберт Назаров — о том, как не надо составлять правила пользования маломерными судами

Альберт Назаров — глава компании Albatross Marine Design (Таиланд)

При слове «регистр» перед глазами часто возникает образ умудренного опытом сюрвейера со строго сдвинутыми бровями, который, опираясь на «написанные человеческими жизнями» правила, заметит и заставит устранить любое несоответствие — «ради вашей же безопасности». Но как пишутся правила в реальности? Вот история на эту тему.

Эпизод № 1
В 2003 году меня пригласили в группу разработчиков правил для малых судов Регистра Украины. Надо сказать, изначально подход был верный, и группа конструкторов-практиков разработала вполне жизнеспособную редакцию документа на основе стандартов ISO. Однако, как оказалось, платили за объем, и сотрудники Главного управления РУ в Киеве во второй редакции увеличили объем правил… до четырех томов! Для сравнения, у DNV аналогичные правила 0342 занимают 135 страниц.

Краткость — сестра таланта, а многословность — очевидно, наоборот. Деятели из ГУ РУ натолкали туда всего и вся. Например, в разделе по остойчивости без какой-либо внятной структуры получился «винегрет» требований с заимствованием из чужеродных сфер, включая нормы для речных барж и труды профессора Некрасова по опрокидыванию промысловых судов на волнении с их «дисперсиями бортовой качки»… В итоге по этим правилам РУ, выпущенным в 2005 году, ни одно судно так и не получило «морской» категории: можно было пройти лишь на «прибрежную».

Эпизод № 2
Российский морской регистр судоходства на определенном этапе тоже озаботился созданием правил для прогулочных судов. Работа была поручена одной севастопольской конторе, которая имела опыт «легализации маломерки» под украинский Регистр. Не удивительно, что правила РМРС, вышедшие в 2009 году, оказались переписанными с украинских с минимальными изменениями. В частности, они предписывали на прогулочных судах (яхтах) иметь ящик с песком и пожарный щит с ведром и лопатой, которые наверняка бы украсили любую Princess или Sunseeker, не так ли? Впоследствии эти правила существенно переработали.

Эпизод № 3
Жарким днем 2017 года в моем офисе раздался телефонный звонок из Вьетнама. «Альберт, ты ведь знаком с российскими правилами? Проконсультируй, у нас Вьетнамский регистр перевел их и применяет к прогулочным судам…»

Каково же было мое удивление, когда на сайте Вьетнамского регистра я обнаружил правила со знакомыми до боли иллюстрациями! Да, вьетнамские коллеги столкнулись с реальной проблемой: все импортные моторные яхты теперь нуждались в перепроектировании, установке водонепроницаемых переборок и прочих «прелестей» незалежной регистровой мысли. Тот самый украинский «винегрет», только доведенный до абсурда острыми азиатскими приправами. Кушать подано!

Первый вопрос от вьетнамских коллег был такой: «Как избавиться от требования применять якоря Матросова? Они не помещаются в штатные роульсы». Тот, кто бывал во Вьетнаме и видел местную «маломерку», мог заметить, что на борту даже 6‑метровых открытых катеров нанесены и диски Плимсоля, и марки углублений в носу и корме, отчего лодки напоминают плавающие линейки. Почему бы просто не указать допустимое количество людей на борту? Ведь эти «линейки» и грузовые марки на малом судне попросту бесполезны! Как говорится, дуракам закон не писан, но еще хуже, когда дураки пишут законы сами, в какой бы стране это ни происходило…

Толковые и работоспособные правила — это отражение положительной практики постройки и эксплуатации судов, а вовсе не «компиляция» и «переписывание» из одних книг в другие малосведущими в теме людьми… А вьетнамцев жалко!

Похожие статьи